#1
|
|||
|
|||
Капитализм мёртв. То, что есть - не капитализм
Boris Paleev написал(а) к All в Jul 21 19:43:54 по местному времени:
Нello All! https://cont.ws/@alexandr-rogers/2045900 Капитализм мёртв. То, что есть - не капитализм Александр Роджерс Сегодня 11:39 В России как минимум три клуба, претендующих на концептуальность. Я всё ждал, пока хотя бы один из них выдаст что-то на тему фундаментальных основ экономики. Не дождался. Придётся самому (причём половина нижеследующего текста - это просто перечисление и констатация уже известных банальных фактов и истин). Впрочем, приступим... Капитализм возник достаточно стихийно, как постепенное изменение социально-экономических отношений по мере развития производительных сил (и концентрации капитала в результате грабежа колоний, что немаловажно). Нарождающийся капитализм сталкивался с осуждением на уровне религиозных догматов католической церкви и жесточайшим сопротивлением со стороны текущего на тот момент правящего класса - крупной феодальной знати Священной Римской Империи Германского Народа (СРИГН). Мартин Лютер не изобрёл велосипед, он лишь выступил с манифестацией уже существующего явления (как минимум несколько богословов и философов того времени работали в примерно том же направлении). Причём схоластически-теистическая форма его "95 тезисов" - это неизбежный на тот момент формат, поскольку всё европейское общество строилось на основе толкований Библии, других вариантов просто не было (равно как и у Виклифа, Гуса, Иеронима Пражского и прочих). Адам Смит и Максимилиан Вебер не изобретали капитализм, они описывали уже действующие в современном им обществе социально-экономические отношения (только в отличие от вышеперечисленных использовали для этого секуляризированный инструментарий познания). Смит больше с точки зрения экономики, Вебер больше с позиций социологии. Аналогично как и Исаак Ньютон не "изобретал" гравитацию, а "открыл" её, описал как явление. Величие Карла Маркса в том, что он не только описывал наличную ему реальность, но и пытался спрогнозировать будущее развитие, внедрить научную основу в развитие общества. К сожалению, спустя 170 лет большая человечества всё ещё предпочитает стихию, а не науку. Но вернёмся к капитализму. Сформулированный Смитом-Вебером капиталистический идеал ближе всего к описанию Эбенезера Скруджа из "Рождественской песни в прозе" Чарльза Диккенза. Бережливость на грани аскетизма, минимизация личного потребления, максимизация инвестиций в развитие. Маркс описывал капитал как "мёртвый труд". Но мёртвое зачастую служит питательной средой для живого. Целью и сутью раннего капитализма были именно инвестиции в развитие. Причём добродетель рыцарского Средневековья - "щедрость" - была превращена в грех "мотовства". И в условиях, когда около четверти ВВП Франции времён Ришелье уходило на оплату испанских кружев дворцовой знати, это было однозначно справедливо. Пока Париж строил дворцы и давал балы, Лондон строил мануфактуры и фабрики. Чья стратегия оказалась лучше - всем известно. Впрочем, воспевание щедрости также изначально имело рациональную экономическую подоплёку - чтобы противостоять мёртвому накоплению богатств в стиле "там царь Кощей над златом чахнет", чтобы деньги находились в постоянном движении и стимулировали экономику. Но, как учит нас Аристотель, многие здравые изначально идеи со временем принимают превращённую и извращённую форму. Так щедрость превращается в "чад кутежа", а бережливость в скупость. Поэтому всегда нужно смотреть не на внешние проявления, а на суть (на результат). Это, кстати, прекрасно понимали Ленин, Сталин и ранние большевики. Которые запустили НЭП, чтобы стимулировать промышленное развитие в отсталой аграрной стране (которой на тот момент всё ещё оставалась Россия). И которые свернули НЭП, потому что (и на это есть достаточно указаний в архивах) нэпмены в большинстве не выполняли возложенную на них общественную функцию - вместо инвестирования прибылей в развитие производства предпочитали тратить их в кабаках, в роскоши и кутеже. То есть если бы нэпмены в СССР вели себя, как эталонные капиталисты из книг Вебера, то они вполне могли бы как явление существовать и дальше. Потому что выполняли бы общественно полезную функцию (аналогично, я всегда указываю утрату полезности, как основную причину исчезновения дворянства). Но не захотели и/или не смогли. Капитализм в момент своего зарождения, как "копить, чтобы инвестировать в развитие", был прекрасным и прогрессивным (по сравнению с практически застывшим и закостенелым феодализмом) явлением. Капитализм, как "копить, чтобы инвестировать в развитие", умер на Западе в момент появления рейганомики. Потому что кредит на развитие производства - это просто перераспределение рисков. А кредит на потребление - это воровство. Воровство у развития, воровство у будущего. Либеральные/либертарианские экономисты и идеологи обычно пишут, что роскошь нуворишей - это хорошо. Потому что они тратят много денег и тем самым стимулируют производство (создавая рабочие места и так далее). Но они умалчивают о том, что при этом расходуются ресурсы. И расходуются они не на что-то общественно полезное, а на тупиковые предметы роскоши и показательного потребления. Что вызывает самое большое возмущение российских (да и не только) граждан? Яхты и дворцы. Ненужные излишества, нерациональная трата ресурсов. А теперь к этому списку можно ещё добавить частные "полёты в космос" различных миллиардеров. Потому что, и пропагандисты "частного космоса" об этом постоянно умалчивают, государственные космические программы различных стран - это всегда рационально и полезно. Каждый запуск позволяет космонавтам проводить различные исследования, двигать науку вперёд. Каждый запуск выводит на орбиту полезную нагрузку - метеорологические спутники, спутники связи, компоненты телескопов и так далее. Полёт Джеффа Безоса на металлическом фаллосе, позволивший ему несколько минут повисеть в невесомости - это бесполезный расход ресурсов, только потешивший болезненное ЧСВ данного персонажа. А вы видели, чтобы экологи и зелёные активисты возмущались нерациональному использованию ресурсов господином Безосом? И я не видел... Но вернёмся к нашему основному тезису: на Западе классический капитализм Вебера и Смита уже давно (несколько десятилетий) мёртв. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на норму сбережения в США и ЕС - и сравнить её с Китаем (где она на сегодня составляет более 30%). Общество потребления противоположно обществу накопления и классическому капитализму. Общество потребления - это по своей сути антикапитализм. Поэтому Китай развивается, а Запад стремительно деградирует. Строго по науке. В частности (если кому-то не достаточно вышеприведённых аргументов, то у нас ещё и ещё в запасе), фондовые рынки, которые создавались как инструмент привлечения средств в реальный сектор экономики, превратились в свою противоположность - в инструмент выкачивания денег из реального сектора экономики в финансовые спекуляции (как в рынок деривативов высокого порядка, так и в спекуляции на валютных рынках). В казино, где в конечном итоге всегда выигрывает только владелец казино. Ещё одно уродливое порождение антикапитализма - это "майнинг криптовалют". Который расходует ценные ресурсы - электроэнергию в больших количествах, вычислительные мощности, и, что гораздо хуже, редкоземельные элементы на "железо" - но не производит вообще ничего полезного. Криптовалюты - это эталонный выбегалловский кадавр. Капитализм, в своём изначальном виде, был полезен - он приводил к развитию производительных сил, по мере которого происходило освобождение человека от главной несвободы - от необходимости каждодневного труда для добычи хлеба насущного. То самое "из царства необходимости в царство свободы". Но тот капитализм на Западе мёртв. Поэтому бороться нужно не с ним, а с антикапитализмом (вырожденным и контрпродуктивным, который пришёл ему на смену). И сейчас мы видим борьбу паразитарного кадавра со странами, где капитализм (преимущественно государственный) продолжает выполнять полезную функцию - коллективный Запад пытается душить Россию и Китай. Если по Гегелю, то на Западе сейчас стадия отрицания. Впрочем, это уже тема для отдельного разговора. P.S. К сожалению, застрявшие в догмах полуторавековой давности "ортодоксальные левые" (преимущественно троцкистского толка) на такой анализ не способны. Опубликовано https://jpgazeta.ru/aleksandr-rodzhe...ossii-i-kitaya -protiv-zapadnogo-kadavra/ Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |