#1
|
|||
|
|||
Евразия иль Азиопа?
Andrei Mihailov написал(а) к All в Oct 19 05:58:49 по местному времени:
Нello, All. Дискуссии в обход реалий На минувшей неделе в Москве состоялась международная конференция "Центральная Азия и Россия". Примечательна она прежде всего тем, что там в который раз безуспешно искали ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Россия это Евразия по Гумилёву или Азиопа, как у Милюкова? В работе форума участвовали эксперты не только из стран региона, наряду с российскими, но также из Китая и Ирана. Примечательно и то, что форум проигнорировали дипломаты и эксперты из Турции. И это при том, что большинство российских и особенно центральноазиатских аналитиков фактически призывали Турцию к еще более активной политике в регионе. В Азии многими откровенно приветствуются интеграционные процессы, которые стимулирует Анкара в рамках созданного ею в 2009 году Тюркского совета. В упомянутый Совет вошли пять стран: помимо Турции, это Казахстан, Киргизия, Азербайджан и Узбекистан. Его очередная межгосударственная бизнес-конференция состоялась в Ташкенте в первой декаде октября. Пожалуй, наиболее предметными на московском форуме были выступления иранских аналитиков: Вали Казигар Каледжи (иранский Совет евразийских исследований) и Алиреза Багдели (Институт политических исследований иранского МИДа). Они подчеркнули, что Иран активизирует взаимодействие со странами региона и с РФ по экономическим причинам и еще для того, чтобы предотвратить вовлечение центральноазиатских стран в антииранский курс США. Из Тегерана постоянно раздаются сетования по поводу того, что и без того весомое политико-экономическое влияние США в регионе усиливается. Поэтому американцы вполне могут вынудить эти страны к косвенному, а то и к прямому участию в антииранской политике Вашингтона. При этом темпы ирано-центральноазиатской торговли растут в последние годы максимальными темпами, но этой торговле, как отметили иранские аналитики, до сих пор далеко от рекордных показателей товарооборота центральноазиатского региона с КНР и Турцией. Что не в последнюю очередь связано как минимум с психологическим воздействием антииранской политики США на страны Центральной Азии. Эти оценки остались, скажем так, без "предметных" комментариев других участников форума. Но в краткой беседе с автором, участвовавшим в этой конференции, г-н Каледжи отметил, что, по мнению иранской стороны, Турция проводит линию на "протурецкую" интеграцию в регионе с согласия США. Которые пока не хотят "светиться" в качестве своего рода первой скрипки в сплочении центральноазиатских стран для сдерживания растущего влияния там Китая и потенциально сильного влияния там же Ирана. Споры ни о чём Кстати, уже не первый год без практического продвижения остаётся проект нефте- и газопроводов из Ирана через Центральную Азию в КНР, разработанный еще в середине 90-х. А Казахстан с Азербайджаном, напомним, отказались в тот же период от транзита их нефти на экспорт через порты "антимериканского" Ирана. Как известно, они предпочли этот транзит (с конца 90-х) под воздействием США и Турции по трубопроводам через Турцию и турецкие порты. Как известно, турецкий и особенно западный энергетический бизнес еще в первой половине 90-х годов заняли решающие позиции в каспийских нефтегазовых консорциумах Казахстана и Азербайджана. Что же касается тональности всего форума, то почти все другие его другие участники многословно призывали к расширению партнёрства стран региона не столько с Россией, сколько с Турцией и особенно с Китаем. В числе главных подтверждающих примеров "многовекторной" выгодности такого курса приводились действующие с 2010-2014 гг. три высокомощных газопровода из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана в КНР общей мощностью свыше 25 млрд. кубометров в год. Вдобавок, как известно, вскоре будет построен четвёртый газопровод в том же направлении. Все они построены или строятся более чем на 70% за счет китайских кредитов и прямых займов. Но, подчеркнём, на форуме ни слова не говорилось о том, что эти поставки идут минимум на 60% по общей их стоимости для Пекина, в счёт растущей перед КНР задолженности Ташкента, Нур-Султана и особенно Ашхабада. И вдобавок по низким газоэкспортным ценам. А в такой ситуации не исключено, по оценкам ряда китайских, турецких и американских СМИ, что КНР уже в среднесрочной перспективе будет снижать объёмы импорта газа из РФ по трубопроводу "Сила Сибири" (свыше 5 тыс. км). И что параллельно будет введен в действие к концу ноября годовой мощностью не менее 30 млрд. кубометров. Тем более что цены российских поставок газа в КНР на 25-30% меньше в сравнении с экспортными расценками на центральноазиатский газ для Китая. По этому поводу ярко высказался Чжан Нин, директор регионального отдела китайского НИИ России, Центральной Азии и Восточной Европы. Он в своем выступлении отметил, что совокупная задолженность центральноазиатских стран перед КНР оценивается более чем в 30 млрд. долл., причем "точных данных о долге Туркменистана перед Китаем нет, но примерная здесь оценка почти 12 млрд. долл". Китайская же сторона, "понимая ситуацию в странах региона, не намерена ускорять выплату этих долгов". Такая стратегия Китая, как уточнил на форуме глава китайского Центра международных энергетических исследований Ши Цзе, "составное звено долгосрочной концепции КНР "Один пояс один путь", направленной прежде всего на более активное взаимодействие со странами Центральной Азии в максимально долгосрочном плане". Это позволяет предположить, что, видимо, КНР за счет долговых отсрочек и/или новых кредитов планирует бессрочную привязку сравнительно дешевого центральноазиатского газа к китайским потребностям в этом сырье. А косвенное, если не прямое, подтверждение прогнозов насчет того, что с российским газовым экспортом в КНР будут проблемы, состоит в том, что, по имеющимся данным, пока не предвидится окончания переговоров, идущих с 2014 г., о сооружении дополнительного Трансалтайского газопровода в КНР (до 20 млрд. кубометров в год). Наследники Сунь-цзы Посол КНР в РФ Ли Хуэй еще 29 апреля 2015 г. лаконично, но "прозрачно" пояснил нефтегазовому агентству RCC (РФ): "Продолжаются переговоры по западному маршруту поставок газа из РФ в КНР через Алтайский регион. Мощность "Трансалтайской" магистрали уточняется с учетом оценок спроса в Китае на трубопроводный газ и возможностей поставок из других источников". Та же ситуация с этим проектом и поныне. Но, повторим, среди основных выступлений на форуме выделялась тема развития российско-турецкого партнерства в регионе. Виктор Надеин-Раевский, директор Института исследований Черноморско-Каспийского региона при ИМЭМО, утверждал, что такое партнерство направлено против планов США доминировать в регионе, что Анкара и Тюркский совет не заинтересованы "вытеснить" Россию, КНР или Иран из Центральной Азии и т. п. А своего рода базовый стимул такого партнерства его наличие в Сирии. Большинство российских экспертов, выступавших по российско-турецкой тематике высказали схожие мнения. Зато иранские и китайские эксперты предпочли не комментировать такие оценки Однако нынешняя ситуация на севере Сирии, когда Турция снова пытается овладеть этим регионом вкупе с его нефтегазовыми ресурсами и транзитными нефте- и газопроводами, привносит, как известно, немало вопросов в российско-турецкое партнерство по урегулированию ситуации в этой стране. И в целом в политические взаимоотношения Москвы и Анкары и в реальную оценку стратегии Анкары, как впрочем, и США в Сирии. Хотелось бы понять, изменилась ли эта стратегия с 1930-х 50-х годов, когда обладание Анкарой Северной Сирией, поддержанное США, было главной целью сирийской политики Турции? (См. статью Как турки в 1939 году устроили Сирии обрезание). К сожалению, В. Надеин-Раевский не разъяснил этих аспектов. Что же касается вышеупомянутого Тюркского совета (ТС), инициированного 10 лет тому назад Турцией и Казахстаном, в его рамках ныне разрабатываются до 40 интеграционных программ, нацеленных на более тесное политико-экономическое партнерство Турции не с РФ, Ираном или КНР, а со странами Центральной Азии, Азербайджаном и Венгрией. Не позже 2021 г. туда вступит Венгрия (пока страна-наблюдатель в ТС) член НАТО, как и Турция. Но не только: характерно заявление главы Турции Р. Эрдогана 15 октября в Баку: "Следующий саммит Совета состоится в Турции (в 2020 году. Прим. авт.). Мы будем рады видеть на нём Туркменистан, и все шесть государств одного народа (т. е. тюркского. Прим. авт.) в полном составе будут вместе". Словом, состоявшаяся конференция не дала предметных ответов на злободневные вопросы о трендах в отношениях России со странами центральноазиатского региона и о растущем влиянии извне на эти тренды. А могла бы, если оценки большинства экспертов-участников были реально объективными, а не служили отражением желательной ими политической конъюнктуры в этих взаимоотношениях... Автор: Алексей Чичкин https://topwar.ru/163966-zachem-ross...il-aziopa.html -- Best regards! Posted using Нotdoged on Android --- Нotdoged/2.13.5/Android |