#1
|
|||
|
|||
Новости феодализма: Мамы главы АП Вайно и министра Мантурова стали бене
Sergey Kusnetsov написал(а) к All в Mar 21 18:54:30 по местному времени:
https://openmedia.io/investigation/m...dnym-oborotom/ Мамы главы АП Вайно и министра Мантурова стали бенефициарами сети АЗС с многомиллиардным оборотом Семьи главы администрации президента Антона Вайно и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова оказались бенефициарами крупного продавца топлива - группы компаний "Трасса" с выручкой больше 60 млрд рублей, выяснили "Открытые медиа". В этот бизнес они вошли, когда у "Трассы" возникли проблемы с кредиторами. Что известно о группе "Трасса", долю в которой получили семьи чиновников "Наши собственники еженедельно объезжают все АЗС. Я как генеральный директор на станциях бываю реже, чем собственники. Дело в том, что это их ребёнок, они этим живут. Это такая вторая семья. Они очень искренне болеют, они очень искренне желают, чтобы было лучше", - рассказывал в 2014 году гендиректор группы компаний "Трасса" Олег Алексеенков про создателей компании - Николая Дорошенко и Александра Хмуру. В этом бизнесе они давно: "Трасса" возникла ещё в 1997 году, поначалу входила в ГК "Магистраль" и управляла сетью ТНК. Переломный момент, как потом вспоминал Алексеенков, случился в 2001 году. ТНК начала модернизировать свои заправки и решила не просто продавать бензин, а добавить на АЗС павильоны с магазинами и кафе. Эффект оказался неожиданным: через три месяца продажи топлива выросли в два раза, а выручка магазина - на порядок. "Сказать, что это был шок - это просто ничего не сказать", - говорил гендиректор "Трассы". В 2005 году основатели "Трассы" решили перенять этот опыт и построить собственную сеть АЗС. Новые структуры группы записали на родственников, например, на жену Александра Хмуры, выпускницу кафедры грамматики французского языка МГЛУ Татьяну Хмуру и их дочь Анжелику, на дочь Николая Дорошенко Екатерину Бородкину, на дочь делового партнёра основателей "Трассы" Елены Пятницкой Анастасию Гончаренко. Совладельцем структур группы стал и старший брат её гендиректора Сергей Алексеенков. С тех пор "Трасса" строит собственные заправочные комплексы в Москве и области (всего их 54), обеспечивает топливом около 5 тысяч партнёрских АЗС по стране, а также занимается хранением и транспортировкой нефтепродуктов. ГК "Трасса" - один из крупнейших независимых продавцов нефтепродуктов в стране. В рейтинге РБК 500 она занимает 41-е место в категории "нефть и газ" с выручкой в 34 млрд рублей в 2019 году. Но в этом рейтинге учтена выручка только по одному юрлицу группы компаний. Если учесть подсчёты "Открытых медиа" по другим компаниям группы, то "Трасса" с выручкой в 60,3 млрд рублей займет 36-е место. Выше нее только крупные НПЗ и нефтедобывающие компании, в том числе такие гиганты, как "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ" и "Газпром". С прибылью у группы сложнее - если посчитать её по тем же компаниям, чью выручку оценивали "Открытые медиа", получится, что в 2019 году группа получила убыток в 881,2 млн рублей. При миллиардных оборотах основатели компании и их родственники ведут скромный образ жизни: ездят на недорогих машинах и живут в обычных спальных районах Москвы - недалеко от шоссе Энтузиастов, около метро "Бабушкинская", а также в Митино и в Коньково. Как выяснилось, что семьи крупных чиновников стали совладельцами заправок "Трасса" не раскрывает, какие компании входят в группу, и не публикует подробную отчётность. Разобраться в её структуре "Открытым медиа" помогли финансовые проблемы, начавшиеся в кризис 2014 года. 16 декабря 2014 года Центробанк поднял ключевую ставку до 17% годовых, а к середине того же дня рубль резко ослабел: доллар превысил 80 рублей, евро - 100 рублей. Вскоре, как позднее жаловался гендиректор "Трассы" Олег Алексеенков, многие банки заморозили кредитование бизнеса. В их числе был Банк Москвы, уже перешедший в то время под контроль государственной группы ВТБ. Банк выдал группе компаний первый транш на 500 млн рублей из кредитной линии с лимитом 1,5 млрд рублей, а оставшуюся часть средств в феврале 2015 года переводить отказался. У "Трассы" появилась просрочка, и кредиторы стали требовать погашения других крупных ссуд. Всего у группы в то