forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 06.06.2023, 01:01
Vadim Jivoderov
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Кому выгодно вступление в ВТО (2/2)

Vadim Jivoderov написал(а) к All в Feb 07 04:13:34 по местному времени:

Бесспорными преимуществами России являются транзитный потенциал, богатые
энергетические ресурсы, наличие конкурентоспособных научно-технологических
заделов, относительно емкий внутренний рынок.

Транзитный потенциал напрямую зависит от наличия развитой транспортной сети и
телекоммуникаций. Следовательно, приоритетными для России отраслями являются
телекоммуникации, авиационная промышленность.

Авиационная промышленность традиционно контролируется государством, это
общемировая практика. Причем дотации на производство и проектирование
авиационной техники в той или иной форме осуществляются во всем мире.

В нашей стране гражданская авиапромышленность переживает серьезные трудности. В
результате резкого (в 4 раза) падения объемов пассажирских перевозок в 90-е
годы сократилось использование воздушного транспорта как на внутренних, так и
на международных линиях. Еще один удар по авиапрому нанесен решением ЕС о
запрете полетов российских самолетов, которые по производимому шуму превышают
европейские стандарты. Производство гражданской авиатехники упало: пять
крупнейших в России сборочных заводов (Воронеж, Казань, Самара, Ульяновск,
Саратов) общими усилиями производят 5-7 самолетов в год, хотя их проектная
мощность составляет 150-180 авиалайнеров.

По соглашению с США о вступлении в ВТО Россия в течение четырех лет после
вступления снизит таможенные пошлины на зарубежные широкофюзеляжные самолеты с
20% до 7,5%, пошлины на детали для гражданской авиации, включая двигатели,
будут уменьшены в среднем с 20% до 5%. В результате, как говорится в прогнозе
<Объединенного авиастроительного консорциума>, российский рынок гражданской
авиатехники будет в ближайшие годы занят западными производителями. В 2006-2015
годах планируется выбытие 678 пассажирских самолетов, в 2015-2020 годах - 111.
При этом при обновлении парка 67% дальнемагистральных и 85% среднемагистральных
самолетов будут иностранными. Это ставит крест на перспективах возрождения
российского авиастроения.

Другой приоритетный ресурс России - энергетика. Для надежного самообеспечения
энергией в перспективе и высвобождения топливных энергоресурсов для экспорта
очень важно стимулировать развитие ядерной энергетики. Кроме того, растущий
мировой рынок производства электроэнергии на АЭС испытывает потребность в
энергетическом оборудовании, где Россия вполне способна занять соответствующую
нишу.

Российское энергетическое машиностроение пока обладает достаточно высокой
конкурентоспособностью (экспорт его продукции ежегодно составляет 700-800 млн.
долл.). Однако, в случае присоединения к ВТО и отказа от проведения активной
промышленной и структурной политики высока вероятность того, что из-за
организационных преимуществ (возможностей предоставления связанных кредитов и
др.) западные производители энергомашиностроения быстро захватят полностью и
этот рынок, лишив нашу страну одного из конкурентных преимуществ.

Следующим стратегически важным сектором, обреченным на деградацию после
присоединения к ВТО, является автомобилестроение. Эта отрасль уникальна тем,
что она соединяет элементы высоких технологий и массового производства,
ориентированного на потребительский спрос.

Для успешного функционирования автомобилестроения в России есть ряд ключевых
факторов: производственные мощности, квалифицированная рабочая сила,
конструкционные материалы, емкий внутренний рынок, хорошая ценовая конкурентная
позиция, сеть технического обслуживания, развитая система сбыта. С другой
стороны - налицо явный недостаток инвестиций, действенной государственной
защиты и поддержки модернизации и расширения производства. В последние годы на
российский рынок со своими инвестициями пришли крупнейшие мировые
автопроизводители, организовав сборочные производства. В качестве одного из
условий создания сборочных производств и беспошлинного ввоза комплектующих им
было выдвинуто требование постепенной локализации автокомпонентов. Но такое
требование противоречит правилам ВТО и после вступления от него, судя по всему,
придется отказаться. Тем самым будут ликвидирован даже тот небольшой импульс
развитию собственного производства, который дала поначалу организация сборочных
производств зарубежных марок.

Четвертое приоритетное направление для развития российской экономики
определяется типом экономического роста. В долгосрочной перспективе это -
внутренне-ориентированный рост, опирающийся на инвестиционный рывок.
Следовательно, на первый план выходят сектора инвестиционного оборудования, а
именно - станкостроение. Эта отрасль является системообразующей, определяющей,
в конечном счете, качество производства продукции в других отраслях
машиностроения.

Обеспечить модернизацию и динамичное развитие секторов, составляющих
конкурентоспособное высокотехнологичное ядро экономики, может только
государство, используя для этого инструменты промышленной политики: субсидии,
льготные кредиты, государственные гарантии, государственный заказ, налоговую и
тарифную политику, государственное участие в подготовке кадров и др. Поскольку
нормативы ВТО резко усложняют, ограничивают, а в некоторых случаях полностью
исключают применение этих инструментов, перевод экономики на траекторию
быстрого экономического роста при помощи соответствующих мер государственной
промышленной, структурной, внешнеторговой и научно-технической политики
необходимо было провести до присоединения к ВТО. После присоединения это станет
практически невозможным.

В решении задачи модернизации экономики важнейшая роль принадлежит науке и всей
системе создания и внедрения научно-технических разработок. Условия ВТО требуют
выполнения Соглашения об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной
собственности (от англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual
Property Rights или сокращенно TRIPS. Предметом соглашения TRIPS являются:
авторские и смежные права, промышленные образцы и полезные модели, изобретения,
топологии интегральных микросхем, защита производственных секретов и др.)
России придется привести патентное законодательство в соответствие с нормами
TRIPS, гарантировать защиту иностранной интеллектуальной собственности.

Но воздействие норм ВТО на инновационную деятельность выходит далеко за рамки
торговли. Конкретные условия TRIPS и принципы их применения определяют и саму
возможность производить и внедрять в стране научно-технические разработки.

О чем идет речь? О трех основных положениях TRIPS, которые приведут к крайне
негативным последствиям для создания и использования научных достижений в
России.

1. Так называемый <общий режим патентования>. Он распространяет патентование на
все виды изобретений (в том числе и на <ноу-хау>) в любом секторе
промышленности и в любой области технологии (п.1 статьи 27 TRIPS).

2. <Принудительное лицензирование>. Термин <принудительное лицензирование>
означает обязательную, возможную даже без согласия патентовладельца, передачу
(продажу) лицензии.

Обращение к принудительному лицензированию предусмотрено в случаях, если
патентодержатель не начал промышленное производство и свободный экспорт
продукта в течение 3-5 лет с момента патентования или отказывается выдать
лицензии на <разумных условиях>. Кроме того, принудительное лицензирование
допускается и в тех случаях, когда страна-патентовладелец сумела начать
производство продукта, но при этом его себестоимость выше, чем у конкурентов.
Такая ситуация тоже трактуется TRIPS как <злоупотребление правами
интеллектуальной собственности со стороны владельцев прав> или <необоснованное
ограничение торговли>, которое <неблагоприятным образом влияет на международную
передачу технологии> и требует принятия определенных мер (п.2 статьи 8, статья
31 TRIPS).

Нынешние возможности быстрого и эффективного внедрения результатов
отечественной науки в России настолько сократились, что западные конкуренты
смогут выпускать на рынок запатентованные Россией продукты раньше наших
товаропроизводителей, лишая их интеллектуальной ренты. В этих условиях
неизбежно произойдет полное свертывание отечественных исследований и
разработок.

3. Распространение <защиты способа> на <защиту изделия>. Фактически это условие
означает запрет на производство изделия другим способом без разрешения
патентовладельца, да еще с <возложением бремени доказательства на ответчика>
(статья 34 TRIPS).

Ранее значительная часть продуктов (лекарства, материалы и композиции,
например, смазочные масла) производились в обход патентов путем изменения в
технологическом процессе, и истец обязан был доказать, что продукт получен
способом, слишком близким к запатентованному. Теперь доказывать придется
ответчику, т.е. российским производителям. При современном состоянии системы
правовой защиты в России отстоять свои права вряд ли будет возможно.

Таким образом, некоторые последствия присоединения к ВТО для НИОКР таковы.
Ввиду невозможности внедрения в России научно-технических разработок в короткие
(3-5 лет) сроки будет происходить вынужденная передача-продажа прав на
изобретения и потеря интеллектуальной ренты. Будет заблокирована перспектива
развития высокотехнологичных отраслей на собственной научной основе - за
использование чужих технологий и новшеств придется дорого платить. Из-за
отсутствия необходимых ресурсов невозможно будет обеспечить защиту внутренних
научных разработок (даже закрытых) от промышленного шпионажа, который в
условиях открытости экономики получит дополнительные возможности.

Опыт действия условий TRIPS показал, что лишь минимальная доля инноваций,
охраняемых в развивающихся странах, находит там реальное применение. Тем
больший ущерб нанесут они России, в которой нынешняя финансовая нищета науки
сочетается с сохранившимся интеллектуальным богатством нации, способной на
многочисленные и многообразные изобретения. В лучшем случае нам позволят
продавать технологии, не имея возможности применить их в своих интересах, и тем
самым, повышать конкурентоспособность других.

Особый вопрос - сельское хозяйство. Разрыв в уровнях конкурентоспособности
аграрного сектора в России и в западных странах задается уже существующей
неравноценностью масштабов государственной поддержки и тарифной защиты.
Например, объем поддержки сельхозпроизводителей в странах ЕС в 50 раз превышает
соответствующие объемы в России на 1 гектар пашни, а уровень таможенных тарифов
на ввоз продовольствия в странах ЕС в 10 раз выше, чем в России. Если пошлины
на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215%, то в России - 15% (в 14 раз
ниже), на молоко в странах ЕС - 113%, а в России - 15% (7,5 раза), на пшеницу -
173% и 20% (8,6 раза).

В рамках ВТО государственное участие в повышении конкурентоспособности
сельского хозяйства предполагается по двум основным направлениям: регулирование
размеров таможенных пошлин и субсидирование. Для нашей страны простое
увеличение импортных пошлин может оказаться низкоэффективным. Во-первых, потому
что их повышение блокируется странами-членами ВТО, а барьеры пошлин легко
<обходятся> благодаря несовершенству таможенного законодательства. Во-вторых,
на фоне мощных экспортных субсидий со стороны ЕС они не представляют серьезного
препятствия для наших конкурентов. Сейчас правительством в качестве основного
направления выбрано субсидирование, но финансовых возможностей для
осуществления этого пути явно недостаточно. Возможным решением проблемы могло
бы стать введение компенсационных пошлин в размере предоставляемых
странами-экспортерами субсидий с целевым использованием полученных за счет
этого бюджетных доходов на поддержку сельского хозяйства. Этот ход не
противоречит нормам ВТО, но требует политической воли от российского
правительства, которая пока парализована каким-то иррациональным страхом и
самоуничижением перед США и Евросоюзом.

Стартовый уровень государственной поддержки при вступлении в ВТО обозначен
российской стороной в 18-20 миллиардов долларов (который по условиям
Организации должен будет постоянно снижаться). Но даже если его удастся
отстоять на переговорах (встречное предложение - существующий ныне уровень в 2
миллиарда долларов), <освоить> его в нынешних условиях практически невозможно.

Важно точно определить размер необходимой государственной помощи и реальный
объем финансовых ресурсов для ее осуществления. Кроме того, должны быть
определены приоритеты в конкретных направлениях господдержки: что является
первоочередным - кредиты и целевые субсидии, дотации на транспортировку или на
покупку техники и оборудования, инвестирование инфраструктуры или
стимулирование экспорта?

Подписанное с США двустороннее соглашение не дало ответа на вопрос о том, каким
будет уровень поддержки российского АПК государством. Неясным остался и вопрос
о мерах ветеринарного контроля, долго бывший камнем преткновения на
переговорах. Вроде бы, Россия отстояла свое право инспектировать американских
производителей, но в документах говорится, что итоговое решение будет
приниматься российско-американской комиссией. И далеко не факт, что Россия
сможет играть в ней первую скрипку. Зато все права американской стороны по
импорту в Россию из США всех видов мяса прописаны в мельчайших подробностях.

Как и в других секторах, в сельском хозяйстве ощущается острая нехватка в
обслуживающей отрасль сети обеспечения. Нет развитой кредитной системы; системы
страхования; системы информационной и консультационной служб для сельского
хозяйства; системы стандартов, которая соответствовала бы международной; нет
сети наших сертификационных агентств за рубежом, и т.п. - т.е. всего того, что
может обеспечить эффективное движение продукции на рынке.

Роль таких обеспечивающих услуг крайне существенна с точки зрения
конкурентоспособности производства, и не только сельскохозяйственного. Ведь они
представляют собой не только специфическую сферу экономической деятельности, но
и являются <каналом проникновения> товаров на рынок. В современных условиях эта
деятельность имеет решающее значение для <поднятия планки>
конкурентоспособности. Степень конкурентоспособности товаров зависит не только
от их потребительских качеств, но и от организационных сетей, выполняющих
торговые, страховые, рекламные услуги. Именно они создают возможности
преодоления барьеров на пути к рынкам: осуществляют систему предпродажных
мероприятий, снижают риски и т.п.

Рассматривая с этой точки зрения сферу услуг, становится очевидным, что
поспешное присоединение к ВТО не только подорвет ее собственную
конкурентоспособность, но и лишит значительной доли конкурентоспособности весь
отечественный производственный сектор. Ведь нет оснований считать, что более
успешные иностранные компании будут руководствоваться интересами российских, а
не своих национальных производителей в продвижении их товаров на рынки.

Что делать?

Процесс присоединения России к ВТО близок к завершению. Сейчас это уже вопрос
скорее чисто технический, чем политический. Что же можно постараться сделать в
оставшееся время для нейтрализации негативных экономических последствий этого
шага?

Во-первых, согласно правилам ВТО все действующие в настоящее время на
федеральном уровне механизмы господдержки отечественной промышленности (кроме
возврата НДС) являются либо запрещенными, либо наказуемыми и должны быть
пересмотрены. Невыполнение этого условия может вызвать применение
предусмотренных в таких случаях санкций.

Принятие этих обязательств приведет к изменению общих условий хозяйствования в
России и потребует пересмотра правил и порядка поддержки отечественной
промышленности. Надо будет резко сократить или полностью ликвидировать
избирательную поддержку производителей посредством субсидий, дотаций, льготных
и фиксированных цен, налогов, в том числе за счет федеральных целевых программ
и льгот, предоставляемых региональными властями.

В связи с этим особенно важно развернуть работу по созданию новых механизмов
защиты и поддержки отечественной промышленности, соответствующих режиму ВТО
(система нетарифной защиты, квоты, экологические требования и т.п.).

Во-вторых, необходимо проанализировать тенденции развития самой ВТО, чтобы в
нормотворческой работе учесть грядущие изменения в ее правилах. Например,
ожидается, что появятся новые соглашения по вопросам <социального и
экологического демпинга>. В этом случае мы можем лишиться таких важных
конкурентных преимуществ, как богатые природные ресурсы и квалифицированные
трудовые ресурсы.

В-третьих, в соответствии с требованиями ВТО действие ее норм должно
распространяться на всю территорию без исключения (в т.ч. на регионы
приграничной торговли, свободные экономические зоны и др. районы с действующим
там специальным режимом налогообложения, регулирования и тарифов). Выполнение
этого условия приведет к тому, что из-за неконкурентоспособности своих
предприятий (значительная часть которых - градообразующие) пострадает
большинство регионов.

По некоторым данным, в настоящее время только 8 регионов России обладают
выраженными конкурентными преимуществами. Это Москва и Московская область,
Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская
области. Еще у 5 регионов эти преимущества сравнительные, у 14 - ограниченные,
а у оставшихся 62 регионов они отсутствуют совсем.

В этой ситуации особенно актуально обеспечить государственную поддержку
депрессивных регионов такими инструментами, которые вписываются в режим ВТО.
Сегодняшняя система федеральных трансфертов этому не соответствует. Нужно
переходить на систему целевой поддержки проблемных регионов и обеспечения
социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места
жительства. В условиях, когда уровень бюджетной обеспеченности граждан, живущих
в разных субъектах Федерации, различается в 4-7 раз, для решения этой задачи
необходимо кардинальное изменение системы межбюджетных отношений с переносом
ответственности за обеспечение социальных гарантий на федеральный уровень.

В-четвертых, нормы ВТО потребуют установления равных условий для всех стран, в
том числе и для СНГ. Поскольку сейчас во внешнеэкономических отношениях в СНГ
немало двусторонних соглашений, в них действуют взаимные преференции. Снятие
этих преференций приведет к резкому взаимному снижению конкурентоспособности и
потере рынков сбыта, даст еще один толчок процессу дезинтеграции в СНГ.

Распад зоны свободной торговли, усложнение доступа к важнейшим видам сырья,
потеря основного рынка сбыта продукции средней и высокой степени переработки -
вот лишь некоторые последствия присоединения России к ВТО на пространстве СНГ.

Дезинтеграция СНГ ударит по России и с другой стороны. Из-за возможного разрыва
исторически сложившейся тесной производственной кооперации могут быть свернуты
программы модернизации в некоторых отраслях. Так, например, из-за узости рынков
и отсутствия технологических звеньев модернизировать отечественное
машиностроение без кооперации со странами СНГ неэффективно. Пострадают и
оборонные отрасли, где более 80% продукции производится в рамках
производственной кооперации стран СНГ.

Для снижения отрицательного эффекта от неодновременного вступления в ВТО стран
СНГ необходимо предварительное согласование их позиций, таможенных пошлин и
экономических режимов.

Выводы

Итак, главное препятствие на пути присоединения России к ВТО преодолено:
подписано двустороннее соглашение с Соединенными Штатами. Кто выиграл и кто
проиграл от этого? В чью пользу сделан выбор?

Западу долгое время удавалось навязывать России ощущение, что вступление в ВТО
необходимо в первую очередь ей самой. Однако анализ последствий вступления для
российской экономики говорит о том, что минусов от присоединения гораздо больше
чем плюсов. Между тем, крупные западные корпорации, получат в случае вступления
России в ВТО беспрепятственный доступ на огромный новый рынок, дополнительные
рычаги воздействия на российские власти и возможность диктовать свои условия,
прописанные в нормах ВТО. А каковы будут эти условия можно сказать уже сейчас,
вспомнив слова М.Олбрайт о том, что это несправедливо, что Россия владеет
такими огромными природными ресурсами. Хорошо понимая огромный потенциал
российского рынка, крупнейшие американские компании лоббировали скорейшее
заключение соглашения с Россией по ВТО. Когда в октябре российская сторона
заявила о возможности выхода из переговорного процесса по ВТО, 13 крупнейших
американских компаний направили, как известно, президентам Бушу и Путину письмо
с просьбой ускорить подписание <коммерчески оправданного двухстороннего
соглашения о вступлении России в ВТО>. Подробности содержания письма остались
не известны, однако вслед за этим последовало подписание двухстороннего
соглашения.

Есть расчеты, согласно которым после вступления России в ВТО иностранцы получат
примерно 15% нашего внутреннего рынка в дополнение к нынешним 15%. ВВП России
составляет около 900 млрд. долл., из них около 600 млрд. долл. приходится на
долю потребительского рынка. Это означает, что участие России в ВТО принесет
иностранцам дополнительно 90 млрд. долл. ежегодно. Как говорится, есть за что
бороться. Потенциальный же выигрыш России оценивается экспертами в 23 млрд.
долл., то есть соотношение плюсов и минусов составляет примерно 1 к 4.

Если же принять во внимание, что вступление в ВТО де-факто навсегда закрепит за
Россией сырьевую специализацию и закроет для нее практически все возможности
модернизации экономики, то вопрос о том, <в чью пользу выбор> получает
совершенно однозначный ответ. Не в нашу!



Статья председателя Правления Российского торгово-финансового союза Сергея
Батчикова и депутата Госдумы Сергея Глазьева.



http://www.glazev.ru/art/2049

http://www.contr-tv.ru/
--- GoldED+/W32 1.1.5
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 23:44. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot