#1
|
|||
|
|||
Украинский авиапром обратился к России с последней просьбой
Boris Paleev написал(а) к All в Sep 19 13:44:20 по местному времени:
Нello All! Деловая газета "Взгляд" https://vz.ru/economy/2019/9/1/995246.html Украинский авиапром обратился к России с последней просьбой 1 сентября 2019, 10::14 Фото: Anton Bannikov/wikipedia Текст: Ольга Самофалова Украинский концерн "Антонов" потребовал от России переименовать новый транспортный самолет, который разрабатывается на базе Ан-124 "Руслан". Дескать, это другой лайнер и маркой "Ан" он именоваться не имеет права. В России не возражают - нам незачем ставить чужой бренд на свой самолет. Важнее другое - развитие одного из самых востребованных транспортных самолетов в мире теперь идет без Украины. Украинский "Антонов" потребовал от российского конструкторского бюро "Ильюшин" переименовать новый российский самолет, который разрабатывается на базе советского Ан-124 "Руслан". "Ильюшин" ведет разработку глубоко модернизированного супертяжелого военно-транспортного самолета на базе Ан-124-100 "Руслан", которому планируется дать обозначение Ан-124-100М, констатирует украинская компания в своем сообщении со ссылкой на заявление главы российского Минпромторга Дениса Мантурова. На днях в рамках МАКС-2019 он действительно заявил, что уже к концу года "Ильюшин" представит технический проект глубокой модернизации Ан-124 с российскими комплектующими. "Модернизации подвергнется бортовое радиоэлектронное оборудование, общесамолетные системы. Реализация этих мероприятий позволит уже в ближайшее время считать самолет Ан-124 "российским", - рассказал Мантуров. Это сообщение взбудоражило украинское предприятие, которые решило письменно ответить. В "Антонове" считают, что модернизация самолета Россией приведет к тому, что летно-технические характеристики воздушного судна "значительно изменятся по сравнению с базовой моделью", таким образом появится "новый летательный аппарат". "Соответственно, он должен получить новое обозначение без использования марки "Ан", поскольку ГП "Антонов" не участвует в его разработке и не будет нести ответственности за его безопасность", - говорится в сообщении. На самом деле, разработкой Ан-124 в 1980-х годах занимался не только ОКБ "Антонов" в Киеве. В этом проекте были задействованы многие авиапредприятия Советского Союза, большинство которых расположены в России. Более того, вплоть до 2003 года Ан-124 производился в Ульяновске. Именно на этом заводе в 90-е годы готовили самолеты к полетам после долгого простоя и проводили капитальный ремонт летающих сейчас Ан-124. Но надо признать, что после распада СССР интеллектуальные права на этот самолет достались Украине. Поэтому "Антонов" с юридической точки зрения абсолютно прав и может очень сильно помешать России в ее проекте, затаскав по судам. "Спор за название только усложнит сертификацию новой модели, будут бесконечные суды и апелляции, и все это только задержит выход нового самолета на рынок и повысит издержки. Никаких преимуществ это не дает", - говорит эксперт-аналитик ИХ "Финам" Алексей Калачев. Однако Россия не собирается вступать в дискуссии из-за названия. Когда в июне 2018 года Объединенная авиастроительная корпорация впервые допустила возобновление отечественного производства Ан-124, то речь сразу шла о создании новой модификации, то есть нового лайнера собственными силами без "Антонова". "Никто и не собирался использовать бренд "Ан". Зачем нам, создавая свой самолет и вкладывая в него деньги, называть его именем украинского производителя? Это нелогично. Поэтому это заявление и требование украинской компании - ничего не значит. Это как водить круги по воде в медиапространстве, не более того", - говорит глава отраслевого портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. По его мнению, "антоновцам", конечно, обидно, что они не будут участвовать в проекте по развитию этого самолета, в создании на его основе нового современного лайнера, экономичного в эксплуатации и отвечающего всем международным стандартам безопасности (ИКАО). До 2014 года был шанс реализовать этот проект в кооперации двух стран, что дало бы украинскому предприятию реальный заказ и заработок, а России позволило бы сэкономить и деньги, и время. "Но Украина первая разорвала сотрудничество с Россией в высокотехнологичной сфере. Если бы было все как раньше, то Россия, наверно, просто оплатила бы работу "антоновцам", и они занимались бы разработкой новой модификации. И такая история обсуждалась на высоком уровне, переговоры чуть ли не до формирования коммерческого заказа доходили. Но не сложилось, поэтому теперь Россия будет реализовать этот проект сама", - поясняет Гусаров. В отличие от Украины, у России все для этого есть: и научный задел, и конструкторские бюро, и основная часть производственной цепочки, которая может быть полностью восстановлена, уверен эксперт. Этот самолет даже производили в России до 2003 года. У Украины было одно важное преимущество, кроме интеллектуальных прав на бренд - это двигатели. Однако конфликт с несговорчивым соседом заставил Россию развивать собственные компетенции в этой сфере. Работы по созданию новых двигателей уже идут, поэтому и этот вопрос решаем при должном финансировании. Учитывая, что разработкой нового военно-транспортного самолета на базе "Руслана" займется "Ильюшин", логично было бы предположить, что ему дадут имя "Ил". "Полагаю, разрабатываемая КБ "Ильюшин" модификация вполне могла бы называться не Ан-124-100М "Руслан", тем более, что у "Антонова" модификация с таким наименованием уже есть, а, скажем, Ил-124-100М "Людмила". И если она окажется современнее, надежнее и качественнее, то это будет лучшей победой российских авиаконструкторов, чем победа в споре за название", - говорит Калачев. Впрочем, новый лайнер не обязательно должен получить имя своего конструкторского бюро. "Несмотря на то, что разработкой МС-21 занимается ОКБ "Яковлева", самолет не стал "Яком", его рабочее название МС-21 сохранилось и уже становится почти коммерческим брендом", - напоминает Гусаров. Кроме того, возможно, что все отдельные направления отечественного авиастроения - транспортные самолеты, гражданские и военные, будут объединены в единый бренд. В свое время так поступили европейцы: испанцы, немцы и англичане все свои разные компании объединили под единым брендом и торговой маркой Airbus. "Может быть, такой же единый бренд будет создан и в России, и тогда новый транспортный самолет на базе "Руслана" получит общее имя. Единый торговый бренд легче развивать, чем десяток отдельных АКБ, о которых в мире уже подзабыли", - считает Роман Гусаров. В сегодняшнем заявлении "Антонова" важно признание украинской компанией очевидного факта, который раньше там не признавали. А именно, что России вполне по силам создать новый самолет на базе "Руслана" без украинских авиастроителей. "Специалисты ГК "Антонов" не отрицают технической возможности глубокой модернизации транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан", - прямо говорится в сообщении. До этого в "Антонове" уверяли, что Россия без украинского предприятия самостоятельно не справится с такой задачей. Иронично, что сама Украина, обладая правом на бренд "Ан", создать новый современный лайнер на базе "Руслана", к сожалению, не в состоянии. Для нее это сложней и с технической, и с экономической, и с финансовой точек зрения. Западным же друзьям Киева нет дела до того, что украинский авиапром приговорен. "Это важное признание для самой Украины. Это отрезвляющее признание. Когда распался Союз, у многих республик была некая эйфория - теперь мы разбогатеем, особенно это было заметно в благополучных республиках, как, например, Грузия. Она была в числе одних из самых богатых республик в составе СССР, но сейчас Грузия по факту стала одним из самых бедных государств на постсоветском пространстве", - говорит Гусаров. История расставляет все на свои места. "До Украины, которая считала, что без нее Россия ничего не сможет в том же авиастроении, наконец-то пришло осознание реальности и избавления от этих ура-патриотизма и эйфории. Реальность такова, что шанс участвовать в этом процессе - в развитии транспортного самолета Ан-124 - для Украины упущен. Даже в какой-то мере отношения между Россией и Украиной восстановятся, доверия все равно нет. Россия уже не рискнет сотрудничать с Украиной в таких долгосрочных проектах", - говорит Гусаров. Дела на "Антонове", мягко сказать, идут не очень. С 2015 году предприятие не выпустило ни одного самолета. Потому что многие детали и комплектующие надо закупать в России, а как это сделать, если Киев запретил сотрудничество. Все заявленные громкие контракты с саудитами, азербайджанцами и прочими партнерами оказались в итоге ничего не означающими меморандумами - твердых заказов до сих пор нет и не будет. От украинского минобороны заказов ждут уже не первый год - но денег все нет. Тогда как до 2014 года Киев и Москва строили планы по более глубокой кооперации на базе "ОАК-Антонов", по совместной разработке и серийному производству самолетов Ан-148, Ан-140, Ан-124, Ан-70. Были планы вместе разрабатывать двигатель Д-27 и модернизировать другие. Но все эти проекты оказались похоронены. В числе упущенных Украиной проектов, например, самолет Ан-70, который разрабатывался на деньги России на Украине. На этот военно-транспортный самолет было потрачено 5 млрд долларов, причем более 70% денег - российские. В 2011 году Москва решила заказать 60 таких самолетов, что даже было прописано в госпрограмме вооружений РФ. "В итоге этот замечательный самолет пал жертвой перетягивания каната, и по факту такого самолета нет", - заключает Гусаров. Текст: Ольга Самофалова Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |