#1
|
|||
|
|||
Морская болезнь
Vadim Jivoderov написал(а) к All в May 05 01:07:00 по местному времени:
МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ "Правительство Нигерии против капитана танкера Валерия Пахомова и членов экипажа" - так называется судебное дело, очередное слушание которого состоится 30 мая в столице этой африканской страны. 12 российским морякам грозит пожизненное заключение, если суд признает их виновными в контрабанде нефти. История этого экипажа - одна из самых трагичных среди многочисленных случаев произвола, беззакония и обмана, с которыми все чаще сталкиваются десятки тысяч отечественных моряков, работающих за рубежом. Сегодня только по официальным данным в такой ситуации находится 376 российских моряков в 13 странах мира, на самом же деле их скорее всего в несколько раз больше. "Гордость Африки" "Ухожу на полгода в рейс, из каждого рейса привожу несколько тысяч долларов, материально и жильем обеспечен. Ищу жену, готовую верно ждать на берегу полгода. До этих пор такие не попадались". Какой-то молодой моряк из Новороссийска ищет подругу жизни. В краснодарских газетах нередко можно увидеть подобные объявления. Морякам, уже более полутора лет томящимся в нигерийской тюрьме строгого режима, хотя бы в этом повезло: их жены умеют ждать. Даже тогда, когда уже почти все махнули рукой на пленников. Российские власти в упор не замечали проблему. Отчаявшиеся жены порой жалели, что их мужья не сотрудники спецслужб, ликвидировавшие в какой-нибудь маленькой ближневосточной стране беглого чеченского лидера: тогда судьбой их мужей уж точно озаботилось бы российское правительство... Но 12 новороссийцев к спецслужбам отношения не имеют. Летом 2003 года они при посредничестве одной из крюинговых (занимающихся набором морского персонала) компаний заключили контракт с греческой компанией Azure Services Inc и нанялись на танкер Afriсan Pride ("Гордость Африки"), ходящий под панамским флагом. 8 октября 2003 года по распоряжению фрахтователя экипаж танкера принял на борт груз в порту Лагоса (Нигерия). Как только судно удалилось от берега на 18 миль, оно было задержано нигерийскими полицейскими, обнаружившими в трюмах 11,3 т нефти. Как утверждают власти, без соответствующих документов. Экипаж обвинили в контрабанде "черного золота", якобы украденного криминальными группировками из нефтепровода. Танкер был отбуксирован на военно-морскую базу, а команда из 12 человек помещена на гауптвахту. Заковали в кандалы Поначалу к россиянам относились сносно. Благодаря продажности нигерийских охранников им удавалось позвонить домой (муж Елены Ткачевой отдал за звонок на родину золотой зуб). Моряки не знали, что владельцы судна тем временем разрабатывали план его угона. Грекам удалось собрать новую команду из российских моряков, которые на пяти судах пришли в нигерийский порт Лагос. 6 августа прошлого года в условленное время охранник на African Pride "пошел позвонить". В этот момент на борт пробрались моряки с пришедших судов - и "Гордость Африки" вышла из порта. Потом все суда разошлись в разные стороны, так что узнать, где находится African Pride, было уже невозможно. После этой операции были уволены несколько высокопоставленных чиновников нигерийского ВМФ, а новороссийских моряков перевели в тюрьму строгого режима Кирий-Кири, где содержатся особо опасные преступники. "Их разделили на группы по три человека и поместили в камеры два на три метра, где нет ни окон, ни туалетов, зато есть щели в стенах, через которые залетают москиты. Все обвиняемые искусаны, многие переболели малярией", - цитирует переписку российского посольства в Нигерии и греческого консульства в Новороссийске Ирина, жена одного из моряков - Андрея Стогниенко. На руках и ногах моряков - цепи. Одежду не меняли полтора года - ровно столько, сколько они сидят в заключении. Грязь, жара, насекомые. Кормят и поят раз в сутки. К малярии добавились желудочные болезни от отвратительной пищи. Андрею Стогниенко сделали операцию по поводу язвы 12-перстной кишки. Капитану Валерию Пахомову 65 лет, он тяжело болен, родные опасаются, что он может не дожить до приговора. Родственники моряков, встречаясь с представителями греческой судоходной компании, узнали неофициальную версию случившегося: танкер African Pride вроде бы приглянулся одному из нигерийских судовладельцев, который решил заполучить его при помощи судебного процесса по сфабрикованному делу. Теперь, когда план не удался, автор затеи хочет отомстить морякам и добиться для них максимального срока. Время от времени женам моряков передают видеокассеты с записью судебных процессов над их мужьями. Объединенные общим горем женщины пытаются узнать в худых, изможденных людях своих близких. "От веса каждого из них можно отнять половину: они три дня сидели вообще без еды и воды - компания Azure Services задерживала деньги, - рассказывает Ирина Стогниенко. - Если бы наши моряки были виноваты, они бы вообще не сошли с теплохода на берег". С женой задержанного моряка солидарен ветеран торгового флота из Новороссийска Владимир Пилипьяненко: "Наших ребят наняли на перевозку нефти от причалов до рейдовых судов - при этих операциях документы на груз должны составлять сами нигерийцы. Их представитель на судне совместно с капитаном и старпомом составляют временные документы - "Акты замеров пустот", с помощью которых определяют количество груза. Я уверен, что такие документы на судне были, представитель нигерийцев на судне был, представители порта также были и дали команду на выход на рейд. Эти лица и несут ответственность за дальнейший путь нефти. А экипаж обязан грамотно погрузить нефть, обеспечить взрывопожаробезопасность, навигационную безопасность и массу других морских операций". "Чтобы замять дело, нужны деньги" Потеряв надежду увидеть своих мужей и сыновей, жены и матери моряков решились в марте на трехдневную голодовку - дабы привлечь внимание властей к бедственному положению своих родных. До тех пор кому только не писали - и президенту России Путину, и краснодарскому губернатору Александру Ткачеву. В ответ получили дежурные отписки: дело на контроле, делаем все, что возможно. Профсоюз моряков кинул клич - собрали 4 тысячи долларов, которые перечислили на счет российского посольства в Нигерии для медосвидетельствования моряков. По словам переводчицы, во время судебных процессов в январе этого года некоторые из подсудимых от слабости не могли даже шевелить губами и в ответ на вопросы судьи просто плакали. Плакали и их жены, просматривая видеозаписи: сытые, самодовольные судьи допрашивают доведенных до крайней степени истощения русских. - Нашим морякам грозит пожизненное заключение, - говорит координатор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) в России Александр Агеев. - Вместо одного суда, назначенного на 23 марта, в Нигерии почему-то прошли дополнительные внеочередные заседания, на которых обвинение заявило, что оно не согласно с решением Высшего суда этой страны, согласившегося с тем, что African Pride задержали в нейтральных водах, что запрещено международными морскими конвенциями. Обвинение решило обжаловать решение Высшего суда уже в апелляционной инстанции. Я не разбираюсь в судебной иерархии Нигерии, но, оказывается, там возможно и такое! Такое поведение обвиняющей стороны - намеренное затягивание процесса. Появилась информация: для того чтобы "замять" дело, якобы требуется определенная сумма денег, и греческая сторона, которой принадлежит судно, готова эти деньги заплатить. Но наше условие таково: только тогда, когда моряки уже будут сидеть в самолете. Если бы наши власти сразу обратили внимание на этот процесс, а не после того, как пришлось устроить голодовку, может быть, он не затянулся бы на столь долгое время. - Недавно мы ездили в МИД, - сказала "Известиям" Людмила Кравцова, мама третьего помощника Андрея Кравцова. - Похоже, что там вообще не знают о том, что с ребятами сейчас происходит. Мы собираемся лететь в Нигерию, но не знаем пока, где взять деньги. Жены наших моряков отвезли несколько тысяч подписей, собранных в поддержку оказавшихся в беде россиян, послу Нигерии в России. Депутаты Госдумы приняли специальное обращение к коллегам с требованием освободить россиян. Как рассказали родственники томящихся в нигерийской тюрьме моряков из Новороссийска, сейчас сбежавшее из Нигерии судно, которое и стало виной случившегося, переименовано в "Космос-2" и плавает под норвежским флагом. Возможно, его экипаж опять российский. А значит, женам и матерям моряков остается только молиться, чтобы они не повторили судьбу своих коллег. Светлана Турьялай, Новороссийск Экипаж живет за счет помощи католической церкви Описанный случай - далеко не единственный, когда российские моряки становились за рубежом жертвами недобросовестных судовладельцев или юридических коллизий. Восемь лет стоит в польском порту Гдыня российский рыболовный траулер "Газган", который ходил под флагом России и принадлежал компании "Новороссийскрыбпром". В 1997 году судно пришло в порт Гдыня на ремонт. Первая часть его ремонта и переоборудования обошлась хозяевам траулера в 3,5 миллиона долларов, но в 1998 году у компании начались финансовые проблемы, и ремонт не закончили. За долги перед судоверфью в 2001 году польские власти арестовали "Газган". Оставшиеся на судне члены экипажа вместо зарплаты несколько раз в год получали небольшие авансы. "Были длительные периоды, когда не переводили даже средства на продукты, - говорят моряки. - Администрация "Новороссийскрыбпрома" обещала исправить положение и выплатить долги". Но в июне 2002 года компания была объявлена банкротом. В апреле 2004 года "Новороссийскрыбпром" ликвидировали, траулер продали московской компании за 11 млн рублей. Моряки ждали новых хозяев, которые должны были рассчитаться с ними. Однако, по словам юридического представителя экипажа Сергея Кондратова, те пока даже не оформили документы на право собственности. Вскоре на бесхозный "Газган" наложил арест Арбитражный суд Краснодарского края. Все это время экипаж судна живет на свои сбережения и благотворительную помощь католической церкви. Сейчас на траулере осталось 4 человека - минимум, необходимый для поддержания его в исправном состоянии. Если они уйдут с корабля, получить все долги по зарплате - более 200 тысяч долларов на 11 членов экипажа - будет практически невозможно. Экипаж "Газгана" подал иск в Арбитражный суд с требованием признать договор купли-продажи траулера недействительным. В случае положительного решения траулер станет федеральной собственностью с последующей выплатой долгов польским кредиторам и экипажу судна. Наталья Коныгина, Надежда Попова "Жертвы собственной наивности" Как возникают ситуации, когда российские моряки оказываются без куска хлеба или даже в тюрьме за тысячи километров от дома? Кто и чем может и должен им помочь? Об этом член Исполкома Российского профессионального союза моряков Вадим Мамонтов рассказал собкору "Известий" Илье СТУЛОВУ. известия: Почему наши моряки настолько бесправны за рубежом? Вадим Мамонтов: Из-за специфики их трудоустройства. Почти все они получают работу через частные агентства по найму. Как правило, работодателем выступает иностранный судовладелец, а законы, по которым моряк работает, в большинстве своем законы офшорных флагов. Это означает, что если вам не заплатили на судне под панамским флагом и вы пришли с этой жалобой в российский суд, то вас пошлют в Панаму. А если еще ваш панамский судовладелец сбросил вас с борта где-нибудь в африканском порту? Консульство России разведет руками и спросит вас: "Как связаться с вашим работодателем?" А вы и сами не знаете, ибо устраивались через агентство. В контракте же координаты судовладельца часто липовые. известия. Это типовая схема? В.М.: Чаще всего ситуация такова: моряк работает несколько месяцев как проклятый, затем выясняется, что его судовладелец является банкротом либо заведомым жуликом, а судно арестовывается за долги. Далее начинается затяжной процесс поисков возможностей репатриации наших сограждан и недобросовестного работодателя... известия: Кто чаще всего попадает в такие ситуации? В.М.: Во всех океанах мира сегодня работают около 60 тысяч российских моряков, почти 43 тысячи из них объединены в профсоюз. И с ними, как правило, проблем не возникает. В профсоюз не вступают гастарбайтеры, сезонные рабочие, "дикие экипажи", искатели приключений, которые ищут себе работу полуподпольными методами, и те, кто столкнулся с международным рынком труда недавно. Они, как правило, и становятся жертвами собственной наивности. Некоторые моряки до сих пор отправляются за тридевять земель без малейшего подобия контракта. То есть платят деньги агентству-посреднику за возможность прокатиться за свой счет куда-нибудь в Африку, уткнуться носом в ржавое плавстарье и все равно еще несколько месяцев работать бесплатно. Один латышский судовладелец нанимал моряков только при условии, что к пакету документов моряк сразу же прикладывал расписку-признание в беспробудном пьянстве во время рейса. При окончательном расчете экипажу просто не выдавали денег, а перед носом у работников трясли их же объяснительными. Другой пример. К нам обратились рыбаки траулера, два рейса подряд отработавшие на офшорного судовладельца бесплатно. Где его искать: место регистрации - Гана, Африка, а место проживания - Армения? Ладно, нашли в Калининграде его имущество, арестовали за долги, а тем временем обиженный экипаж в полном составе вновь отправился в Гану, к нему же! И теперь получаем от них третье обращение: "Помогите, мы окончательно брошены!" И пока на международном рынке труда моряков неграмотному матросу с сомнительным дипломом будут обещать минимальную зарплату в $450, а младшему комсоставу - $1500, то есть такой оклад, который на берегу он заработать не сможет, люди как мотыльки на огонь будут лететь на баксы. известия: А что же государство? В.М.: Проблемой трудоустройства плавсостава за границу занимается Федеральная миграционная служба МВД России. Ребята там добросовестные, но их полномочия заканчиваются перед государственной границей РФ. Защита же прав граждан России за границей осуществляется от случая к случаю. Например, консульская служба МИД при посольствах не получает целевого финансирования на репатриацию россиян, предоставление им медицинской и юридической помощи. Региональные отделения нашего профсоюза уже не удивляются, получая сообщения из посольств России в Аргентине и Греции, Нигерии и Намибии с просьбой "Окажите финансирование репатриации экипажа такого-то". Когда государственная служба обращается за финансовой помощью к профсоюзам, то есть общественной организации, это нечто... известия: Что тут можно сделать? В.М: Ответ давно известен, предложения еще два года назад доведены до сведения Федеральной службы Росморфлота. Решить проблему может лишь вмешательство государства в рамках Международной конвенции "О трудоустройстве моряков". В данном документе четко прописана ответственность всех участников рынка труда: государство-работодатель-работник. Но, пока конвенция не ратифицирована Россией, есть другой вариант, простейший и давно действующий в морских государствах. А именно: контроль за трудоустройством моряков обеспечивают власти порта в лице службы капитана. То есть перед оформлением экипажа порт проверяет, куда моряк плывет и чем обеспечена гарантия его прав. Илья СТУЛОВ, Калининград PS: Министерство транспорта России, где в настоящее время находятся предложения профсоюзов, от комментариев по поводу своего участия в судьбах российских моряков за рубежом отказалось. Официальный комментарий МИД России Если говорить о конкретной помощи нашим морякам за рубежом со стороны диппредставительств и консульских учреждений, следует иметь в виду следующее: 1. С момента пересечения нашими гражданами границы того или иного государства на них распространяется действие законов этого государства. 2. Трудовые отношения работающих за границей российских граждан являются предметом регулирования международного частного права. В случае нарушения условий договоров российские граждане вправе обращаться в суд. 3. В случае ареста или задержания граждан России наши консульские должностные лица принимают все меры по защите их нарушенных прав. Консул обязан следить, чтобы в их отношении строго соблюдались процессуальные нормы. Весьма сложными являются случаи, когда судно арестовывают в иностранном порту (чаще всего за долги владельцев) и моряки остаются без средств к существованию. МИД в рамках своих ограниченных финансовых возможностей оказывает помощь россиянам, оказавшимся в форс-мажорных обстоятельствах за рубежом, в плане их возвращения на родину. http://www.izvestia.ru/conflict/article1816202 P.S. Вот и "эффективные собственники, частники". Раньше что-то такого не наблюдалось... --- GoldED+/W32 1.1.5 |
#2
|
|||
|
|||
Морская болезнь
Vadim Jivoderov написал(а) к Sergej Podoplelov в May 05 18:14:40 по местному времени:
Нello, Sergej ! May 31 2005 00:06, Sergej Podoplelov wrote to Vadim Jivoderov: VJ>> P.S. Вот и "эффективные собственники, частники". Раньше что-то SP> Не нанимайся на иностpанное судно. Иди на pоссийское, хоть и платить SP> будут поменьше. А нету российских. Если сравнивать с прошлыми временами. --- GoldED+/W32 1.1.5 |