#1
|
|||
|
|||
ГАРАНТИЯ УСПЕХА
Boris Paleev написал(а) к All в Jul 06 17:26:12 по местному времени:
Нello All! Профиль > N27 (488) / Июль 2006 /NEW! > Авиация > Гарантия успеха версия для печати АВИАЦИЯ - Проект ГАРАНТИЯ УСПЕХА ДМИТРИЙ РЕВЯКИН Новый российский региональный самолет (RRJ) может оказаться хитом продаж не только на родине, но и за рубежом. Эксперты ожидают, что этому поспособствуют иностранные авиастроительные компании, которые участвуют в проекте. Сказать, что сегодня гражданское авиастроение находится в плачевном состоянии, - значит не сказать ничего. Те пассажирские самолеты, которые предлагаются отечественными производителями (Ил-96, Ту-204, Ту-334), в буквальном смысле никому не нужны. Если во времена СССР иллюзию хороших продаж создавали госзаказы для "Аэрофлота" и контракты с авиакомпаниями из стран соцлагеря, то сейчас машины, которые разрабатывались еще в 80-е годы прошлого века, покупают только российские авиакомпании, да и то - редко и поштучно. Отсутствие массовых заказов, исчисляемых хотя бы сотнями бортов, скоро поставит крест на отечественном авиапроме. Пошли на сторону Но в то же время российские авиакомпании сейчас как никогда остро нуждаются в обновлении своих парков. Причем если среднемагистральные самолеты отечественный авиапром еще худо-бедно выпускает (правда, продажи единичные, так как из-за топливной неэффективности перевозчики вынуждены заглядываться на "иномарки"), то с ближнемагистральными самолетами - просто беда. Многочисленные Ту-134, задействованные сейчас на большинстве региональных маршрутов, вот-вот отдадут концы от старости. Между тем как раз на такие машины сейчас особенный спрос, и отсутствие эффективных новых самолетов этого класса тормозит как бизнес перевозчиков, так и развитие авиасообщения с регионами страны. Именно с рынка ближнемагистральных самолетов российское правительство задумало начать планомерный вывод отечественного авиапрома из крутого пике. Что, в общем-то, очень логично. Ведь чтобы поднять промышленность на ноги, придется не просто разработать современный средне- и дальнемагистральник, не уступающий аналогам от Boeing и Airbus (учитывая наработанный опыт этих корпораций, выполнить такую задачу если и по силам, то слишком дорого), но и продавать его помимо российского еще и на мировом рынке. Реально ли это при наличии в мире двух авиагигантов? Скорее всего, нет. А вот в сегменте ближнемагистральных самолетов, на которые сейчас растет спрос во всем мире, таких явных конкурентов пока нет. Да, канадский Bombardier и бразильский Embraer, конечно же, тоже очень сильны, но не настолько, как Boeing и Airbus, и конкуренция с ними вполне возможна. Новая надежда Не случайно сегодня все внимание и силы брошены на создание российского регионального самолета (Russian Regional Jet - RRJ), разработкой которого занимается ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" - "дочка" АХК "Сухой" (владеет 95,85% акций). Первые летные испытания самолета должны начаться в 2007 году, а в серию RRJ, по планам создателей, пойдет уже в 2008 году (в двух модификациях - 75 и 95, в зависимости от длины фюзеляжа). Несмотря на то что RRJ пока находится в стадии проектирования, уже ведутся переговоры о покупке со многими авиакомпаниями (к примеру, ГТК "Россия" намерена купить несколько самолетов, покупку RRJ рассматривают в S7 Airlines). А крупнейший российский авиаперевозчик - "Аэрофлот" - уже заключил твердый контракт на поставку 30 первых машин (кстати, это обычная мировая практика - подписывать контракты еще на стадии разработки самолета, за несколько лет до выхода его в серию). Выбирая региональный самолет, "Аэрофлот" рассматривал несколько вариантов, в том числе и конкурента RRJ - Ан-148. "От Ту-334 мы отказались еще на предварительном этапе в силу того, что разработка этого самолета началась в 80-х годах, то есть он уже заведомо морально устарел", - говорит руководитель пресс-службы компании "Аэрофлот" Ирина Данненберг. Между тем ГСС не ослепляет успех предварительных продаж на внутреннем рынке. "Даже очень хороших продаж лишь в России мало. Только мировые продажи могут позволить окупить затраты на проект и принести прибыль. А для этого у самолета должен быть высокий экспортный потенциал. RRJ изначально создавался на основании требований международного рынка и, соответственно, с учетом того, что все системы и самолет в целом должны быть сертифицируемы по международным стандартам JAR и FAR. С самых начальных этапов разработки мы опирались на рекомендации созданного нами Консультативного совета авиакомпаний, куда вошли ведущие авиаперевозчики - "Аэрофлот", S7, "Пулково", SAS, Air France, Lufthansa, SN Brussels и ряд других. И RRJ - единственный самолет, который имеет шансы для выхода на международный рынок", - утверждает директор по связям с общественностью ГСС Ольга Каюкова. Опыт и связи Соответствие мировым стандартам требовало участия в проекте иностранных специалистов. В результате в проектирование RRJ наряду с российскими авиационщиками вовлечено более 20 зарубежных компаний. Thales будет поставлять авионику, Parker - гидравлику, Liebherr - системы управления самолетом, Dunlop и Michelin - шины. "Сердце" самолета - двигатель - разрабатывают российское НПО "Сатурн" совместно с одной из ведущих двигателестроительных корпораций мира - французской Snecma Moteurs. Стоимость разработки RRJ оценивается в $1,5 млрд. (с учетом затрат на разработку двигателя. - "Профиль"). Собираться самолеты, по крайней мере для внутреннего рынка, будут на двух заводах - КнААПО (Комсомольск-на-Амуре) и НАПО (Новосибирск). А около месяца назад "Гражданские самолеты Сухого" сделали еще один шаг к тому, чтобы гарантировать успех RRJ как на российском, так и на зарубежных рынках. Тогда в проект была привлечена итальянская компания Alenia Aeronautica (входит в концерн Finmeccanica), которая намерена купить 25% плюс 1 акция ГСС. Причем этот союз был скреплен на высшем уровне - президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Италии Романо Проди. Поддержка на самом высоком межгосударственном уровне позволила сделать проект исключением из закона "О госрегулировании развития авиации", который ограничивает участие иностранных компаний в акционерном капитале авиастроительных предприятий долей в 25% минус 1 акция. Интерес ГСС к участию в проекте RRJ итальянцев объясняется не столько суммой инвестиций в $200-250 млн., сколько опытом и наработанными связями Alenia, которая помимо военных самолетов выпустила еще и около 800 гражданских среднемагистральных лайнеров ATR 42 и 72. "У Alenia - наработанный опыт и налаженная сбытовая сеть по продаже самолетов, а также по их послепродажному обслуживанию во всем мире. Кроме того, итальянцы помогут подготовить RRJ к сертификации на западных рынках. Ну и плюс ко всему для продаж на мировом рынке немалую роль играет еще и имиджевая составляющая. Одно дело, если мы сами будем продвигать самолет, и совсем другое - если в этом будет помогать "доброе имя" Alenia Aeronautica и Finmeccanica", - подчеркивает советник гендиректора АХК "Сухой" Алексей Повещенко. Кроме того, как отмечают в ГСС, Alenia примет участие в программе снижения себестоимости самолета, предоставит ноу-хау и инфраструктуру продаж и послепродажного обслуживания (чего, кстати, очень не хватает сейчас нынешним отечественным авиастроителям). По мнению экспертов отрасли, участие в создании RRJ игрока с мировым именем лишний раз подтверждает устойчивость финансирования, статус проекта как международного и снижает риски. Очевидно, что с таким серьезным подходом к выбору партнеров RRJ имеет все шансы не просто застолбить себе "место под солнцем" на рынке, но и стать началом возрождения всего российского авиапрома. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |