forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 01.03.2017, 01:10
Boris Paleev
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Что движет противниками передачи Исаакиевского собора?

Boris Paleev написал(а) к All в Feb 17 11:25:10 по местному времени:

Нello All!

http://interessant.ru/people/chto-dvizhiet-protivnikami

19.02.17


Что движет противниками передачи Исаакиевского собора?

Публицист Дмитрий Жвания - о мнимой интеллигентности борцов с церковью


Божественная литургия в Исаакиевском соборе в День православной молодежи собрала большое число интеллигентных людей. Мужчин в белогвардейской форме, "есаулов" и "хорунжих" с георгиевскими крестами, словом, "людей из прошлого", было на Литургии не больше одного процента. Но, понятное дело, именно их увидели и показали те средства массовой информации, которые сейчас работают против Русской православной церкви.

Архиепископ Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, в конце Литургии обратился к прихожанам с миролюбивой проповедью. Он попросил не нагнетать страсти, не превращать храм в пространство политической борьбы и не раздувать взаимную ненависть. "У Бога нет врагов, мы все дети Божьи", - сказал владыка Амвросий. И прежде чем начать крестный ход вокруг Исаакиевского собора, он напомнил, что "это не место для политики и пиара. Это богослужение. Перед богом все равны. Смешно и глупо выпячивать в этот момент политическую принадлежность". Несмотря на это, кто-то, видимо, из числа того самого одного процента, поднял два черно-желто-белых имперских флага. Но Бог им судья. Как он судья и тому журналисту, кто среди тысяч молящихся в Исаакиевском соборе разглядел лишь ковыряющего в ноздре человека.

В контексте реакции противников Русской православной церкви на массовое богослужение в Исаакиевском соборе и крестный ход вокруг него, да и вообще - в контексте спора о возвращении Исаакия Русской православной церкви, хочется поговорить об интеллигентности и интеллигенции.

Пиарщики антицерковного протеста внедряют идею, что за Исаакий борются петербургская интеллигенция, с одной стороны, и одноклеточные мракобесы, которые расшибают лбы о церковные полы, а также "жирующие попы" - с другой. Поэтому Исаакий нужно защитить. Ведь попади он в руки мракобесов, они уничтожат... музей.

Можно было бы понять возмущение граждан, если бы, например, Эрмитаж должен был выехать из Зимнего дворца со всеми картинами и другими экспонатами, чтобы верующие получили беспрепятственный доступ в его придворный собор Спаса Нерукотворного. Но ведь речь идет совсем о другом. Музейные экспонаты в Исаакиевском соборе, не считая маятника Фуко, - это предметы культа, а собственно сам Исаакиевский собор - это не просто величественное здание с колоннами, а храм, и он строился для совместной, соборной, молитвы людей - для отправления культа. Об этом уже писали и говорили. Но противники церкви не слышат этот аргумент. Они просто не пропускают его мимо ушей. Не хотят его слышать.

При этом церковь не собирается ликвидировать музей. Об этом четко и ясно сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. "Собор является выдающимся произведением нашей национальной культуры, и для того чтобы ознакомиться с этим памятником, нужно профессиональное экскурсионное сопровождение. Это сопровождение будет осуществляться в полной мере - на том уровне, на котором оно осуществляется сегодня. Более того, мы надеемся, что этот уровень будет только повышаться, как и уровень музейной деятельности в целом, в ее научном и просветительском аспектах", - заочно обратился он "к доброжелательным людям, которые выступают сегодня против передачи собора Русской православной церкви". И те, кто после этого продолжают "защищать музей", в действительности борются не за музей, а против церкви.

Думаю, многие из таких антицерковников участвуют в протестах потому, что, как им кажется, они этим доказывают свою... интеллигентность, прогрессивность или, как принято говорить в наши дни, - продвинутость.

"Интеллигенция... в самой наличности этого нескладного на русское ухо слова есть нечто отчасти утешительное, отчасти прискорбное и, во всяком случае, обусловленное особенностями русской истории", - писал идеолог русского народничества Николай Константинович Михайловский. И вот из-за прискорбных особенностей русской истории дореволюционная русская интеллигенция в большинстве своем и в лице властителей ее дум выбрала путь богоборчества. На это обратили внимание еще авторы сборника "Вехи", вышедшего вскоре после Первой русской революции, который Ленин назвал "сплошным потоком реакционных помоев, вылитых на демократию". Будущего "вождя мирового пролетариата" злило то, что авторы "Вех", отойдя от марксизма, "ударились в богоискательство".

"Вообще, духовными навыками, воспитанными Церковью, объясняется и не одна из лучших черт русской интеллигенции, которые она утрачивает по мере своего удаления от Церкви, например, некоторый пуританизм, ригористические нравы, своеобразный аскетизм, вообще строгость личной жизни; такие, например, вожди русской интеллигенции, как Добролюбов и Чернышевский (оба семинаристы, воспитанные в религиозных семьях духовных лиц), сохраняют почти нетронутым свой прежний нравственный облик, который, однако же, постепенно утрачивают их исторические дети и внуки, - отмечал в "Вехах", в статье "Героизм и подвижничество" Сергей Булгаков - будущий отец Сергий. - Отбрасывая христианство и установляемые им нормы жизни, вместе с атеизмом или, лучше сказать, вместо атеизма наша интеллигенция воспринимает догматы религии человекобожества, в каком-либо из вариантов, выработанных западноевропейским просветительством, переходит в идолопоклонство этой религии. Основным догматом, свойственным всем ее вариантам, является вера в естественное совершенство человека, в бесконечный прогресс, осуществляемый силами человека, но, вместе с тем, механическое его понимание".

Вот и сегодня люди, которые искренне считают, что, протестуя против возвращения Русской православной церкви Исаакиевского собора, они защищают прогресс, - будто бы выскочили из XIX века с его позитивизмом, давным-давно опровергнутым. Это - какие-то товарищи Базарова, Рудина, Лопухова и Кирсанова. Или их перевоплощения. Глядя на их плакаты, слушая их заявления и читая их тексты, начинаешь верить в существование параллельных реальностей, который порой накладываются друг на друга.

"Скоро для всех будет поставлен вопрос о том, "прогрессивен" ли "прогресс" и не был ли он часто довольно мрачной "реакцией", реакцией против смысла мира, против подлинных основ жизни", - предупреждает нас Николай Бердяев из далекого 1924 года (работа "Новое средневековье").

Человечество в XX веке множество раз могло убедиться, что наука и прогресс не только лечат, но и калечат, что людям, чтобы не потерять себя в этом жестоком мире, нужна вера в нечто сверхличное, надысторическое (а что это, если не Бог?), и вдруг в двадцать первом веке рядом с нами появляются люди из века девятнадцатого с его "верой в разум"...

Кажется, что нынешние борцы с Русской православной церковью - наследники той самой русской интеллигенции, которая, повторяя зады западного Просвещения, на место Бога пыталась поставить прогресс и научное знание. Но нет. Связь между дореволюционной русской интеллигенцией и нынешней весьма эфемерна. Та старая, дореволюционная, русская интеллигенция была, по наблюдению Сергея Булгакова, "неотмирной", жила эсхатологической мечтой о Граде Божием на земле, где все будут избавлены "если не от греха, то от страдания". Как замечали авторы "Вех", современная им русская интеллигенция была неким антирелигиозно-гуманистическим орденом.

Вряд ли мы найдем эти черты в той среде, которая сейчас бунтует против Русской православной церкви. Эта среда гораздо ближе к образованщине, о которой писал Александр Солженицын в 1974-м. Та старая русская интеллигенция была почти полностью изведена в советские годы, ее заменил слой, для которого образование было не основой для духовных исканий, а залогом безбедной, комфортной, "почетной" жизни. "Если обвиняют нынешний рабочий класс, что он чрезмерно законопослушен, безразличен к духовной жизни, утонул в мещанской идеологии, весь ушел в материальные заботы, получение квартир, покупку безвкусной мебели (уж какую продают), в карты, домино, телевизоры и пьянку, - то на много ли выше поднялась образованщина, даже и столичная? Более дорогая мебель, концерты более высокого уровня и коньяк вместо водки? А хоккей по телевизору - тот же самый", - писал Солженицын.

Но и с советской образованщиной нынешняя "интеллигенция" имеет не так много общего. Ведь чтобы принадлежат образованщине, нужно было для начала получить образование. Далеко не все, кого коробит возвращение Исаакиевского собора Русской православной церкви, получили достойное образование. Большинство, судя по их страницам в социальных сетях и публичным заявлениям, "учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". О чем говорить, если для них маятник Фуко всё еще является доказательством отсутствия Бога...

Бердяев мечтал о появлении "церковной интеллигенции", которая "соединяла бы подлинное христианство с просвещенным и ясным пониманием культурных и исторических задач страны". В День православной молодежи такая интеллигенция пришла в Исаакиевский собор, но те, кто выступает от имени интеллигенции и культуры, предпочли ее не заметить. И тем самым они показали, что с интеллигенцией они не имеют ничего общего. В том же эссе об образованщине Солженицын объяснял, что человек, который участвует во лжи, поддерживает ложь, не имеет право на звание интеллигента. И в этом он был прав.

Дмитрий ЖВАНИЯ,
интернет-журнал "Интересант"


Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 11:56. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot