forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 21.02.2020, 14:23
Uncle Sasha
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Денис Драгунский о химере равенства.

Uncle Sasha написал(а) к All в Feb 20 12:54:55 по местному времени:

Dear All,


https://www.gazeta.ru/comments/colum...12969481.shtml

21.02.2020, 08:18 Денис Драгунский о неожиданной угрозе существованию
человека

Некий философ полсотни лет назад написал, что, возможно, "человек исчезнет,
как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке". Попробуем представить
себе, как это может произойти.

Представим себе: война. Обыкновенная сухопутная война, где главное
действующее лицо - пехота. Такие войны велись веками и, к сожалению, конца
им не видно. Увы, боевые действия - это не фантазии Джорджа Лукаса, и
никакая высокая технология в обозримом будущем не заменит солдат, которые
реально, физически занимают отвоеванную территорию.

Так вот, война. Батяня-комбат выскакивает из окопа на бруствер, стреляет из
пистолета в воздух и кричит:

- В атаку! Вперед! За мной!

Но из окопа за его спиной раздаются недовольные голоса солдат:

- А это обязательно? А это надолго? А кофе брать с собой? А вай-фай там
есть?

Смешно.

Хотя этот анекдот довольно точно отражает умонастроение, которое все шире
охватывает людей в Америке, Европе, и в России в том числе.

Главное тут - запрет на приказ и наказание, то есть на принуждение. Потому
что в любом принуждении есть унижение, а в любом унижении - источник
травмы, а значит - причина всех будущих несчастий человека, всех его неудач
и депрессий.

Смешно. Но и горько, но и опасно.

Опасно не только для армии и государства. Опасно для человека как такового.

Разумеется, война и вообще всякая агрессия - это ужасно. Она уничтожает
человеческое в человеке. Он, втянутый в воронки, шнеки и шестерни агрессии,
теряет свою человеческую суть, которая состоит из достоинства, сострадания,
любви и разумности. Людьми перестают быть все - и те, кого мучают и
унижают, и сами мучители-агрессоры. Поэтому борьба за сохранение
человечества вообще и отдельного человека в частности - это прежде всего
борьба за его достоинство, честь, свободу от унижений и излишних
принуждений.

Я не зря добавил слово "излишних".

Угроза человечеству возникает неожиданно. Выскакивает именно оттуда, откуда
ее меньше всего ждали.

Маленький "оффтоп": прогнозируя грядущие глобальные экономические кризисы,
аналитики разных стран, направлений и симпатий говорили в основном об
экономике как таковой. Финансы, кредитные пузыри, перепроизводство, нищета.
Немного - о политике, о возможных вооруженных конфликтах. Самые умные, и я
в том числе (это самоирония, дорогие читательницы и читатели!) - говорили о
демографии.

Но никто, ни один человек, не предположил, что причиной кризиса может стать
вирус. Эпидемия. То есть матушка-природа во всей красе ее опасной
непредсказуемости.

Так и здесь.

Мы думали, что Человеку с Большой Буквы сильнее всего грозит вирус
доминирования и унижения. Когда старший унижает младшего, богатый -
бедного, когда ученый презирает неуча, столичный житель - деревенщину, и
так далее. То есть когда мир состоит из неких, грубо говоря, начальников и
подчиненных. В этом виделась (и видится посейчас) главная опасность для
человечности. Холодный и жестокий вертикальный мир, мир иерархий, рангов и
чинов, мир жалкого бесправия слабых и разнузданного всевластия сильных -
что может быть ужасней?

Однако всегда есть куда падать. Как предупреждал Станислав Ежи Лец, снизу,
из-под камня, что замыкает дно колодца, вдруг постучали.

Жизнь в оковах запретов и приказов - тяжела. Жизнь без них - вообще
невозможна.

Власть - это кошмар и унижение для всякой свободной личности. Особенно,
когда речь идет о чьей-то власти надо мной. А если свободная личность
вдобавок еще и наделена способностью чувствовать чужую боль - то даже
собственная власть над кем-то для такой личности невыносима. "Доброму
человеку бывает стыдно даже перед собакой" (А.П. Чехов). Что-то многовато у
меня сегодня цитат, но уж ладно - "власть отвратительна, как руки
брадобрея". Или даже как ноги Бармалея.

Но хуже власти может быть только ее отсутствие. И речь не только о
государственной власти, об общепризнанной монополии государства на
принуждение - тут, собственно, и спорить не о чем. Никто, даже самые
отъявленные анархисты и либертарианцы, не хотели бы превращения страны в
Гуляй-поле. В ледяную равнину, по которой носится лихой человек.

Как сказал офицер ГИБДД в ответ на все претензии по поводу произвола и
взяток: "Но если бы не мы, то эти, которые рассекают в крутых джипах, они
бы всех вас просто давили, как клюкву, и никто бы пикнуть не мог. Так они
хотя бы нас боятся, мы можем очередью по колесам, в случае чего, и не
только по колесам".

А когда анархисты и либертарианцы говорят о "районной милиции", об
"ополчении сознательных граждан" и о "народных судах в полном смысле слова"
- они всего лишь описывают другую модель той же самой власти, облеченной
правом на насильственное принуждение, оно же принуждающее насилие.

Но дело в том, что власть существует не только в проекции "свободный
гражданин - государственная машина". Та машина, которой этот гражданин
отдает часть своей свободы и право принуждения. Во имя стремления к миру и
порядку, в полном соответствии с учениями Гоббса, Локка и Руссо об
общественном договоре. Иначе - беспорядочная и жестокая война всех против
всех. Это, повторяю, понятно.

Не всегда понятно другое - отношения власти пронизывают все общество, так
же, как отношения денег и отношения влияния. Человек остается "общественным
животным", по Аристотелю. Возможно, это определение устарело, но пока на
смену ему ничего толкового не придумано - вернее говоря, не предложено
самим человеком в полноте его разнообразных идентичностей.

Общество состоит не только из равноправных суверенных личностей, но и из
старших и младших в самом широком смысле слова: родителей и детей, учеников
и учителей, начальников и подчиненных, а также из докторов наук и недавних
выпускников вузов, из рабочих высочайшей квалификации, слесарей шестого
разряда - и разнорабочих.

В том, что родители говорят ребенку "вымой за собой посуду и убери у себя в
комнате" - нет никакого унижения его личности. Даже если ребенку очень не
хочется мыть посуду и складывать вещи в шкаф.

И в том, что родители будут настаивать на своей просьбе (а уж если совсем
честно, то на своем приказе) - тоже нет ничего унизительного.

Так же, как и в приказе ротного командира, или в распоряжении, которое
завсектором дал референту, и так далее. Хотя солдату не хочется идти в
караул, а референту - составлять аналитическую записку. Это естественно:
80% людей любят покой и комфорт (проще говоря, безделье), и только 20%
постоянно ощущают уколы своего личного творческого или административного
шила, и сами, без понукания, активно стремятся что-то создавать или
обустраивать.

Работать, однако, должны все. Иначе помрем от голода и холода, утонем в
грязи, или нас поработят бодрые и деятельные соседи.

Поэтому человечество изобрело отношения власти, обязательные распоряжения,
а также санкции за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Разумеется, все эти распоряжения надо давать без хамства, без рыка, без
сверкания глаз и удара кулаком по столу, не говоря уже об ударах кулаком в
зубы.

Кроме отношений власти, как уже сказано, есть отношения денег и отношения
социального влияния. И еще отношения, завязанные на доверии к базовым
ценностям общества. Но во всех этих областях существуют тысяча извинений,
своего рода начальники и своего рода подчиненные, своего рода "мейнстрим" и
своего рода "маргиналы". Разумеется, в обществе идет постоянная борьба как
минимум в двух направлениях. Постоянная борьба за позицию "начальников"
(они же "богатые", они же "влиятельные", они же "мейнстрим") - а также
борьба за то, чтобы начальники не слишком разнуздались, чтобы они соблюдали
общие для всех приличия. Не хамили бы и не распускали руки. И это
направление наиболее важно - поскольку ясно, что все не могут одновременно
стать начальниками, богачами, властителями дум.

Отношения власти в обществе - особенно в отношениях родителей и детей,
учителей и учеников, профессоров и студентов - надо всемерно окультуривать,
гуманизировать. Но не отказываться от них вовсе. Увы, главная мода
современности - это утвердить, что ребенок равен родителю, а студент равен
профессору. Равен не как юридическое лицо, не как субъект прав человека, а
именно в смысле власти и влияния. Равен, а то и выше его: ребенок может
давать распоряжения родителям, а студент - учить профессора науке и жизни.

Однако общество без "вертикали власти" распадается на атомы и приходит в
состояние войны всех против всех.

Увы, мы это уже начинаем замечать.

Человечество может рухнуть не под ударами агрессии и насилия - а совсем
наоборот, его могут размыть сладкие потоки полнейшего, безграничного
равноправия всех со всеми - взрослых с малышами, ученых с невеждами,
специалистов с дилетантами, тружеников с бездельниками.

Но это сказочное равноправие непременно окажется лицемерной ширмой для
какой-то жесточайшей диктатуры, которая поставит под вопрос существование
Человека - такого, каким мы его привыкли видеть в течение последних веков.
Мыслящего и трудящегося, ценящего себя и уважающего других.

Контуры этой диктатуры еще не ясны. И не дай Бог нам их увидеть.



Sincerely yours,

Alex Tihonov



... Оно сказало: "Трус! Ты даже пальцем меня боишься тронуть!"
--- FoxPro 2.60
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 17:45. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot