#1
|
|||
|
|||
Шедевры отечественной авиации
Boris Paleev написал(а) к All в Oct 15 22:07:50 по местному времени:
Нello All! http://aftershock.su/?q=node/339184 Шедевры отечественной авиации вс, 04/10/2015 - 20:43 | PIPL XAVAET (1 год 10 месяцев) Вспоминаем наиболее выдающиеся самолеты, созданные отечественной конструкторской школой. Характеристики, факты - все самое интересное о самых крутых "птичках" отечественных авиаконструкторов. 1. С-22 "Илья Муромец" (первый полет - 23 декабря 1913 г.). Созданный в 1913 году под руководством русского конструктора Игоря Сикорского, этот самолет стал первым в мире пассажирским самолетом, причем оснащенным спальными комнатами с ванной и туалетом, а также прогулочной палубой на крыше. Он же стал и первым бомбардировщиком и вообще прародителем всей мировой многомоторной авиации. Сейчас в это трудно поверить, но перед Первой мировой войной большинство конструкторов были убеждены, что самолеты достигли предельно возможного для них размера. Считалось также, что невозможно использовать на крылатой машине более одного двигателя, поскольку при выходе из строя второго возникнет дисбаланс тяги и тогда самолетом невозможно будет управлять. Сикорский в 1913 году поставил не два, а четыре двигателя в ряд на крыло своего самолета С-21 "Русский витязь", на базе которого был сделан С-22 "Илья Муромец". "Русский витязь" и "Илья Муромец" стали не просто самыми большими в мире - они были как минимум вдвое больше любого самолета того времени. 2. По-2 (7 января 1928 г.) - знаменитая "летающая парта", самолет первоначального обучения летчиков, простой, надежный и легкий в пилотировании. По-2 - самый массовый в мире биплан. Всего было произведено около 33 000 таких самолетов. Этот самолет позволил СССР подготовить десятки тысяч летчиков. Но лишь учебными задачами его роль не ограничивалась. Он успешно применялся в сельском хозяйстве, как самолет связи, разведчик, а также как ночной бомбардировщик, умевший подкрадываться к цели бесшумно и на предельно низкой высоте. Интересно, что По-2 успел повоевать и в Корее в 1950-х годах, уже в эпоху реактивной авиации. Опыт его использования в Корее послужил основой для разработки тактики применения ударных вертолетов. Американские летчики называли По-2 неуловимым, поскольку он летел слишком низко и слишком медленно для реактивных машин, а материалы, из которых он был изготовлен (фанера и ткань), делали его незаметным для радаров. Фактически это был первый самолет-невидимка. 3. АНТ-25 (22 июня 1933 г.) - самолет, на котором 18 июня 1937 года экипаж во главе с Валерием Чкаловым выполнил первый в истории перелет из СССР в США через Северный полюс. Но не все знают, что одну из главных целей того полета достичь не удалось. АНТ-25 создавался для установления самого престижного по тем временам рекорда в авиации - дальности беспосадочного перелета. Экипаж Чкалов, Байдуков, Беляков взлетел в Щелково и через 63 часа 16 минут приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, на границе с Канадой, преодолев 9130 км. Однако встречный ветер и обледенение вызвали повышенный расход топлива, и рекорд дальности установить не удалось. В баках самолета после приземления осталось всего около 100 кг топлива из залитых изначально 6100 кг. Но 12 июля 1937 года через Северный полюс в США перелетел экипаж Громов, Юмашев, Данилин на втором АНТ-25, установив официальный рекорд дальности по прямой - 10 148 км. Их самолет приземлился в Сан-Джасинто, на границе США с Мексикой. В баках оставалось топлива еще на полутора тысяч километров. 4. И-15 (осень 1933 г.) - этот истребитель стал первым в череде отечественных самолетов, считавшихся лучшими для своего времени. Немецкие пилоты легиона "Кондор", прилетевшие в 1937 году в Испанию помогать генералу Франко, быстро убедились, что их бипланы Нenkel 51 уступали истребителю Поликарпова по всем статьям. Полковник Е.Н. Степанов, воевавший на этом самолете в Испании и совершивший на И-15 первый в мире ночной таран, говорил, что на нем можно при известной сноровке догнать на вираже свой хвост. В 1935 году В.К. Коккинаки на И-15 превысил абсолютный мировой рекорд высоты полета, набрав 14 575 метров. 5. АНТ-20 "Максим Горький" (17 июня 1934 г.). Восьмимоторный гигант стал самым большим в мире самолетом с сухопутным шасси. Он строился на народные деньги: по всей стране было собрано 6 млн рублей на его создание. Самолет представлял собой летающий дворец культуры. На борту находились собственная электростанция, пневмопочта, кинопроектор, библиотека и типография, а также громкоговорящая установка "Голос с неба". В его крыльях располагались двухъярусные кровати для отдыха. Увы, как это часто бывало в нашей истории, триумф соседствовал с трагедией. Самолет просуществовал чуть больше года. Во время полета, организованного для семей строителей самолета, по просьбе съемочной группы истребитель И-5 попытался сделать мертвую петлю вокруг АНТ-20. В высшей точке истребитель сорвался и рухнул прямо на АНТ-20. 6. Пе-8 (27 декабря 1936 г.) не сыграл значительной роли в Великой Отечественной войне, поскольку сухопутный фронт нуждался в штурмовиках, а не в стратегических бомбардировщиках. Тем удивительнее, что в СССР был создан самолет, превосходивший не только немецкие тяжелые бомбардировщики, но и самолеты подобного класса Англии и США, включая "Летающую крепость" В-17. ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ СКОРОСТНОЙ ВЫСОТНЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК. Советская правительственная делегация во главе с Молотовым в 1942 году беспрепятственно пролетела на Пе-8 над оккупированной Европой в Англию, затем в США и успешно вернулась в Москву. Ни истребители, ни зенитки немцев не смогли его достать. 7. Ил-2 (2 октября 1939 г.) - самый массовый боевой самолет в истории авиации. Всего было выпущено 36 000 Ил-2. О его роли достаточно красноречиво говорят прозвища, которые дали этому штурмовику немцы: "черная смерть", "чума", "мясорубка". Немецкие летчики за живучесть прозвали его "бетонный бомбардировщик". Его главной особенностью было включение брони в силовую конструкцию. Были случаи, когда самолет возвращался из боя с 500 пробоинами. Но, несмотря на броню, потери в штурмовой авиации, действовавшей над полем боя на малой высоте под интенсивным огнем зениток, были ужасающими. Достаточно сказать, что в 1941 году за 10 боевых вылетов на Ил-2 давали звание Героя Советского Союза. 8. Ан-2 (31 августа 1947 г.). Этот самолет унаследовал народное прозвище "кукурузник" от По-2. Между тем он является самым большим одномоторным бипланом в мире. Но в Книгу рекордов Гиннесса Ан-2 попал как единственный самолет в мире, который выпускают уже более 68 лет. Его производство все еще продолжается в Китае. 9. МиГ-15 (30 декабря 1947 г.) стал самым массовым реактивным боевым самолетом в истории авиации. Всего было выпущено 15 560 самолетов. Он служил в ВВС 40 стран. Последние МиГ-15 были сняты с вооружения Албании в 2006 году. Славу одного из лучших истребителей своего времени и прозвище "самолет-солдат" МиГ-15 получил во время Корейской войны. Именно на МиГ-15 летал самый результативный летчик-истребитель в истории реактивной авиации: Евгений Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов и в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолетами противника. 10. Ту-95 (12 ноября 1952 г.) - основной стратегический ракетоносец ВВС России. Наряду с американским В-52 является одним из немногих боевых самолетов, находящихся на службе уже более полувека. Секрет его долгожительства - уникальные двигатели НК-12. Они до сих пор остаются самыми мощными турбовинтовыми двигателями в мире. Каждый НК-12 вращает два соосных винта диаметром 6 метров. 11. МиГ-21 (16 июня 1956 г.) - самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории авиации. Всего было построено 11 496 самолетов без учета копий, изготовленных по лицензии в КНР. Благодаря массовости МиГ-21 был очень дешевым в производстве: некоторые его модификации стоили дешевле, чем БМП. Он состоял на вооружении 65 стран и до сих пор летает, к примеру, в Болгарии, входящей в НАТО. Советские летчики за характерный вид прозвали его "балалайкой", но этот "инструмент" очень здорово играл на нервах противников в воздушном бою. Легкий, маневренный и быстрый, МиГ-21 успешно вел воздушные бои во время Вьетнамской войны при полном превосходстве в небе американской авиации. Своеобразным рекордсменом стал вьетнамский летчик МиГ-21 Ха Ван Тьюк, в одиночку вступивший в бой с 36 американскими самолетами и сбивший самолет командира американского истребительного авиакрыла полковника Д. Фолина. Именно на МиГ-21 Фам Туан, впоследствии ставший первым вьетнамским космонавтом, сбил американский стратегический бомбардировщик В-52. Это единственный случай потери стратегического бомбардировщика в воздушном бою. 12. Ту-104 (15 сентября 1956 г.) - первый советский реактивный пассажирский самолет. В период с 1956 года, после приостановки полетов британского реактивного авиалайнера "Комета" из-за серии катастроф, Ту-104 был единственным эксплуатируемым реактивным авиалайнером в мире. Победитель конкурса пианистов имени П.И. Чайковского 1957 года американец Ван Клиберн через 40 лет вспоминал Ту-104 как одно из трех чудес, поразивших его в Советском Союзе. Два других - Красная площадь и Московское метро. 13. Ту-114 (15 ноября 1957 г.). Созданный на базе стратегического бомбардировщика Ту-95, он на момент своего создания был самым большим пассажирским самолетом в мире. Ту-114 был столь велик, что во время визита Н.С. Хрущева в США в 1959 году в аэропорту Вашингтона не нашлось достаточно высокого трапа и пришлось использовать лестницу пожарной машины. До сих пор Ту-114 остается самым большим в мире турбовинтовым пассажирским самолетом и единственным турбовинтовым пассажирским самолетом со стреловидным крылом. 14. МиГ-25 (6 марта 1964 г.) - самый быстрый боевой самолет в мире. С четырьмя ракетами под крыльями весом около 2 т он мог развивать скорость 3000 км/ч. Без ракет разгонялся и до большей скорости, но при этом начинало плавиться остекление кабины. Двигатели в полете так разогревались, что для их изоляции от топливных баков применялись посеребренные экраны. На каждый самолет уходило 5 кг серебра. И все же, по сравнению с основным соперником в борьбе за звание самого быстрого самолета - американским самолетом-разведчиком SR-71 Blackbird, МиГ-25 был куда более простым, дешевым и эффективным решением. МиГ-25 уступал в максимальной скорости SR-71, но это был самолет, который мог воевать, а не только летать на разведку: именно на счету МиГ-25 числится единственная официально признанная потеря США в воздушном бою в войне с Ираком 1991 года, когда в первый же день конфликта был сбит F/A-18. При этом выше МиГ-25 не поднимался в небо ни один самолет с воздушно-реактивным двигателем. 31 августа 1977 года летчик-испытатель Александр Федотов на экспериментальном самолете Е-155М, созданном на базе МиГ-25, установил абсолютный рекорд высоты - 37 650 м. Это достижение не перекрыто до сих пор. 15. Ан-22 "Антей" (27 февраля 1965 г.) - самый большой в мире турбовинтовой самолет и первый в мире широкофюзеляжный самолет. Он мог поднимать 60 т груза при максимальной взлетной массе 225 т. И при своих огромных размерах "Антей" мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов. На момент своего создания это был самый грузоподъемный самолет в мире. "Созданием этого самолета, - подчеркивал его конструктор О.К. Антонов, - был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень "толстого" фюзеляжа". 16. Ту-144 (31 декабря 1968 г.) - первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Он взлетел на два месяца раньше англо-французского Concorde. Он же стал и первым в истории пассажирским самолетом, преодолевшим звуковой барьер. Это произошло 5 июня 1969 года. Раньше западноевропейского соперника Ту-144 преодолел и следующий символический рубеж: 25 мая 1970 года он разогнался до скорости 2150 км/ч, в два раза превышающей скорость звука. 17. Т-4 (22 августа 1972 г.). Этот проект, известный также под названием Су-100, - легенда отечественной авиации. Ракетоносец, который создавался как убийца авианосцев, должен был развивать максимальную скорость 3200 км/ч. Чтобы выдержать аэродинамический нагрев, его корпус сделали из титана и не стали покрывать краской. Она все равно бы обгорела на такой скорости. Не выдержало бы такой скорости и остекление, поэтому после взлета кабина летчиков целиком закрывалась носовым обтекателем, который в отличие от аналогичной конструкции на Ту-144 был полностью непрозрачным. Экипаж летел только по приборам, вперед можно было глянуть только в перископ. Т-4 имел шанс стать самым быстрым самолетом в мире. Увы, проект закрыли после девяти испытательных полетов. Причины назывались разные. Дальность полета Т-4 составляла всего 6000 км. То есть вылет на боевое задание для экипажа означал полет в один конец. После выполнения задачи экипаж должен был катапультироваться в определенном районе мирового океана и на надувном плоту ждать подводную лодку. Возможно, такую тактику посчитали в конце концов не слишком подходящей. 18. Ту-160 (18 декабря 1981 г.) - самый тяжелый боевой самолет в истории авиации и самый мощный сверхзвуковой боевой самолет в мире. При взлетной массе 275 тонн способен разогнаться до 2230 км/ч. Четыре его двигателя в сумме развивают тягу 100 т. Боевая нагрузка равна 45 т. А еще это один из самых красивых самолетов в мировой авиации. Недаром летчики прозвали его "Белым лебедем". 19. Су-27 (20 апреля 1981 г.) - лучший в мире истребитель четвертого поколения. Его создавали в противовес F-15, самолету завоевания превосходства в воздухе ВВС США. Американцы, разрабатывая своего "короля воздуха", сделали ставку на упреждающее поражение цели со средних и дальних дистанций. В столкновениях со слабым противником такой подход вполне себя оправдал. Однако еще Вьетнамская война показала, что воздушная схватка равных соперников заканчивается ближним боем, пресловутой "собачей схваткой". И здесь превосходство Су-27 оказалось полным. Ведь этот самолет стал первым истребителем, выполненным по интегральной аэродинамической схеме: крылья, фюзеляж и гондолы двигателей переходят друг в друга столь плавно, что, по сути, образуют единое целое. В результате Су-27 обрел свою знаменитую сверхманевренность. Во время учебных боев в 2005-2006 годах индийские Су-30К, экспортная модификация Су-27, "сбивали" и F-15, и французские "Миражи-2000", а схватку с сингапурскими F-16С выиграли со счетом 10:0. 20. МиГ-31 (6 мая 1981 г.) - перехватчик, которому нет равных в мире. Его главным конструктором был Г.Е. Лозино-Лозинский, создатель многоразового корабля "Буран". В войсках ПВО полки МиГ-31 имеют статус спецназа. МиГ-31 летает быстрее всех боевых самолетов, стоящих ныне на вооружении во всех странах мира, и при этом способен сбивать как низкоорбитальные спутники на высоте 120 км, так и крылатые ракеты на предельно малой высоте. Этот самолет может обстреливать одновременно восемь целей. Четыре МиГ-31 способны "держать" фронт в 900 км. Его ракета Р-37 не имеет равных по дальнобойности. В апреле 1994 были успешно проведены первые в мире испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км. Для сравнения: дальность наиболее дальнобойной американской ракеты класса "воздух - воздух" AIM-54C "Феникс" - не более 160 км. 21. Ан-124 "Руслан" (24 декабря 1982 г.). Ан-22 недолго был самым большим транспортным самолетом в мире. В 1968 году в небо поднялся американский С-5 Galaxy грузоподъемностью 118 т. Ан-124 создавался в ответ на этот вызов. В 1985 году советский гигант в рекордном полете поднял 171 т на высоту 10 км. Но превосходство над американским тяжеловесом было не только в массе поднимаемого груза, но и в стоимости эксплуатации. В итоге именно Ан-124, а не С-5 стал активно использоваться на коммерческой основе для обслуживания задач блока НАТО. Например, этот самолет применялся для перевозки зенитно-ракетного комплекса "Пэтриот" в районе Персидского залива. А уж на рынке гражданских перевозок крупногабаритных грузов у Ан-124 вообще нет конкурентов. Вот только несколько примеров использования этого самолета. В мае 1992 года из Эмиратов в Швейцарию на "Руслане" перевезли 52 т золота стоимостью 230 миллионов фунтов стерлингов. В 1993 году Майкл Джексон перевез в Москву 310 т своих грузов на трех "Русланах". Ан-124 использовался для возвращения Аксумского обелиска из Рима в Эфиопию в апреле 2005 года. Транспортировку выполняли в три этапа, во время каждого из которых перевозили треть монумента общей массой 160 т и длиной 24 м. 22. Як-141 (9 марта 1987 г). Этот самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) - одна из "утерянных побед" отечественной авиации. Он должен был прийти на смену стоявшему на вооружении Военно-морских сил Як-38 - первому отечественному боевому самолету, способному садиться и взлетать вертикально. Однако Як-38 был штурмовиком со столь небольшим радиусом действия, что его называли самолетом защиты мачты. Як-141 был полноценным многоцелевым истребителем, который мог летать на сверхзвуковой скорости. В США такую машину смогли создать лишь в 2006 году, при этом некоторые решения в F-35B оказались практически идентичны примененным на самолетах Як. Что и неудивительно, поскольку, по некоторым сведениям, в 1995 году ОКБ Яковлева с разрешения правительства России продало "за ненадобностью" американцам всю документацию на Як-38 и Як-141. Но и до сих пор Як-141 остается самолетом с самой высокой в мире тяговооруженностью: тяга его двигателей превосходила массу самолета в 1,5 раза. 23. Ан-225 "Мрия" (21 декабря 1988 г.) - самый большой и самый грузоподъемный самолет в мире был создан в Советском Союзе для транспортировки многоразового космического корабля "Буран". 11 сентября 2001 года этот самолет поднял в небо 253 820 кг, что является абсолютным рекордом грузоподъемности для летательного аппарата. Максимальная взлетная масса Ан-225 - 640 т. Для сравнения: взлетная масса Boeing-747 составляет максимум 442 т, а гиганта Airbus 380- 560 т. 24. Су-47 "Беркут" (25 сентября 1997 г). Главная особенность этого самолета - крыло обратной стреловидности. За характерную "распальцовку" самолет в духе 1990-х годов получил народное прозвище "браток". Такой тип крыла позволял истребителю маневрировать с большими углами атаки. Но нагрузки при этом возникают такие, что изготовить крыло можно только из углепластика. Эта сложнейшая задача и была решена в данном проекте. Любопытно, что самолет планировали использовать в качестве палубного истребителя. Увы, финансовые проблемы 90-х не позволили довести проект до конца, но в данном случае наработки не пропали даром, а были использованы при проектировании перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. 25. Т-50 (29 января 2010 г.) - первый российский истребитель пятого поколения. Эффективная площадь отражающей поверхности у него составляет всего 0,5 кв.м, в то время как у Су-27 этот параметр равен около 20 кв.м. На основе Т-50 будет создаваться истребитель пятого поколения для ВВС Индии. По признанию представителей индийской делегации, когда им впервые в 2010 году показали тогда еще секретный самолет, его вид произвел на них эффект удара током. Они увидели будущее авиации. http://moiarussia.ru/shedevry-otechestvennoj-aviatsii/ http://moiarussia.ru/shedevry-oteche...atsii-chast-2/ Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |