#1
|
|||
|
|||
Василий Колташов: <Боевой летчик, а занялся писаниной>
Boris Paleev написал(а) к All в Oct 15 06:57:22 по местному времени:
Нello All! http://cont.ws/post/136774 Su-35 Сегодня 18:36 Василий Колташов: "Боевой летчик, а занялся писаниной" С того дня, как российские летчики наносят удары по исламистам в Сирии, интерес к отечественной авиации резко возрос. Особенно вырос он среди молодежи, имеющей отрывочное представление о ее истории и героях. Может быть, пора воздать им должное, присмотревшись внимательнее к их примеру, к их характерам и поступкам? И почему до сих пор нет художественного фильма - полнометражного или многосерийного - об одном из самых знаменитых героев отечественных воздушных сил, Александре Покрышкине? Покрышкин - советский летчик-ас Великой Отечественной войны. На его счету 59 сбитых вражеских самолетов. Это зачтенные, неполные результаты. Но не только успехами в небе знаменит летчик. Покрышкин родился и вырос в Новосибирске, моем родном городе. Здесь же родился и автор детальной, правдивой и яркой биографии летчика-героя - Алексей Тимофеев. По его книге "Покрышкин" и стоило бы снять фильм, но только не блокбастер для любителей попкорна с кровью, а многосерийную и многостороннюю картину, которая открыла бы нам многие стороны повседневной жизни советских летчиков 1930-1940-х годов, показала бы новым поколениям граждан глубокие чувства этих людей к родине, их верность в дружбе и любви. Книга же Тимофеева - это энциклопедия мира Покрышкина, а вместе с тем полная история его пути к успеху, как ныне принято говорить, хотя звучит это некрасиво. Сейчас уже нет среди нас всех людей, с которыми автор книги беседовал. Нет в живых самого Покрышкина. Он умер в 1985 году. Но история его жизни и сам его характер живы - они сохранены. И Покрышкин заслуживает того, чтобы с него брали пример. С чего стоило бы начать фильм? Может быть, с того, как он смастерил первую свою модель самолета? Или, может быть, с того, как он - вроде бы обычный советский слесарь и комсомолец - добровольно пошел в Красную армию в 1932 году? А может быть, с того, как он, скрыв факт лишения отца избирательного права за мелкую торговлю, поступил через год в третью пермскую авиационную школу? Что чувствовал он при этом, ведь его отец не сумел добиться восстановления прав и повесился. Покрышкин-сын долгие годы был настороже из-за этого, но атмосфера вокруг была не только тревожной (ощущалось приближение войны), но и дружной. Авиация рано стала страстью Покрышкина. Он вырос в Сибири, краю суровой природы и сильных духом людей. Таковым он и был. "...И уже в темноте, опять же в 40-градусный мороз, в плохонькой одежде и стоптанных еще летом ботинках он шел пробежаться перед сном часа два-три на лыжах по просторам новосибирского левобережья". Он любил спорт, но строгую медицинскую комиссию, рассказывает Тимофеев, преодолел лишь со второго раза. Но и после пришлось побороться за право подняться в небо. Ему указали: летчиков хватает и без вас, стране нужны авиатехники. Покрышкин не сдался, он буквально прорвался к кабине самолета. Благо стране были нужны именно такие люди. Владеть машиной как собственным телом - именно такого результата добивался летчик. Уже в годы войны говорили, что Покрышкин способен переносить любые перегрузки. Пройдет еще немного времени, и его имя будут знать летчики противника. Но когда в 1941 году началась война, положение советских ВВС и ПВО оказалось неблестящим. Проявилась мощь немецкой авиации, и Покрышкину вместе с другими советскими пилотами пришлось срочно учиться воевать. "Стрелял ты плохо... - сказал ему командир после одного из первых боевых заданий. - Самолет только подбил, он сел на вынужденную". Но ведь подбил. Не сам был подбит. Месяцы первого года войны сменяли друг друга, а Покрышкин не только сбил первые самолеты. Он "лишился двух лучших друзей". Один из них погиб из-за неумных рекомендаций летчика, воевавшего в Испании. А ведь были еще глупые и недобросовестные начальники. Покрышкин видел и другое. Он видел, что противник тактически превосходил нашу авиацию. Но так ли был непобедим враг? Вернее: как его было победить? В сельском магазине Покрышкин покупает толстенькую общую тетрадь, на которой пишет: "Тактика истребителя в бою". Позднее он заполнит страницы этой тетради соображениями, которые будут чрезвычайно полезны для победы над фашистской Германией и ее союзниками. А ведь товарищи встретили писательскую страсть Покрышкина насмешками. "Боевой летчик, а занялся писаниной". Наверняка эти слова задевали Покрышкина. Могло ли быть иначе? Может быть, стоило выкинуть эту тетрадку к чертовой матери? Тимофеев пишет, что не в характере будущего аса было отступать. "Уже тогда Покрышкин приходит к выводу о необходимости строить боевой порядок в составе пар и четверок". Все это пригодится. Будет и радиосвязь, отсутствие которой стоило жизни многим летчикам. Будет и превосходство советской авиации над врагом. Но за что же воевал Покрышкин? Один из товарищей иронично сказал ему, что до его родины - Сибири - немцы не доберутся. "Я, Кузьма, воюю не за свой дом, а за родину. Моя родина - это вся наша страна", - ответил Покрышкин. А воевал он не просто энергично, воевал - умно. Но после боев были и "минуты тишины". И если до войны в личной жизни Покрышкина были только самолеты, то теперь появилась и девушка. Что это был за роман? И как в наше время можно понять любовь с первого взгляда? Покрышкин был уже капитаном. А девушке в белом халате по имени Мария исполнилось 20 лет. Она читала "Отверженных" Виктора Гюго, а еще сразу дала понять, что у нее есть характер и гордость. Их союз продлился всю жизнь. А в те далекие дни "казалось, что он весь светился изнутри", и впервые однополчане увидели его танцующим. На фронтах наметился перелом. Наступление фашистов было остановлено. И советские летчики сыграли в этом немалую роль, но все это лучше было бы не описывать словами, а показать в фильме. Разве можно лучше передать ярость сражений в небе над Кубанью? Тимофеев пишет, что кавалеры Рыцарских и Железных крестов прибыли в 1943 году на Кубань с весьма боевым настроением. "Немцы собирались взять реванш за Сталинград", они бодро шутили, осматривая машины на аэродромах, и отдавали четкие команды. Но советские летчики были намного сильнее, чем в 1941-1942 годах. Для Покрышкина, которому только что исполнилось 30 лет, и его товарищей приближался час славы. Каждый день звучал в эфире голос: "Я - Покрышкин. Атакую..." А в ответ на немецком языке летело предупреждение для своих: "Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!" Покрышкин появлялся внезапно, и небо тогда становилось чище. Число сбитых им самолетов противника росло. Часть сбитых машин врага ас записывал на своих ведомых, часть ему не засчитывали. Но не это было главным, не звания и награды, не слава, что пришла к нему в эту пору. Главным было победить, сберечь жизни своих товарищей и неизвестных лично людей - солдат, командиров, сограждан. В 1945 году о ставшем легендой новосибирце снимут первый фильм. "В небе Покрышкин", кажется, так он назывался. В 1985 году выйдет еще одна документальная лента - "Александр Покрышкин". В родном городе летчику-асу поставят памятник. И однажды, приехав в Новосибирск, он услышит распространенные в ту эпоху слова: "В гостинице свободных номеров нет. Все занято". И тогда Покрышкин с характерной резкостью скажет: "Так я что, под своим памятником должен спать?" Его узнают. Обрадуются. Номер немедленно найдется, а история эта, анекдотическая, конечно, останется в памяти горожан, как навечно в их памяти останется этот необыкновенный человек. Но почему до сих пор нет о Покрышкине художественного фильма? Почему история его жизни не рассказана в кадрах, как она рассказана на страницах книги Тимофеева, в воспоминаниях самого летчика и его близких? Почему у нас предпочитают снимать далекие от реальности боевики о войне, придумывая героев и сюжеты, когда много еще подлинного материала? Конечно, фильм или сериал о Покрышкине будет снят. Хочется, чтобы дело это было сделано скоро и добросовестно. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |