#1
|
|||
|
|||
Злые жертвы
Boris Paleev написал(а) к All в Jun 17 16:10:04 по местному времени:
Нello All! https://um.plus/2017/06/07/religion/ Виктор Мараховский Злые жертвы 07.06.2017 Вы, возможно, пропустили, но вообще-то сейчас идёт очередная волна полемики о вере и атеизме. Точнее, конечно, не о них. И даже не о верующих и атеистах. А о том, кто должен иметь в современной (и особенно завтрашней) России исключительное правовое положение - активисты анти-атеистического "движа" или анти-религиозного. Сражаются, по сути, держатели контрольных пакетов двух концептов, в которые входят: а) право собственности на всех исторически пострадавших по религиозному/атеистическому признаку, вытекающая из него б) собственная правовая неприкосновенность и вытекающее из неё в) право определять, кто принадлежит к противоположному, виноватому лагерю, кто из этого лагеря слишком поднял голову и должен быть преследуем. По сути борьба идёт за статус Авторитетной Жертвы - бесценный во многих отношениях. В настоящий момент таким статусом (причём наследственным) у нас в стране обладает лишь одна социальная прослойка - это условные "люди искусства". То есть представители профессий, составлявших медиа-класс в прошлом веке и пострадавших от государства. Государство их, как мы знаем из их же воспоминаний, нещадно преследовало - не печатало и не давало сниматься, снимало с эфира, не выпускало в зарубежные турне. А когда-то давно, лет восемьдесят назад, кое-кого даже расстреляло. За эту историческую пострадатость предшественников - нынешние представители тех же профессий имеют определённые привилегии. Например, сообщать публике о мерзости государства, о душности наступившей диктатуры, об исторической неполноценности самого народа - и при этом получать казённые деньги в несколько более вольном режиме, нежели другие. Но штука вся в том, что по сравнению с XX веком гуманитарная структура общества усложнилась. К медиа-классу, привычному государству и потому имеющему привилегии, добавились представители новых занятий: видеоблогеры, сетевые публицисты, интернет-активисты и проч. Все они тоже хотят иметь статус авторитетных жертв. Увы, поскольку "потомственным пострадавшим блогером" себя объявить довольно сложно - представители этого нового медиа-класса выбирают себе идейную, мировоззренческую преемственность от какой-нибудь группы жертв. Например, можно причислить себя к Джордано Бруно, саудовскому казнённому студенту-атеисту, уральскому осуждённому условно покемонщику и прочим пострадавшим от религиозного мракобесия. Можно, напротив, прибавить себя к жертвам "безбожных пятилеток" столетней давности и жертвам относительно недавнего расстрела в сахалинском храме. Можно назначить себя олицетворённой болью советских людей, брошенных в хаос 90-х. Можно назначить себя олицетворённой болью Империи, уничтоженной Советами. Можно пытаться приватизировать на себя боль "репрессированных народов" - и, напротив, аккумулировать в своем образе боль народа русского, притесняемого россиянской многонационалией. Можно даже - и учащающиеся попытки мы видим сегодня - свести к себе всё современное общество, с которым власть не делится природной рентой, посылает умирать в Сирию, рассорило с Западом и так далее (анекдотическим примером тут может служить попытка известного протест-блогера как-то примазаться к "угнетаемой нации пятиэтажек". Попытка тем более комичная, что она была разоблачена в течение суток собственными же конкурентами по "пятиэтажному дискурсу"). Как легко заметить, все эти концепты строятся по одной схеме. Для начала само понимание мира инфантилизируется - то есть отбрасываются скучные оттенки, нюансы, взаимность претензий, переплетённость реальных отношений и так далее. Повышается, говоря языком фоторедакторов, контрастность - и самоидентификация доходит до простого "я - жертва". Далее, поскольку схема без этого не работает - изыскивается и назначается также и "палач". Это, разумеется, тоже общность коллективная, на которую навешивается коллективная же ответственность. При этом, разумеется, тоже не обходится без шулерства - приходится навешивать на ближних православных казни далёкого ваххабитского королевства. Или напротив - навешивать на атеистов сахалинское преступление, совершённое вообще-то неоязычником. Но, поскольку сами "жертвенные" концепты в принципе являются спекулянтскими, дробящими реальность на куски, то такое шулерство выглядит в глазах держателей дискурсов вполне невинным. И, наконец, начинается то, ради чего, собственно, всё затевалось - выставление счетов и требование защиты. То есть собственной "жертвенной" неприкосновенности и права контролировать проявления "палачества". Вы спросите, где же тут финансирование? Оно в таких случаях появляется естественным образом - в виде грантов на деятельность, признанную необходимой. ...А теперь - самое главное. Сейчас все эти "жертвенно-палаческие" концепты более или менее маргинальны. По логичной причине: позиция воинствующего пострадавшего - всегда позиция меньшинства, требующего чего-то от большинства. В нынешней ситуации, когда "под боем" находится вся страна целиком - такая позиция практически всегда обречена быть позицией неудачника Собственно, именно этим, а вовсе не "хитрой работой спецслужб", объясняется тот факт, что главные держатели страдательных дискурсов всех мастей, как правило - люди крайне специфические. Единственный сценарий, при котором эти концепты могут сработать - тот, где безусловный авторитет потеряет само государство. Причём произойти это может как в результате самоотчуждения власти от идеологического поля - так и, напротив, в случае если какая-нибудь из меньшинственных концепций станет слишком перевешивать в государственной идеологии. Неслучайно 90-е, когда государственные структуры официально "мочили красных", стали временем резкого подъёма всех групп, претендовавших на статус самых пострадавших от советской власти. Этот подъём вылился не только в "парад суверенитетов", но и в привилегированную непотопляемость целой группы медиа-персонажей, выбивших себе квоты на публичную ненависть и до сих пор ещё не окончательно задвинутых на задний план. К счастью для всех - до логического завершения "антисоветского похода" российское государство не дошло. Оно сумело не только затормозить, но и отмотать кое-где назад, восстановив частично ценность советского периода истории и так и не придав окончательный статус священных жертв многочисленным претендующим. Однако опыт кое-каких соседних гособразований показывает, что меньшинственные боевые концепты никогда не рассасываются сами. И если государство будет демонстрировать даже не то чтобы "отчуждение от идеологии", но и просто бездарность в её реализации - они легко перехватят инициативу и наполнят собой смысловое поле. А что бывает, когда официозом в государстве становится какой бы то ни было антигосударственный миф (а меньшинственные страдательные мифы - все антигосударственные) - мы тоже можем наблюдать прямо сейчас в целом ряде стран. Как дальних, так и совсем близких. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |