forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 20.09.2021, 15:24
Uncle Sasha
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Профессионализм более не актуален.

Uncle Sasha написал(а) к All в Sep 21 13:09:35 по местному времени:

Dear All,


https://www.gazeta.ru/column/yardaeva/13978712.shtml

Три по цене одного

О девальвации профессионализма и образования

Марина Ярдаева Журналист, педагог

Когда-то, еще в пору наивной юности, я зарегистрировалась на одном из
сайтов для поиска работы. Как водится, загрузила резюме и стала ждать.
Ничего там не дождалась, все как-то иначе устроилось. А уведомления с сайта
приходят до сих пор. И я все никак не могу отписаться. Рука не поднимается.
Потому что объявления там - это своеобразный маркер. Получаешь, например,
предложение стать редактором какого-нибудь научно-технического издания в
Петербурге за 23 тысячи рублей и сразу как-то, знаете, все про все
понимаешь.

Последние рассылки этого сайта тоже иллюстрируют весьма интересную
тенденцию. Тенденцию девальвации профессионализма. Кого сейчас ищут? То
веб-дизайнера, SMM-менеджера и копирайтера в одном лице, то маркетолога и
контент-менеджера в одном флаконе, то журналиста, готового не только
писать, но и верстать, то библиотекаря и одновременно воспитателя. Всем
нужны специалисты широкого профиля, универсальные солдаты, чтоб и швец,
жнец и на дуде игрец. А то, что это не остается одними только бесплодными
мечтами нанимателей, я вижу в реальности. Кто-то совмещает работу логопеда
и социального педагога, кто-то УЗИста и... завхоза, кто-то в каком-нибудь
ЖЭКе один закрывает ставки электрика, сантехника и дворника.

Да и сама я вот - журналист и педагог. А в школе еще и не по одному профилю
работаю - веду и уроки, и кружки, причем как в начальной, так и в основной
школе. А нынешняя инклюзия еще предполагает, что я должна быть не только
педагогом, но и дефектологом (это примерно как если бы стоматолог был бы
еще и кардиологом: и тот, и другой - врачи же). Когда меня спрашивают, как
я все успеваю, я лишь пожимаю плечами: я и не успеваю. Не успеваю отдыхать
и восстанавливать силы, не успеваю вести быт, не успеваю заниматься с
собственными детьми.

С точки зрения качества работы, такие совмещения, понятно, тоже не очень
хороши. Если один человек выполняет работу за троих, он ведь не работает
120 часов в неделю. Это физически невозможно. Максимум он за каждого делает
половину работы. При этом, если углубиться в какие-нибудь нормы, то
окажется, что ЖЭКу явно недостаточно сантехника, работающего на полставки,
скорее штат предусматривает вообще две, а то и три ставки по одному
профилю. И простой здравый смысл подсказывает, что школе, например, явно не
хватает одного соцпедагога, да еще и отвлекающегося на логопедические
занятия. Контингент проблемных детей в среднестатистической школе таков,
что нужны целые социальные службы. И лавина проблем накатывает на
совместителей, не спрашивая, что написано в их трудовом договоре.
Соцпедагог не может отработать ситуацию по одному трудному подростку и не
помочь другому, сантехник не может наполовину починить батарею, а я не могу
выпускать школьную газету объемом в две полосы. Хотя если судить по
задокументированной нагрузке и прописанной оплате, именно так все мы и
должны поступать.

Как быть? Личные ресурсы тоже не безграничны. Можно пожертвовать отдыхом
(до поры до времени, потом организм взбунтуется), но нельзя пожертвовать
сном. В ход идет оптимизация. Если содержание школьной газеты я упростить
не могу и не могу, соответственно, сократить время на работу с детьми над
текстами (это для меня совсем уж больно, потому что в работе с детьми
вообще-то весь смысл и заключается), то в вопросах формы я не могу
позволить себе быть слишком уж щепетильной - а это значит самая простая
верстка, никаких выкрутасов, а иногда, по запарке, что-то и вовсе кривовато
может выйти. Да, многие (практически никто) этих кривоватостей не видят и
не понимают моих печалей, не понимают, чего я сокрушаюсь каждый раз и
повторяю, что так работать нельзя, что такие вещи не может делать один
человек на неполной ставке, что нужна целая команда. Газета же выходит?
Выходит. А помимо газеты, еще и уроки ведутся? Ведутся. И еще кружки в
первых классах? И еще они, да. Ну и нормально!

Так кажется со стороны. Если что-то существует, значит, оно не только
возможно, но и желательно. Все действительное разумно. Знаете, к чему это
приводит? К обесцениванию труда. К обесцениванию профессионализма.
Окружающие вдруг начинают думать, что раз человек столько всего успевает и
делает (да еще и за весьма скромное вознаграждение), то это все какая-то
ерунда, ничего особенного, любой справится и что это ничего в сущности не
стоит.

И доходит до абсурда. "Да что они такого делают? - недоумевает обыватель,
имея в виду педагогов, врачей, журналистов, дизайнеров, социальных
работников и многих, многих других. "Да за что, - вопрошает он, - им вообще
платить?" Учителя, известное дело, шпарят только по готовым методичкам, так
можно и десять уроков подряд отвести. Врачи лечат всех по одному шаблону, а
еще они равнодушные какие-то. Журналисты - вообще паразиты, много ли труда
языком чесать! Чтобы стать дизайнером, довольно посмотреть пары роликов на
Ютубе. Ну и так далее. Причем - вот еще парадокс! - с одной стороны
обесценивание предполагает как бы бессмысленность профессии, а с другой -
порождает какое-то незамутненное потребительство.

Ко мне постоянно кто-нибудь обращается с просьбами "набросать" или
отредактировать какой-нибудь "текстик": поздравление, рекламную заметку,
стихи, эссе. Нет, денег не предлагают - напротив, очень обижаются, если я
говорю, что такая работа не может быть бесплатной.

Это ведь сущая ерунда! Ну вот тогда возьмите и помогите себе сами. "Но у
вас же образование", - удивляются товарищи с незамутненным сознанием. "Вот
именно, - говорю, - образование. И оно тоже чего-то да стоит". И уходят
просители совсем обескураженные. Потому что образование тоже давно
обесценилось.

Очень многие понимают образование как "корочки". А "корочки" - это что-то
вроде бонусной карты: воспользовался сам на кассе в супермаркете, поделился
с соседом по очереди. Жалко, что ли? Карта стоит три копейки, просто карты
у всех разные: кто-то чаще закупается в магазине "Ромашка", а кто-то - в
магазине "Василек". Но случается, привычный порядок нарушается, покупателя
"Ромашки" судьба забрасывает в "Василек", и тогда кто-нибудь его выручает
из очереди. Не убудет же.

Откуда дровишки, в общем, понятно. Сейчас огромное множество быстрых
курсов, на которых можно выучиться чему угодно и кому угодно. Даже не
выучиться, курсы просто оплачиваются, а предлагаемые пособия можно не
читать, видео не смотреть: итоговый тест легко проходится с помощью Гугла.
Повсюду тренинги, вебинары, онлайн-лекции, бойкая торговля какими-то
сертификатами. В соцсетях народ уже давно перестал общаться, все друг друга
"обучают", все друг с другом обмениваются "дипломами".

Вот только образование - это не карта лояльности и не покупка сертификатов
в непонятной сетевой лавочке. Настоящее образование совсем не отменяет
времени и труда, необходимого для создания чего-то нового. И само
образование - тоже труд. Причем труд этот не заканчивается с получением
диплома. Это вроде бы очевидно, но приходится объяснять. Но лучше, право,
этого не делать. Потому что в ответ только новое недоумение. Или вовсе
развивается какой-то шизофренический диалог.

- А на кой черт тогда, - спрашивают - оно нужно?

- Эмм... Образование-то? Может, для того, чтобы делать свою работу хорошо?
Профессионально. Со знанием дела.

- А хорошо - это как? А профессионализм - это что такое? Нет, вы уж
объясните. Не юлите. Вы куда? Что значит, у вас нет времени на глупости?
Какая такая у вас работа? Да вы хамка! Хамка и дура, вот!

Ладно, может, и дура. Хоть горшком назовите. Только дважды два все-таки
равняется четырем. И один не может без потерь заменить троих.

Универсализм - это прекрасно. Получение знания и опыта в смежных профессиях
всегда углубляет знания по основному профилю. Но только не в случае работы
на износ. И истинный универсализм не имеет ничего общего с дилетантизмом, и
он не покупается по цене рубль за пучок.



Sincerely yours,
Alex Tihonov


... Я еще раз просто одно: давайте говорить на нормальном языке! (Черномырдин)
--- FoxPro 2.60
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 05:55. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot