#1
|
|||
|
|||
Петля имени Христенко
Peter Lemenkov написал(а) к All в Sep 04 01:18:48 по местному времени:
From: Peter Lemenkov <lemenkov@newmail.ru> [ http://www.gazeta.ru/2004/09/27/oa_134713.shtml ] Петля имени Христенко Фото: CI Текст: Дмитрий Коптев Фото: CI Россия намерена наращивать поставки энергоносителей в Китай. В октябре наконец обещают решить проблему начала поставок Китаю российского газа. Правда, вопрос о маршруте поставок остается открытым. Зато уже известно, что российская нефть пойдет в Китай через Казахстан. Соглашение о стратегическом сотрудничестве ОАО "Газпром" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) будет подписано уже в следующем месяце. Договоренность об этом достигнута в понедельник в ходе рабочей встречи председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера и президента CNPC Чэнь Гэна, сообщает пресс-служба "Газпрома". Детали соглашения не разглашаются. Как заявили "Газете.Ru" в пресс-службе "Газпрома", в документе будут оговорены маршруты и объемы поставок российского газа в Китай, а также, возможно, совместные проекты по строительству газотранспортных и газораспределительных систем в КНР. Ранее руководство "Газпрома" заявляло, что компания намерена поставлять в Китай в первую очередь газ с сахалинских месторождений, долю в которых газовый монополист получает вместе с "Роснефтью". Речь идет о поставках сжиженного природного газа (СПГ), завод по производству которого мощностью 9,6 тонн в год строится сейчас на южной оконечности острова Сахалин. С точки зрения экономики, поставлять СПГ менее выгодно, чем транспортировать газ по трубопроводу. "В стоимость СПГ входят, кроме цены сырья, еще и затраты на сжижение и регазификацию, - объяснил "Газете.Ru" аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Мангилев. - Поэтому СПГ обычно поставляется только туда, куда невозможно проложить трубу". Первоначальным проектом организации поставок российского газа в Китай и Корею строительство газопровода предусматривалось. Газ в него должен был поступать с Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Но теперь руководство "Газпрома" заявляет, что месторождение будет использовано для обеспечения топливом российских потребителей. В настоящее время доля природного газа в топливном балансе Китая незначительна - всего 2%. В течение ближайших пяти лет этот показатель может увеличиться до 10%. Газ планируется использовать в коммунальном хозяйстве, в качестве промышленного топлива и сырья для химической промышленности, а также для выработки электроэнергии. "Китайская национальная нефтегазовая корпорация" (CNPC) - крупнейшая государственная нефтегазовая компания страны. Доля участия в ней государства - 100%. CNPC является одной из ведущих нефтегазодобывающих компаний в мире. "Это довольно странно, если вспомнить, как "Газпром" давил на ТНК-ВР (основного акционера компании оператора Ковыктинского проекта - ОАО "РУСИА-Петролеум" - "Газета.Ru"), стараясь войти в проект по освоению Ковыкты, - считает аналитик ИК "Регион" Константин Гуляев. - На сегодняшний день, когда за "Газпромом" фактически закреплено право оператора по экспортным поставкам газа в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, решение о переориентации месторождения на регулируемый внутренний рынок выглядит несколько неожиданным". "Газпром объясняет, что более дешевый, чем на Сахалине, газ с Ковыктинского месторождения должен быть использован на нужды российских потребителей, - продолжает Константин Гуляев. - Но для этого необходимо создание газотранспортной системы в Восточной Сибире и на Дальнем Востоке". Согласно проекту программы Газпрома, первый этап ее строительства планируется завершить в 2007, второй - в 2009 году. Тогда как, согласно предварительному международному технико-экономическому обоснованию разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения, первый газ мог бы начать поступать в северо-восточный Китай и Корею уже в 2008 году в объеме 12 и 10 млрд кубометров в год соответственно. Впрочем, газ Ковыкты еще может попасть в Китай и Корею. "Окончательное решение о судьбе Ковыктинского месторождения не принято", - заявил "Газете.Ru" Гуляев. И действительно: в понедельник появились сообщения, что в ходе переговоров премьер-министр РФ Михаил Фрадков и премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао поручили министерствам и ведомствам России и Китая провести оценку реализации Ковыктинского газового проекта с точки зрения строительства трубопровода в Китай и Южную Корею. Это, по мнению аналитика, может означать, что экономические соображения, а также, возможно, давление со стороны Китая, вынудили российское руководство вернуться к варианту с поставками ковыктинского газа в Азию. Впрочем, по мнению Дмитрия Мангилева, строительство газопровода "Сибирь - Китай - Южная Корея" в конечном счете будет признано нецелесообразным. "Китай пока потребляет не так много газа, чтобы столь дорогостоящие стратегические проекты были экономически оправданными, - заявил Манилев "Газете.Ru" - Потребности Китая в газе сейчас действительно проще осуществлять за счет поставок СПГ". Еще об одном направлении российско-китайского сотрудничества в сфере ТЭК сообщил в понедельник глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Правда, речь идет уже о нефти. Выступая на брифинге по случаю открытия Национальной выставки России в Казахстане, он заявил о возможности присоединения России к проекту нефтепровода "Атасу - Алашанькоу", который свяжет Казахстан с Западным Китаем. О готовности начать поставки нефти по этому маршруту уже заявил президент "ЛУКойла" Вагит Алекперов. Но в этом случае нефть на пути в Китай будет делать петлю через Казахстан в несколько тысяч километров. Пока единственным поставщиком российской нефти в Китай выступает НК ЮКОС. Нефть, добываемая дочерней компанией ЮКОСа - ОАО "Юганскнефтегаз" - транспортируется в Китай железнодорожным транспортом. "Это довольно экзотический вариант, - считает Константин Гуляев. - Получается, что мы сначала повезем нефть из Западной Сибири в Казахстан, а потом она пойдет в обратном направлении". Активы нефтяной компании ЮКОС должны быть проданы не менее чем за $15 млрд, считает заместитель министра промышленности и энергетики РФ Иван Матеров. "Конечно, активы должны быть проданы. Не знаю, как их оценят. Порядка $15 млрд", - заявил Матеров в понедельник на конференции "Россия: инвестиции в экономику роста". Чиновник отказался назвать потенциального покупателя активов компании, лишь отметил, что им может стать тот, "у кого потребностей больше". По мнению Ивана Матерова, продажа активов нефтяной компании будет "нормальным завершением процесса". "Просто передавать кому-то - это было бы не то, что нерыночно, а безнравственно", - сообщил Иван Матеров. "Впрочем, возможно, это более выгодно, чем транспортироваться нефть по железной дороге, как это делается сейчас, - заметил аналитик. - Своей трубы у нас нет и в ближайшее время, видимо, не предвидится, а возможности железнодорожных перевозок небезграничны. Казахстанский же маршрут обещают открыть уже к 2006 году". Строительство собственного нефтепровода из России в Китай аналитики в ближайшее время считают маловероятным. По их мнению, это вопрос не экономический, хотя затраты на него безусловно важны. Нет политической воли, считают на рынке. В правительстве идут нескончаемые спорыо о том, нужна ли труба, различные группировки лоббируют собственные интересы. Решения нет, а нефть необходимо продавать уже сейчас, пока цены на нее высоки. Впрочем, в ходе встречи, прошедшей на прошлой неделе в Москве, главы правительств России и Китая подтвердили намерение оказывать содействие осуществлению совместных проектов, включая проект строительства нефтепровода. 27 СЕНТЯБРЯ 17:27 (с) Газета.Ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Газету.Ru обязательна. Адрес редакции: 117152, Москва, Загородное шоссе, д. 5, стр. 2а. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. --- ifmail v.2.15dev5 |