#1
|
|||
|
|||
Под небом голубым...
Michael Baryshnikov написал(а) к All в Nov 15 10:57:36 по местному времени:
Нello, All! Я всей этой истории не знал. А вы...? =============================================================================== (c) http://manwb.ru/articles/music<b>box...usBox</b>0902/ "Главное, чтобы услышали". История песни "Город золотой" (с) Борис Хомичев "Под небом голубым есть город золотой С прозрачными воротами и яркою звездой Кто любит - тот любим, кто светел - тот и свят, Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад..." - многие, впервые услышав эти слова, проникновенно спетые Борисом Гребенщиковым под волшебную мелодию группы "Аквариум", испытали необыкновенное чувство: вот оно, родное, сокровенное, когда с души слетает шелуха и начинает учащенно биться сердце!.. С давних пор мы с друзьями поем эту песню в особые моменты наших встреч, она стала больше чем песней: знаком узнавания для многих родственных душ. Но как родился "Город", всегда было тайной. Даже сам БГ, исполнив его первый раз в 1984 году на концерте в Харьковском университете, сказал, что не знает, кто написал эту песню. Существовало множество версий, но постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая к нам из эпохи Возрождения. С автором стихов оказалось сложнее: называли самого БГ, Алексея Хвостенко, известного в среде питерского "андеграунда" 70-80-х годов прошлого века рок-барда, даже Елену Камбурову. А может быть, это Пушкин? У него, кстати, есть романс "Под небом голубым", причем совпадает по размеру, рифме. Но это шутка. И вот несколько лет назад в результате почти детективного расследования, проведенного Зеевом Гейзелем, известным в Израиле публицистом, переводчиком, бардом, открылась поистине удивительная и красивая история! А началось все с одной из грандиознейших мистификаций XX века! "Божественный"... Владимир Итак, начало 70-х. Фирма "Мелодия" выпустила пластинку "Лютневая музыка XVI-XVII веков", теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Она открыла неведомый советскому человеку красивейший и загадочный мир старинных мелодий и образов. Ее заслушивали "до дыр" и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди. Пьесы с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. И первым номером на ней была "Канцона", ставшая прообразом "Города золотого". О ее авторе, Франческо да Милано (1497-1543), в аннотации было сказано, что он один из выдающихся лютнистов, прозванный современниками-флорентийцами "божественным" и разделивший этот неофициальный титул с "божественным" Микеланджело. Он служил лютнистом у Медичи, а позднее у папы Павла III, создал множество канцон, фантазий и ричеркаров. Но почему-то нашей "Канцоны" не нашлось в подробном папском каталоге произведений "божественного" Франческо, а специалисты считают музыку на пластинке не лютневой, а гитарной, а саму пластинку вообще профанацией! Даже не подделкой, говорят они, ведь автор явно не ставил такой задачи. А какую же тогда?.. И кто он?.. На лицевой стороне обложки указана фамилия "Вавилов". Он исполнитель всех произведений на лютне, хотя в записи участвовали флейта, орган, валторна, даже меццо-сопрано... Увлекательное расследование установило, что сам же Вавилов и сочинил все композиции! Кроме одной. "Зеленые рукава" - это настоящая старинная английская песня. Владимир Вавилов был хорошо известен в 60-е годы как замечательный гитарист-семиструнник, виртуоз и последний романтик русской гитары. Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню, точнее, лютневую гитару собственного изготовления и где-то в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи. Сначала Вавилов начал играть их на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами. Публика, в том числе искушенная, была в восторге. И тогда он осмелился издать пластинку! Названия композиций ("Канцона", "Ричеркар" и так далее) и уважаемые авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным ассоциациям. Сразу вопрос: зачем же он это сделал? Видимо, только так он надеялся донести свои произведения до широкой аудитории и этим привлечь интерес к старинной музыке да и к самой эпохе Возрождения. Это подтвердила дочь Владимира Вавилова Тамара: "Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией "Вавилов" никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии". И надо заметить, что смелая мечта осуществилась! За 35 лет (даже больше), что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, передаваясь по цепочке друзей, и до сих пор продолжает переиздаваться, теперь на CD. Ренессанс вдруг оказался очень близким, а его мелодии запоминались навсегда! Композиции под именами псевдоавторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители. Скольких авторов они напрямую или косвенно вдохновили на новые произведения! А Франческо да Милано и Никколо Нигрино со товарищи неожиданно вновь стали знаменитыми, но уже в России. Интересно, что чувствовал композитор, когда "пластинка с его музыкой появилась чуть ли не в каждой интеллигентной семье в СССР"? И как жаль, что он чуть-чуть не успел услышать ту самую песню, которая благодаря Гребенщикову, телевидению, фирме "Мелодия" и культовому фильму "Асса" (1987) полюбилась миллионам!.. Владимир Вавилов умер в Ленинграде в 47 лет в марте 1973-го. В эти самые дни в Москве, а вскоре и в Питере впервые зазвучали под звуки гитары слова: "Над небом голубым..." Но все по порядку. Поистине, никогда не знаешь, где прорастут зерна, важно - сеять! Союз AXВ, или 15 минут "диктанта" Конец 1972 года. Ленинград. Наш следующий герой - 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, "человек поистине возрожденческого идеала". Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги "Зогар"... И при этом "самиздат" и единственное стихотворение в журнале "Аврора" - типичная судьба поэта "бронзового века". Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году... Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя пластинка "Лютневая музыка XVI-XVII веков", оставленная кем-то из друзей, а мелодия "Канцоны" и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот "исполненные очей"... Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за 15 минут "наиправдивейшего диктанта свыше" написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: "Над небом голубым", и назвал его просто - "Рай". Его многолетний друг и соавтор, в творческом союзе с которым они написали порядка ста песен под именем АХВ, - Алексей Хвостенко наложил стихи Анри на канцону "Франческо да Милано" (так появилась первая редакция песни). Он же первым исполнил ее под гитару - своим знаменитым скрипучим и хриплым голосом, немного упростив припев на бардовский лад (именно из этого варианта исходил потом БГ). За зиму АХВ записали целую кассету с песнями на "старинные" мелодии с пластинки, и весной 1973 года "Рай" отправился в путь по "квартирникам" и магнитофонам Москвы и Питера. Вскоре оба - АВ и АХ - оказались за пределами страны с ярлыком "враг народа". Но, оставшись сиротой, песня продолжила жить, ее полюбили, пели. От кого-то ее услышала Елена Камбурова, от нее, уже с началом "Над твердью голубой", - известный бард Виктор Луферов. Оба стали исполнять ее в своих вариантах. Настоящие авторы уже определились, это Владимир Вавилов и Анри Волохонский. Осталось еще непонятно - все-таки над или под небом голубым? И еще очень хочется узнать, что это за "волшебное место", куда зашел Волохонский, где за 15 минут, как в алхимическом атаноре, рождаются шедевры? Мансарда "над небом голубым" Вниманием, как солнцем, освещенный, любой процесс становится священным. AXL Снова конец 1972 года. Ленинград, мансарда на углу Фонтанки и Майорова. Ее хозяин - художник Борис Аксельрод, он же Аксель, или сокращенно AXL. Нет, сказать "художник" - это не сказать ничего. Слово завсегдатаям мансарды тех лет: "Этакий человек эпохи Возрождения. У него часто звучал Бах в чудесном исполнении, редком, медленном. Время вокруг Акселя как-то текло медленно, прозрачно: то он скрипку тронет, чтобы звучала аутентичней, то каутерием иконы коснется, то хлеба спечет, чтобы народы накормить, в морских раковинах краски размешает, ведь "времена меняются, а художник остается". Ему стоило только тихо присутствовать - и музыканты по-другому играли, у них был какой-то удивительный подъем, дети доверяли ему свои тайны, птицы прилетали на окошко заглянуть, что же там происходит". "У него была удивительная способность поднять человека над самим собой, дать ему поверить в себя самого. Он общался и с большими музыкантами, философами, и с бомжами, с людьми совершенно потерянными, и каждому он давал почувствовать свою неповторимость, ибо "разна природа и того, и этого", - говаривал он, повторяя Аристофана (для шутки делая ударение на И) и умел "внимательно слушать"". Сам Аксель говорил: "У меня была большая мастерская, куда взрослых я не впускал: ко мне приходили только дети - в возрасте от трех до девяноста трех лет". Входящих встречала бродившая по коридору ученая ворона Радилярдус, на потолке сияли звезды, а в ванной работал аппарат омоложения? Андрей "Рюша" Решетин (потом скрипач "Аквариума", в котором он нашел продолжение духа мансарды): "Это место было действительно волшебным. Это был немыслимый духовный центр, трудно было поверить, что такое место существует на земле, скорее - где-нибудь на небе и не в этой жизни". Кстати, влюбившись в культивируемую у Акселя старинную музыку, Решетин, классический скрипач и физик-теоретик, изменил свою жизнь: организовал известный ныне оркестр старинной музыки, а затем даже ежегодный международный фестиваль "Академия старинной музыки имени Акселя"! Но вернемся в 1972 год. Каким-то образом Аксель получил заказ от райкома комсомола сделать огромное мозаичное панно в Таврическом саду для детей. А называлось оно "Райский сад на земле"! Вся мансарда была в эскизах загадочных райских зверей, а тонны сине-голубой смальты, которая должна была изображать небо, кусками лежали в подвале. Так вот, одним из "рабочих" по разбивке смальты был как раз поэт Анри Волохонский! И чай все пили аккурат "над небом голубым"! Понимаете теперь, откуда "животные невиданной красы" и вся атмосфера рая на земле! И откуда попала к нему та самая пластинка со "старинной" музыкой. Здесь действительно могло за 15 минут родиться что-то необыкновенное! Кстати, панно это, как и многие заказы великого Леонардо, закончено не было. А через некоторое время в мансарду пожаловали компетентные органы, принеся срочное "приглашение на историческую родину". Времени на сборы не дали. Вывезти картины не разрешили. Аксель уехал с зонтиком и полиэтиленовым пакетом в руках. Радуга - это мост 1976 год. Студия "Радуга" Эрика Горошевского (тогда еще студента у Георгия Товстоногова) была очень популярна среди питерских студентов и вообще среди молодежи. Долгое время у них была одна студия для записи с группой "Аквариум", они часто вместе записывались, репетировали. В 1974 году даже совместно поставили концептуальный спектакль-капустник "Притчи графа Диффузора", с которого и началась официальная история "Аквариума". И вот при полном аншлаге состоялась премьера легендарного спектакля "Сид" по пьесе драматурга XVII века Корнеля. По воспоминаниям, "там оказался в полном составе "Аквариум"", а один из них, "Дюша" Романов, даже играл в "Сиде" роль. В качестве музыкального сопровождения в спектакле звучала песня "Рай", но музыка была взята в первоначальном варианте, с пластинки. Видимо, Бориса Гребенщикова она глубоко "зацепила", ибо через восемь лет он все-таки включил ее и в свой репертуар. "Помещать Град на небо бессмысленно?" Так БГ стал пятым исполнителем этой песни, уже в известной всем редакции. Она получила название "Город", и у нее изменилось первое слово: "Под небом голубым". Многие, в том числе и авторы АХ и АВ, утверждают, что это Борис плохо расслышал или запомнил, сколько лет-то прошло! Однако сам БГ считает это принципиальным, ибо, говорит он в одном из интервью, "Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо - бессмысленно". Более сотни раз "Город" звучал на концертах "Аквариума" в десятках городов, в 1986 году песня вошла в альбом "Десять стрел". В 1987 году она прозвучала на всю страну в культовом фильме Сергея Соловьева "Асса", правда, без имен создателей песни в титрах, поэтому с тех пор автором повсеместно считался БГ. "Город" стал своего рода гимном целого поколения. Анри Волохонский: "Я ему исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд - чушь". Немного грустно, что за столько лет никто даже не упомянул: "авторы песни А. Волохонский и В. Вавилов", зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Тем более что обоих роднит желание: "главное, чтобы услышали". Вот такая история. Уже почти 40 лет живет в мире удивительная Песня, и поет ее уже совсем новое поколение. Уверен, что и следующее запоет. Потому что столько замечательных людей вложили в нее самое лучшее, что у них есть. И потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звездном небе над головой. =============================================================================== Rest begards...oh, sorry, best regards, Michael ... Just another victim of Industrial Disease... --- (c)2015 Isaak GoldED+/EMX, send $1.1.5-30407 for original master text. |
#2
|
|||
|
|||
Под небом голубым...
Dmitry Mironov написал(а) к Michael Baryshnikov в Nov 15 19:26:56 по местному времени:
Нello, Michael! > Я всей этой истории не знал. А вы...? > "Главное, чтобы услышали". История песни "Город золотой" > (с) Борис Хомичев Интересно. Я не слышал.После прочтения даже поспорил,чутка,с женой.Она утверждала,что БГ себе приписывал текст,с чем я был категорически не согласен.)) Кстати,также недавно узнал,что автор текста "Плачет девушка в автомате" - Вознесенский, а музыка О.Фельцмана. Просто раньше,когда кто-нибудь говорил, что автор Осин,мне хотелось его убить,за враньё. WBR, Dmitry Mironov. --- wfido |
#3
|
|||
|
|||
Под небом голубым...
Michael Baryshnikov написал(а) к Dmitry Mironov в Nov 15 12:15:17 по местному времени:
Нello, Dmitry! Tuesday November 03 2015 19:26, Dmitry Mironov wrote to Michael Baryshnikov: DM> Кстати,также недавно узнал,что автор текста "Плачет девушка в автомате" - DM> Вознесенский, а музыка О.Фельцмана. Просто раньше,когда кто-нибудь говорил, DM> что автор Осин,мне хотелось его убить,за враньё. Это - как раз известный факт был. А кто такой Осин? Rest begards...oh, sorry, best regards, Michael ... I'm your two-penny prince and I gave you hot love, Ah-ha-ha... --- (c)2015 Isaak GoldED+/EMX, send $1.1.5-30407 for original master text. |
#4
|
|||
|
|||
Под небом голубым...
Ivan Novikov написал(а) к Michael Baryshnikov в Nov 15 15:06:41 по местному времени:
Привет, Michael! В среду 04 Ноября, Michael Baryshnikov накропал письмо к Dmitry Mironov: MB> А кто такой Осин? это настолько крутой чувак, что у него Ельцин на подтанцовках работал https://www.youtube.com/watch?v=7AArUOy0s1c С приветом, Ivan. --- Дед Мастдай и Саксы (1.1.5-b20100321 штук) |
#5
|
|||
|
|||
Под небом голубым...
Dmitry Mironov написал(а) к Ivan Novikov в Nov 15 20:39:16 по местному времени:
Нello, Ivan! > В среду 04 Ноября, Michael Baryshnikov накропал письмо к Dmitry Mironov: MB>> А кто такой Осин? > это настолько крутой чувак, что у него Ельцин на подтанцовках работал > https://www.youtube.com/watch?v=7AArUOy0s1c Ага,только не рассчитал свои силы и спился,теперь не до плагиата. WBR, Dmitry Mironov. --- wfido |
#6
|
|||
|
|||
Под небом голубым...
Michael Baryshnikov написал(а) к Ivan Novikov в Nov 15 12:31:23 по местному времени:
Нello, Ivan! Wednesday November 04 2015 15:06, Ivan Novikov wrote to Michael Baryshnikov: MB>> А кто такой Осин? IN> это настолько крутой чувак, что у него Ельцин на подтанцовках работал IN> https://www.youtube.com/watch?v=7AArUOy0s1c И кем только Ельцин не работал - и в кордебалете и водилой (РНА). Вот и пляшет и пролетает вся страна до сих пор... Rest begards...oh, sorry, best regards, Michael ... "Rock is dead"- they say?... Long live rock! --- (c)2015 Isaak GoldED+/EMX, send $1.1.5-30407 for original master text. |
#7
|
|||
|
|||
Re: Под небом голубым...
Serge Motin написал(а) к Michael Baryshnikov в Nov 15 12:50:33 по местному времени:
Нi Michael! 05 Nov 15 12:31, Michael Baryshnikov ==> Ivan Novikov: MB>>> А кто такой Осин? IN>> это настолько крутой чувак, что у него Ельцин на подтанцовках IN>> работал https://www.youtube.com/watch?v=7AArUOy0s1c MB> И кем только Ельцин не работал - и в кордебалете и водилой (РНА). Вот MB> и пляшет и пролетает вся страна до сих пор... MB> Rest begards...oh, sorry, best regards, Michael Сорри, сорри... Миш, ты, пожалуйста, расскажи историю сей замечательной песни. Чья в принципе мелодия, чьи стихи. А то фамилия товарища гребенщикова меня раздражет. Сука, в титрах бы хоть чего сказали. WBR, Serge Motin --- GoldED/W32 3.0.1 |
#8
|
|||
|
|||
Под небом голубым...
Michael Baryshnikov написал(а) к Serge Motin в Nov 15 18:20:21 по местному времени:
Нello, Serge! Friday November 06 2015 12:50, Serge Motin wrote to Michael Baryshnikov: SM> Сорри, сорри... Миш, ты, пожалуйста, расскажи историю сей замечательной SM> песни. Чья в принципе мелодия, чьи стихи. А то фамилия товарища SM> гребенщикова меня раздражет. Сука, в титрах бы хоть чего сказали. Сереж, у тебя что - начала треда не видно? Там вся история и была. Могу мылом прислать есличо. Rest begards...oh, sorry, best regards, Michael ... One more red nightmare... --- (c)2015 Isaak GoldED+/EMX, send $1.1.5-30407 for original master text. |
#9
|
|||
|
|||
Re: Под небом голубым...
Serge Motin написал(а) к Michael Baryshnikov в Nov 15 14:18:16 по местному времени:
Нi Michael! 06 Nov 15 18:20, Michael Baryshnikov ==> Serge Motin: SM>> Сорри, сорри... Миш, ты, пожалуйста, расскажи историю сей SM>> замечательной песни. Чья в принципе мелодия, чьи стихи. А то SM>> фамилия товарища гребенщикова меня раздражет. MB> Сереж, у тебя что - начала треда не видно? Там вся история и была. Нет, не видно. А товарищ Гребенщиков, как-то лет 10 назад, залупив обширеные шары, ОБЪЯВИЛ, ЧТО ОН - САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПО РОСИИИ. А я тогда сказал, что гитару Риккенбэккер надо настраивать иногда. А то я со психу могу неприличное что. Ну у меня абсолютный слух, ну Бог дал, а когда слышу фальшь - чувства неприятные. Ну пусть себе скребёт невнятной лапой по струнам. WBR, Serge Motin --- GoldED/W32 3.0.1 |
#10
|
|||
|
|||
Под небом голубым...
Michael Baryshnikov написал(а) к Serge Motin в Nov 15 18:25:12 по местному времени:
Нello, Serge! Saturday November 07 2015 14:18, Serge Motin wrote to Michael Baryshnikov: SM>>> Сорри, сорри... Миш, ты, пожалуйста, расскажи историю сей SM>>> замечательной песни. Чья в принципе мелодия, чьи стихи. А то SM>>> фамилия товарища гребенщикова меня раздражет. MB>> Сереж, у тебя что - начала треда не видно? Там вся история и была. SM> Нет, не видно. Странно. Послал мылом. Rest begards...oh, sorry, best regards, Michael ... C'mon and twist again like we did last summer!... --- (c)2015 Isaak GoldED+/EMX, send $1.1.5-30407 for original master text. |