#1
|
|||
|
|||
Полный улет
Boris Paleev написал(а) к All в Sep 05 20:48:42 по местному времени:
Нello All! "Итоги" от 12.09.2005 Полный улет Кирилл Пальшин С ДРУГОЙ СТОРОНЫ Скандал, разразившийся после введения временного запрета на эксплуатацию дальнемагистрального самолета Ил-96-300, еще раз продемонстрировал, в сколь глубоком кризисе пребывает отечественное авиастроение. И хотя полеты Илов могут возобновиться уже в октябре, точку в конфликте, по-видимому, ставить рано. Надзорные органы предъявляют серьезные претензии к качеству отечественных самолетов, производители же в ответ обвиняют чиновников в лоббировании интересов авиакомпаний, предпочитающих летать на иностранных машинах. "Итоги" решили дать слово участникам конфликта - руководителю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александру Нерадько и генеральному директору компании "Ильюшин Финанс Ко" Александру Рубцову Александр Нерадько: "Реакция производителя потрясла специалистов по безопасности полетов" - Александр Васильевич, можно считать конфликт вокруг Ил-96 исчерпанным? И когда ваша служба разрешит эксплуатацию самолета? - Предприятия - разработчики и производители самолета согласились с необходимостью устранения допущенного брака и согласовали перечень необходимых работ. Ремонт технически можно будет закончить в сентябре. Если удастся уложиться в этот срок, то уже с октября полеты Ил-96 возобновятся. Главное, мы добились того, что доработки будут произведены. - Скандал получился громким. Это связано с тем, что среди бракованных самолетов оказался и президентский лайнер? - Разногласия авиакомпаний с производителями самолета начались давно. Мы периодически получали жалобы от авиаперевозчиков. Например, еще в конце июля "Аэрофлот" заявлял о том, что надежность агрегатов гидросистемы Ил-96-300 снижается, при этом многократные обращения в авиакомплекс имени Ильюшина положительных результатов не дали. 9 августа 2005 года мы получили похожее обращение от председателя авиарегистра МАК (Межгосударственный авиационный комитет. - "Итоги"), в котором они также просили "принять необходимые меры по обеспечению безопасности полетов самолетов Ил-96-300, вплоть до временной приостановки их эксплуатации". После того как в начале августа произошли еще два инцидента, в том числе с президентским лайнером, межведомственная комиссия выявила грубый производственный брак в агрегатах тормозной системы. Мы потребовали его устранить, но и в этот раз ничего не было предпринято. Только после этого нам пришлось пойти на крайние меры и временно приостановить эксплуатацию. Ничего необычного в этом нет. За последние пять лет приостанавливалась эксплуатация вертолетов Ми-6 и самолетов Ил-18 для пассажирских перевозок. Однако такой нервной реакции тогда не было. - Авиапроизводители считают действия вашей службы неадекватными, поскольку обнаруженные неполадки не могли, по их словам, привести к авариям. - Существуют международные стандарты, которые определяют категории событий, влияющие на безопасность полетов. Это так называемые инциденты, то есть предпосылки к авиационному происшествию, которые подлежат обязательному расследованию межведомственными комиссиями. Главная цель расследований - сделать так, чтобы инциденты не превращались в авиационные происшествия, самые неприятные события в авиации. И обычно благодаря согласованным действиям авиакомпаний, производителей авиационной техники и нашей службы этого удается добиться: в России случается порядка полутора тысяч инцидентов в год, а происшествий - десять - пятнадцать. Однако в этот раз мы столкнулись с серьезным недопониманием. Производитель был проинформирован о том, что на его самолете есть предпосылки к авиационным происшествиям. Межведомственная комиссия единогласно установила их причину: грубый производственный брак агрегата тормозной системы. Но реакция производителя потрясла специалистов по безопасности полетов. Оказывается, по мнению производителя, вероятность происшествия при таком отказе очень мала. И все... Между тем известно, что авиационные инциденты никогда не происходят по одной-единственной причине, а являются следствием сочетания ряда неблагоприятных факторов. И, к сожалению, все еще встречаются случаи, когда аварийные факторы закладываются в процессе конструирования, изготовления или технического обслуживания воздушных судов. Поэтому необходимо принимать меры к тому, чтобы свести к минимуму влияние любого аварийного фактора. Это азбука. 70 процентов аварий списывается на человеческий фактор, но обычно ошибкам пилота предшествуют именно технические неполадки. Если конкретнее, то обнаруженные нами недостатки могли привести к внезапному самопроизвольному затормаживанию колес и их разрушению на одной стойке шасси при разбеге самолета на взлете или пробеге на посадке. Кроме того, обломки колес могут повредить топливный бак. Может быть, стоит все-таки устранить брак, а не заниматься теорией вероятности и не испытывать судьбу? -Так что же, производители отказались устранять дефекты? - Производители начали перекладывать ответственность друг на друга. Вначале они попытались списать брак в работе на "грязную" гидрожидкость. Но исследования подтвердили ее соответствие требуемому классу. Затем конструкторское бюро Ильюшина сообщило, что виноват воронежский авиационно-строительный завод. А в ВАСО объясняют брак тем, что плохо сработал Балашихинский литейно-металлический завод. В свою очередь в Балашихе все попытались снова объяснить "грязной" гидравликой. Думаю, производитель уже давно должен был решить вопрос с наименьшими для него затратами. - А большие получаются затраты? - Судите сами, таких агрегатов на самолет требуется шесть. Один стоит порядка 300 тысяч рублей, или 10 тысяч долларов, - для авиации цифры несерьезные. - Производители подозревают вашу службу в лоббировании: мол, известное решение выгодно крупным российским авиаперевозчикам, в том числе "Аэрофлоту", который давно хотел отказаться от Илов в пользу иностранной техники. - В этой истории нет никаких "политических технологий", проблема носит исключительно технический характер. За рубежом никому и в голову не пришло бы развязывать пропагандистскую войну по такому поводу. Главная проблема в том, что наш авиапром до сих пор не хочет смириться с тем, что в мире действует принцип "клиент всегда прав", и своим отношением к делу сам расчищает дорогу для иностранных производителей. Вместо того чтобы спокойно устранить несложные технические проблемы и тем самым повысить качество своей продукции, прибегают к другим, абсолютно бесперспективным методам. Приведу лишь один пример: в 1996 году у Boeing 757 в Екатеринбурге во время посадки разрушилась стойка шасси. Кто-нибудь, кроме специалистов, слышал об этом? Нет. Почему? Без всякого вмешательства государственных структур фирма Boeing тут же отправила в Екатеринбург сборный ангар, отремонтировала в нем самолет, устранила все недостатки, и самолет улетел. Более того, в компании исследовали отказавший блок и через два месяца выпустили директиву по изменению правил его эксплуатации. Хотелось бы когда-нибудь увидеть похожую реакцию и у российских производителей. А что касается последнего случая, наша позиция проста: Ил-96 - хороший самолет. После устранения технических недостатков эксплуатация его будет продолжена. Александр Рубцов: "Еще большой вопрос - имел ли Нерадько полномочия останавливать парк" - Александр Иванович, как скоро могут быть устранены недостатки, выявленные у Ил-96-300? - Первые самолеты для авиакомпании "Красноярские авиалинии" уже доработаны. Мы отправили все документы, в том числе акты о выполненных работах, в федеральные ведомства - по промышленности и по надзору в сфере транспорта. Решение о выпуске в эксплуатацию этих самолетов может быть принято уже в ближайшее время, в дальнейшем планируем вводить самолеты по мере устранения неисправностей. - Представители вашей компании не раз говорили, что считают запрет на эксплуатацию самолетов несправедливым. Почему? - Дело в том, что в мировой практике остановка авиапарка происходит, как это ни прискорбно, после катастроф. Это, наверное, первый в мировой практике случай, когда запрет на временную эксплуатацию самолета произошел из-за события, которое принято называть инцидентом. Кроме того, неисправность тормозной системы, обнаруженная на наших самолетах, на безопасность полета не влияла, поскольку на машинах предусмотрено четырехкратное резервирование тормозных систем. При отказе одной из них самолет может выполнять безопасный полет. В тех случаях, когда неисправность обнаруживалась до взлета, она устранялась сразу же. В худшем случае это приводило к задержке вылета, что как раз и произошло с президентским бортом. Неисправность на другом самолете и вовсе была выявлена во время заводских испытаний, которые, собственно, и проводятся, чтобы обнаружить все дефекты. Мы понимаем, что эти инциденты совпали во времени, причем один из них произошел с "бортом номер 1", а это не могло не привлечь повышенного внимания чиновников. Но тем не менее реакция оказалась явно чрезмерной. Еще большой вопрос - имел ли в такой ситуации Александр Васильевич Нерадько полномочия останавливать парк. Но этот факт требует уже другой оценки. - А какая реакция, по вашему мнению, была бы адекватной? - Мне кажется, надо было просто собрать совещание и договориться, как оперативно устранить дефект. Иными словами, можно было сделать все то же самое, но не останавливая парк. Ведь дефект был быстро локализован, в чем причина - понятно. Тем более что на других самолетах таких проблем не возникло. В первую очередь надо было просто посмотреть последнюю партию тормозных агрегатов. - Но в службе по транспортному надзору говорят, что не смогли быстро договориться с вами об устранении недостатков... - Это не так. Я присутствовал почти на всех совещаниях за последние дни. И конструкторское бюро, и серийные заводы, и заводы-изготовители однозначно взяли ответственность на себя и за свой счет устраняют эти неполадки. Работы по ремонту проводит воронежский завод. Это вообще беспрецедентный случай для России, когда промышленность взяла на себя и расходы, и ответственность за произошедшее. Более того, в кратчайшие сроки предприятия устранят не только этот дефект, но еще двадцать восемь, которые надзирающие инстанции нам добавили. Это обязательное условие выпуска в эксплуатацию самолетов, хотя эти дефекты совершенно не связаны с тормозной системой. Думаю, что мы проявили максимум доброй воли. - Но почему предприятия не взяли на себя ответственность сразу, а подписали обязательства только в конце августа? - Понимаете, работала комиссия, необходимо было точно выяснить причину неисправностей. Кроме того, как я уже сказал, вопрос был не только в тормозном агрегате, а еще в двадцати восьми деталях, поэтому пришлось разбираться с большим числом поставщиков, на это нужно время. - Представители вашего холдинга, комментируя конфликт, предполагают, что его обострение было спровоцировано крупными перевозчиками, предпочитающими иностранную технику, в том числе и "Аэрофлотом". Вы тоже так думаете? - Это только предположения, насколько они соответствуют действительности, пока сказать сложно. Мы будем смотреть по действиям "Аэрофлота". У нас есть основания полагать, что на совете директоров 16 сентября будет предпринята попытка торпедировать сделку по закупке Ил-96. Если сложившуюся ситуацию используют как повод и при этом исказят информацию о надежности Илов, значит, наши догадки получат подтверждение. Хочется надеяться, что мы ошибаемся. - Вы готовы оплачивать возможные иски пострадавших авиакомпаний, если они последуют? - Только если это будут иски наших клиентов, в рамках договоров, которые у нас есть. Все остальные могут предъявлять нам иски, но мы полагаем, что они бесперспективны. Особенно в условиях, когда промышленность и так устраняет дефекты за свой счет. - Причиной проблем названы некачественные комплектующие. Что вы намерены сделать для того, чтобы не допустить повторения подобной ситуации? - Разумеется, по целому ряду предприятий, которые поставляли некачественную продукцию, мы вводим дополнительные меры контроля. Однако авиационным властям тоже следует внимательнее контролировать предприятия, работающие в авиационной промышленности. Отказаться от услуг многих предприятий мы не можем, поскольку до 70 процентов российских поставщиков комплектующих для авиации - монополисты. Закупать аналогичные детали за рубежом при нынешних пошлинах дорого, российские детали на 30-40 процентов дешевле. Если цена наших самолетов подрастет на те же 30 процентов, мы окажемся неконкурентоспособными. Между тем сейчас надежность наших самолетов ненамного ниже, чем у наших западных конкурентов. * Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |
#2
|
|||
|
|||
Полный улет
Boris Paleev написал(а) к All в Feb 06 10:19:48 по местному времени:
Нello All! "Итоги" от 13.02.2006 Полный улет Степан Кривошеев Российские авиаперевозчики посчитали воздушных хулиганов и поняли, что бороться с ними можно только рублем Международные авиаперевозчики обеспокоены резким ростом числа правонарушений на воздушном транспорте. С того момента, как ведущие авиакомпании мира запретили курение на своих рейсах (эта мера начала вводиться с 2001 года), количество противоправных поступков со стороны пассажиров выросло более чем на 300 процентов. Не отстают по этой части и наши. И несанкционированным курением дело не ограничивается. Только "Аэрофлот" в 2005 году выявил на своих рейсах 99 "настоящих буйных". А с расширением географии полетов и частоты выполняемых рейсов российские авиакомпании прогнозируют рост числа заоблачных бесчинств. Между тем российское законодательство по отношению к воздушным хулиганам пока крайне лояльно. В черном списке Международная организация гражданской авиации (ИКАО) делит все правонарушения на борту самолетов на три категории. К первой, наиболее опасной, относятся те, что создают непосредственную угрозу безопасности воздушного судна. Вторая категория включает в себя действия, связанные с созданием серьезных помех в работе экипажа. Третья - несоблюдение общепринятых правил поведения. Сюда относятся и возлияния на борту, и ссоры с пассажирами, и неподчинение требованиям бортпроводников: некоторые оригиналы, к примеру, неадекватно воспринимают простую просьбу пристегнуть ремень во время набора высоты или посадки. - Пик хулиганства пришелся на 2001-2003 годы, - рассказывает заместитель начальника службы авиационной безопасности "Аэрофлота" Азат Зарипов. - Тогда все рейсы авиакомпании "Аэрофлот" были объявлены некурящими. И это обстоятельство вызвало совершенно неадекватную реакцию. С того времени мы начали всех "сложных" пассажиров заносить в специальную базу. Для чего это делается? Современная система бронирования авиабилетов устроена таким образом, что все данные о пассажирах, когда-либо попавших в черный список, автоматически поступают к агентствам, торгующим авиабилетами. Это позволяет уже на стадии бронирования предупредить экипаж о том, что на их рейсе будет присутствовать пассажир, требующий к себе особого внимания. - Мы можем ограничить его в алкоголе на борту самолета, а также на время полета забрать спиртное, принесенное с собой, - говорит Азат Зарипов. - Бортпроводники еще на земле будут сориентированы на то, к чему готовиться. Мы, например, заранее знаем, чего можно ждать от тех или иных VIP-пассажиров. Некоторые не только грешат курением на борту, но еще и приговаривают: "Все знаю, но курить буду..." Наиболее беспокойными, по словам авиационных специалистов, являются длительные перелеты, что в принципе понятно: стесненная обстановка, накопившаяся усталость. А также туристические направления, такие как Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Египет, куда люди часто летят большими компаниями и начинают отмечать свой отдых сразу же после прохожденя паспортного контроля. - На рейс Москва - Гавана бортпроводники собираются как на войну, - рассказывает инструктор и руководитель группы бортпроводников "Аэрофлота" Сергей Хабарин. - Нам часто приходится наблюдать такую картину: люди тащат за собой на борт "качалку" (пятилитровая бутылка виски. - "Итоги"). Неудивительно, что после двух часов полета они полностью теряют над собой контроль. Конечно, авиакомпании пытаются еще во время регистрации выявить потенциального нарушителя и при неадекватном поведении снять его с рейса. Для этого вызываются сотрудники милиции, оформляется протокол. Проблема возникает, если такой человек все же оказался на борту. Бортпроводники авиакомпании "Аэрофлот" вспоминают недавний рейс в Бангкок: не вняв ни устным, ни письменным предупреждениям, изрядно выпивший пассажир начал ломиться в пилотскую кабину. Как только самолет сел в Бангкоке, дебошира сдали в руки местной полиции. Нечто подобное наверняка наблюдали многие законопослушные авиапассажиры. И взывали при этом к представителям авиакомпаний, дабы те нашли на хулиганов управу. Но сделать это, как оказалось, не так-то просто. Занесение в черный список - процесс многоступенчатый и, как показывает практика, достаточно сложный. Сначала бортпроводник должен вынести устное предупреждение нарушителю, который, например, громко разговаривает, поет или танцует между кресел (такое случается часто). Иногда устного предупреждения бывает достаточно. Но если разговором не удалось успокоить разбушевавшегося пассажира, командир воздушного судна выносит решение предупредить его письменно. Для этого на борту самолета есть специальные бланки на русском и английском языках, соответствующие общепринятым в международной авиации формам. В них указываются данные нарушителя, характер его проступка и предупреждение о том, что его действия мешают как остальным пассажирам, так и членам экипажа. Командир подписывает предупреждение, и оно вручается адресату. Если же и это не помогает, на буяна составляется рапорт - официальный документ, который передается правоохранительным органам по прибытии в аэропорт назначения. Только после этого пассажир попадает в черный список, и российские авиакомпании согласно статье 107 Воздушного кодекса РФ вправе отказать ему в обратном перелете. У человека просто-напросто аннулируется обратный билет без компенсации. Свои черные списки ведут "Аэрофлот" и "Трансаэро". А вот авиакомпания "Сибирь", к примеру, нежелательных пассажиров не отслеживает. При этом даже в "Аэрофлоте" признают, что черные списки - мера скорее профилактическая, поскольку применить какие-то дальнейшие санкции в отношении буйных пассажиров российские авиакомпании не могут: "Мы транспортная компания, и любой имеет право на передвижение". Закон суров, но... недостаточно Российское законодательство по отношению к воздушным хулиганам проявляет терпение. Максимум, что им грозит, это штраф в 500 рублей или предупреждение от сотрудников милиции. "В случае возникновения нештатной ситуации весь груз ответственности ложится на плечи экипажа и бортпроводников, - говорит Азат Зарипов. - В то же время сотрудники гражданской авиации не являются представителями правоохранительных органов и могут действовать только в рамках предоставленных им прав. Единственное, что мы можем сделать, - это усадить возмутителя порядка в кресло и пристегнуть его ремнями безопасности. Но мы не вправе применять специальные средства - дубинки или наручники, а под уголовную ответственность хулиган подпадает лишь в том случае, если он нанес физические увечья другим пассажирам или членам экипажа. И вот тут возникает некая дилемма. Вроде мы должны проявить твердость, принципиальность в отношении хулигана и в то же время не нарушить общего доброжелательного общения с остальными пассажирами. Но почему мы не учитываем потенциальную опасность в воздухе, не делая сегодня разницы между нарушением правил поведения в автобусе и в самолете. Только введение жестких штрафных санкций сможет охладить горячие головы многих воздушных хулиганов. C тем, что необходимо на законодательном уровне ужесточить штрафы за дебоши на борту самолета, согласны и в авиакомпании "Сибирь": "За подобные правонарушения должна быть более серьезная ответственность. А сейчас нет разницы, разбил ли ты стекло на трамвайной остановке или же начал бить ногами в иллюминатор на высоте 10 тысяч метров". А выходки пассажиров часто влетают авиакомпаниям в копеечку. В октябре 2004 года самолет Ил-96, выполнявший рейс по маршруту Шанхай - Москва, совершил вынужденную посадку в Хабаровске из-за агрессивного поведения пьяного пассажира. Это обошлось авиакомпании в полмиллиона рублей, которые удалось взыскать с нарушителя порядка через суд. Но это пока единственный случай, когда ущерб был возмещен. Российские авиационные специалисты надеются, что ситуацию сможет изменить федеральный закон о защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, находящийся на рассмотрении в Госдуме. Возможно, с его принятием санкции к нарушителям порядка будут ужесточены. В мировой практике все по-другому. Там тоже хватает своих хулиганов, но они прекрасно знают, чем для них может закончиться разнузданное поведение на борту. Например, британские власти специально приняли закон, призванный урегулировать проблему хулиганства. Его нарушение может повлечь за собой взыскание штрафа, размер которого не ограничен, либо тюремное заключение до двух лет. Причем срок заключения может быть увеличен до пяти лет в том случае, если действия пассажира подвергли серьезной опасности самолет. Был инцидент, когда британский суд приговорил пассажира к году тюрьмы за отказ выключить мобильный телефон во время набора высоты. Нахождение же на борту самолета в пьяном состоянии и курение в туалетах обойдется штрафом в размере 5 тысяч фунтов стерлингов. Пассажиры, попавшие в черный список компании British Airways, могут на год или два лишиться права пользования ее услугами. Безжалостно относятся к воздушным хулиганам власти Сингапура. Так, один из пассажиров, летевший из Австралии в Лондон через Сингапур, был приговорен местными властями к году тюремного заключения и оштрафован на 660 долларов за то, что в пьяном виде ударил стюарда. Транспортный секретариат США также практикует крупные штрафные санкции в отношении буйных. Был случай, когда один наш соотечественник разбуянился во время полета. В аэропорту Нью-Йорка с ним цацкаться не стали, предложив на выбор три варианта решения его проблемы: штраф в 10 тысяч долларов, лишение свободы на две недели или пожизненное закрытие визы. Нарушитель порядка выбрал последнее. Есть в мировой практике и доведенная до совершенства система "нежелательный пассажир". Нарушив правила поведения на рейсе одной авиакомпании, хулиган автоматически превращается в персону нон грата для остальных членов транспортного альянса, становясь практически невыездным. Кстати, в этом году "Аэрофлот" надеется войти в состав одного из таких альянсов под названием Sky Team, уже объединяющего таких перевозчиков, как Air France, Delta, а также национальные авиакомпании Южной Кореи, Мексики и Чехии. Психологический момент Что заставляет пассажиров терять над собой контроль на высоте? Например, многие пользующиеся воздушным транспортом оправдывают свое употребление алкоголя тем, что боятся летать. Мнение психолога-эксперта Дины Экбы на этот счет таково: "Нахождение в замкнутом пространстве в окружении незнакомых людей, необходимость оставаться в сидячем положении в течение нескольких часов подряд - ситуация для человека, безусловно, нештатная, и здесь выявляется не только степень его самообладания и внутренней культуры, но и умение быть наедине с собой. Так называемые воздушные хулиганы - это, как правило, люди, неспособные занять себя, не привыкшие проводить время в одиночестве, за чтением книги, просмотром фильма, прослушиванием музыки или просто в размышлениях. Чувствуют ли они страх перед полетом или восторг от начинающегося долгожданного отдыха, в любом случае со своими эмоциями в одиночку им не совладать. Им нужна компания и беспрестанное внимание окружающих". А между тем многие случаи неадекватного поведения могут объясняться как раз тем, что человек на борту самолета не получает достаточного внимания со стороны обслуживающего персонала. Не секрет, что уровень сервиса некоторых российских авиакомпаний, а также в аэропортах все еще оставляет желать лучшего. Кому не знакома такая ситуация: человек отстоял длиннющую очередь сначала на регистрацию, потом на пограничный контроль, затем выясняется, что рейс задерживается на несколько часов, после чего авиакомпания в лучшем случае принесет свои извинения за причиненные неудобства без объяснения причин задержки вылета. На взвинченное состояние накладывается волнение перед полетом, а, к сожалению, не все бортпроводники пока являются настолько хорошими психологами и не все авиакомпании - достаточно гостеприимными, чтобы снять это напряжение. Вот и выходит: полный улет! Подпись к фото С расширением географии полетов и частоты выполняемых рейсов российские авиакомпании прогнозируют рост числа заоблачных бесчинств Подпись к фото С того момента, как ведущие авиакомпании мира начали запрещать курение на своих рейсах, количество противоправных действий со стороны пассажиров выросло более чем на 300 процентов Подпись к фото Авиакомпании стараются еще во время регистрации не допустить на рейс неадекватных пассажиров. В случае возникновения нештатной ситуации в воздухе ответственность за наведение порядка полностью ложится на плечи экипажа. * Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 |