время были открыты 80 кредитных линий в 30 банках. Ей понадобилось два года переговоров, чтобы в конце 2016 года реструктурировать долг на 20 млрд рублей. Основная часть договорённостей - синдицированный кредит на 15,8 млрд рублей от десяти банков, обеспеченный "поручительствами и залогами активов компаний группы". Данные о залогах из реестра Федеральной нотариальной палаты, а также сведения о залогах, внесённые в ЕГРЮЛ, и материалы арбитражных судов позволили "Открытым медиа" увидеть структуру группы. И выяснить, что в разгар переговоров с кредиторами, в конце 2015 года, половина одной из ключевых компаний ГК "Трасса" - ООО "Комплекс-Стройматериалы-Овражки" - оказалась в собственности Евгения Максимова, старого сослуживца нынешнего министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Сейчас Максимов управляет частью активов семьи министра: так, он руководит компанией "Финансовые системы", половина которой принадлежит матери Мантурова. Среди активов этой фирмы - пансионаты в Краснодарском крае и застройщик морского порта в Геленджике. Как обнаружили "Открытые медиа", 31 декабря 2019 года у "Комплекс-Стройматериалы-Овражки" вместо Максимова появились два ещё более интересных собственника - 35% в ней получила мать министра промышленности 84-летняя Тамара Федоровна Мантурова, а 15% - 69-летняя мать главы администрации президента Антона Вайно Татьяна Эриковна Ежевская. Собеседник, близкий к руководству "Трассы", рассказал, что появление в разгар кризиса среди совладельцев группы Евгения Максимова, а позже и родственников высокопоставленных чиновников помогло компании договориться с кредиторами. Почему мы считаем родственниц Вайно и Мантурова бенефициарами ключевой компании в структуре ГК "Трасса" Соглашение о реструктуризации синдицированного кредита с ГК "Трасса" её основной кредитор - "Промсвязьбанк" - заключил с АО "Евротранс". "Евротранс" - крупнейшая компания по выручке в структуре "Трассы". В 2019 году её оборот составил почти 34 млрд рублей. "Евротрансу" принадлежит товарный знак "Трасса", который используется на всех АЗС сети. С этой же организацией заключаются договоры на покупку топливных карт "Трассы", следует из типового договора, опубликованного на сайте группы компаний, и из благодарственных писем покупателей. Юрлица, доли которых "Евротранс" заложил "Промсвязьбанку", вероятно, являются основными в структуре ГК "Трасса", поскольку владельцы группы выбрали именно их для обеспечения по столь важному кредитному соглашению. Всего таких фирм пять: "Новая Инвестиционная Компания", "Дельта АЗК", "Компания Трасса", "Трасса ГСМ", "Комплекс-Стройматериалы-Овражки". О том, что важнейшая компания в этом списке, пусть не по выручке, но по значению, - это "Комплекс-Стройматериалы-Овражки", свидетельствует то, что она неоднократно упоминалась в качестве ответчика в судебных разбирательствах "Трассы" с кредиторами, а в конце января 2021 года сама стала соответчиком контрагента "Трассы" по иску на 307 млн рублей. Другой признак, что речь идёт о ключевой компании "Трассы" - это наличие среди совладельцев "Комплекса" таких влиятельных персон, как родственницы Вайно и Мантурова. Ещё один совладелец "Комплекса-Стройматериалы-Овражки" - родственница знакомого Мантурова. Это пенсионерка Марина Мартышова: она родилась в 1946 году, долгое время жила в квартире на Веерной улице вместе с супругом Юрием Мартышовым, работавшим в учебных заведениях МВД, и их сыном Игорем. Игорь Мартышов в 2004-2012 годах работал финансовым директором и первым заместителем гендиректора АО "Оборонительные системы", говорится в официальном раскрытии информации акционерного общества. "Оборонительные системы" - крупное предприятие, объединившее несколько заводов и конструкторских бюро и выпускавшее системы ПВО, в том числе зенитно-ракетный комплекс "Печора". Мартышов входил также в советы директоров электромашиностроительного завода "Лепсе", Московского радиотехнического завода и акционерного общества "Электроавтомат". Вместе с ним в правление входили Денис Мантуров и Евгений Максимов. Что известно про семью Антона Вайно Антон Вайно родился в семье советской номенклатуры. Его прадед Генрих Вайно - эстонский коммунист, пытался установить власть большевиков в Прибалтике, а после провала уехал в Сибирь, где боролся с армией Колчака, а затем стал заведующим Томским губернским отделом Наркомата национальностей РСФСР. Дед Карл Вайно, вероятно, самый известный из родственников главы администрации президента: он всю жизнь был на партийной работе, к 1978 году стал первым секретарём Компартии Эстонии. Отец Эдуард Вайно - торговый представитель Советского Союза в Японии, а ныне член совета директоров "АвтоВАЗа". Эдуард Вайно женился на Татьяне Галинской, дочери эстонского коммуниста Эрика Галинского. И в этом браке у них родился сын Антон. Как рассказали "Открытым медиа" два знакомых главы АП, родители Антона Вайно развелись, и Татьяна Галинская вышла замуж повторно за Виктора Ежевского, сына министра сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР Александра Ежевского. Косвенное подтверждение этому можно найти в воспоминаниях высокопоставленного советского чиновника: в них он благодарит за поддержку "сына Виктора Александровича и невестку Татьяну Эриковну". Отец и отчим Антона Вайно были знакомы: они оба работали в торгпредстве в Японии. Во втором браке Татьяна Галинская взяла фамилию супруга. Вероятно, смена фамилии и привела к путанице: прибалтийские СМИ называют Татьяну Ежевскую тётей главы АП. В действительности Ежевская - мать Антона Вайно. Недавно ей исполнилось 69 лет, она ведёт очень активный образ жизни. Например, Татьяна Ежевская владеет Tesla Model S, причём за рулем автомобиля - водитель администрации президента, услугами которого также пользуется жена Вайно Елена Шуленкова, сообщил "Открытым медиа" источник, у которого есть доступ к базе ГИБДД. В 2019 году через своего представителя Ежевская судилась с застройщиком башни "Федерация" из-за двух машиномест, к которым нельзя было попасть из-за неработающего лифта. На каких условиях Ежевская и Мантурова стали бенефициарами "Трассы" и принимают ли они участие в управлении группой, выяснить не удалось: в компании и администрации президента не ответили на запросы "Открытых медиа". В Минпромторге переадресовали все вопросы представителям "Трассы". Отчим Вайно, супруг Ежевской, Виктор Ежевский прочитал вопросы "Открытых медиа" в мессенджере, но никак не отреагировал. Что ещё связывает семьи руководителя кремлёвской администрации и министра промышленности Оценить, мог ли Антон Вайно помочь своей матери войти в топливный бизнес на рыночных условиях, сложно. Вместе с супругой с 2011 года они заработали 357,5 млн рублей, но при этом обзавелись дорогой недвижимостью. Большая часть дохода - 255,8 млн рублей - была получена в 2017 году за счёт продажи дома и участка, следует из декларации чиновника. Речь идёт о доме и участке в поселке "Пирогово", на берегу водохранилища, рядом с поселком Сорокино, которые в 2014 году Вайно получил от отца. Впрочем, из Сорокино Вайно не уехал: он приобрёл в посёлке три других участка и большой дом рядом с водохранилищем Подмосковный курортный поселок "Пирогово" известен своей спортивной инфраструктурой: в нём есть яхт-клуб, гольф-поле, теннисные корты и футбольное поле. Там проходят регаты, соревнования по гольфу и даже алкосаммит под названием "Самогонный Давос". Архитектурные издания называют "Пирогово", построенный итальянской компанией Pagano, "заповедником лучших представителей современного деревянного зодчества". Сорокино - вотчина министра Мантурова. Его матери Тамаре Фёдоровне в деревне принадлежат почти 2,5 гектара земли и дом площадью более 4 тысяч кв. метров. Здесь же участки приобрели сын министра Евгений и дочь Леонела. Среди других жителей Сорокино - миллиардер Роман Абрамович (он выкупил в сентябре 2020 года у бизнесмена Александра Мамута участок по соседству с Тамарой Мантуровой), бывший владелец газеты "Ведомости" Демьян Кудрявцев, семья экс-главы "Русгидро" Евгения Дода, счастливо избежавшего уголовного преследования, и родственники бывшего замгендиректора "Рособоронэкспорта" Вадима Востокова (скончался в 2016 году). Дом, проданный в 2017 году Вайно, в итоге достался самому Мантурову. Сначала недвижимость приобрёл совладелец НК Банка Виктор Григорьев, структуры которого выкупили у "Ростеха" часть авиакластера. Через год бизнесмен продал недвижимость отцу министра Мантурова, затем дом и земля перешли его матери, а в конце мая 2020 года чиновник сам стал владельцем участка. --- |