#1
|
|||
|
|||
Эпоха большого хапка
Uncle Sasha написал(а) к All в Feb 17 16:46:58 по местному времени:
Dear All, http://moslenta.ru/article/2017/02/01/rpcvsmuzei Нагрянувшая внезапно, словно любовь, передача питерского Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви (РПЦ) вызывает восторги, негодования и нескончаемые дискуссии. Между тем, за этим скандалом незаметно отошла в тень совершенно идентичная московская история: церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях XVII века, на втором этаже которой располагается филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в конце прошлого года так же перешла в собственность РПЦ. Была ли в этом необходимость и как эта ситуация видится с позиции Церкви и музейных работников разбиралась МОСЛЕНТА. Филиала не будет, людей сократят Директор Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева Михаил Миндлин считает, что со стороны Церкви филиалу музея может грозить опасность. -Михаил Борисович, что, на ваш взгляд, произошло? Случилось вот что: церковь Покрова в Филях со всем ее внутренним убранством, декором, верхним и нижним иконостасом, иконами, клиросами, балконом и так далее - все это является единым архитектурно-художественным памятником. Очень долгое время этот памятник являлся филиалом музея Андрея Рублева, но сам этот факт мало о чем говорит. Говорит вот что: много лет и музей, и здание, в котором он находится, находились в подчинении у Москвы, а после, в середине восьмидесятых, перешли в подчинение федеральное. Между тем, существует федеральный закон, согласно которому здания церквей должны передаваться РПЦ по ее заявке. Вот только здание это не было закреплено за музеем в должном порядке, а принадлежало ему исключительно в силу каких-то устных распоряжений и договоров об аренде. Между тем, существует федеральный закон, согласно которому здания церквей должны передаваться РПЦ по ее заявке. Так что РПЦ около двух лет назад просто подала заявку, которая и была удовлетворена в соответствии с действующим законодательством. -Все логично. Ну, да. -И обидно? Мне обидно, что за эти два года не были предприняты никакие усилия, не проведены никакие мероприятия, направленные на сохранение предметов Государственного музейного фонда, находящихся в интерьерах храма. -В каком состоянии здание церкви Покрова в Филях и экспонаты находятся сейчас? Здание, увы, требует срочного ремонта и реставрации, поскольку состояние его совершенно неудовлетворительное: есть даже опасность обрушения отдельных фрагментов. Это - с одной стороны. С другой стороны, там полностью отсутствует нужный температурно-влажностный режим, как и аппаратура, необходимая для его поддержания. Там нет ни охраны, ни пожарной сигнализации. В общем, там нет ничего, что необходимо для нормального функционирования подобного музейного пространства, для архитектурного памятника, являющегося национальным достоянием и одним из немногих примеров так называемого нарышкинского барокко. По мне, так его вообще нужно включить в список ЮНЕСКО! -Как думаете: есть ли у Церкви желание заняться реставрацией? Мне кажется, что есть. По крайней мере, на мой взгляд, она должна быть в этом заинтересована. Другое дело, что тут есть две стороны медали. С одной стороны, да, РПЦ может все отреставрировать и отремонтировать. С другой же, есть моменты, в которых кроется опасность. -Например? Например, я вижу опасность в горящих свечах, которые в музее недопустимы. Хотя, по свидетельству моих сотрудников, которые одновременно являются и прихожанами церкви Покрова в Филях, ее настоятель призывает не использовать открытый огонь в верхнем храме, где хранятся наиболее ценные предметы. Впрочем, куда правильнее было бы просто оборудовать церковные подсвечники и лампады электрическими свечами, что сняло бы все проблемы и минимизировало риски. -Кстати о рисках. Чего, на ваш взгляд, стоит опасаться музею после передачи второго этажа храма Церкви? Опасность, как мне кажется, заключается вовсе не в том, что здание полностью отошло РПЦ. Она - в затягивании сроков проведения реставрационно-ремонтных работ. На них нужны определенные средства. И я очень рассчитываю на то, что не только наш музей, но и Церковь их не пожалеет. -Какая участь ждет сотрудников филиала вашего музей? Так как филиала больше нет, люди сокращены. Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, Древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин уверен: в Храме надо молиться, а не водить в него экскурсии. -Леонид Дмитриевич, как ситуация с Храмом Покрова Богородицы в Филях видится с позиции РПЦ? Все очевидно: храм, долгие годы находившийся в неопределенном правовом статусе, возвращается Церкви. Ничего экстраординарного в этом нет, так как это обычная практика, восстанавливающая историческую справедливость. Это, так сказать, фактология. Теперь, что касается особенностей ситуации: действительно, храм с сохранившимся древним интерьером - уникальный. Это наше общенациональное достояние. И отношение к нему как со стороны Церкви, так и со стороны Музея должно быть особенно бережным. -Именно поэтому народ и волнуется: Понимаю. Но создавать панические настроения вокруг этого события не следует: музейное сообщество и церковные структуры уже давно находят взаимоприемлимые формы взаимодействия, при которых сохранение святынь - памятников архитектуры, живописи, икон и церковного прикладного искусства - ставится во главу угла. -В чем вообще была необходимость передачи второго этажа Храма Церкви? На мой взгляд, вопрос так ставить не совсем корректно. Здесь стоит вопрос восстановления исторической справедливости, ведь и церковное здание, и его наполнение создавались нашими предками не с целью их превращения в музейные экспонаты, а с тем, чтобы люди молились Богу. Так же и благотворители - вкладывали деньги на помин души, а не на экскурсионное обслуживание посетителей. Ввиду сказанного, на мой взгляд, передача храма Церкви вполне понятна и оправдана. -Знала ли Церковь о том, что и помещения, и экспонаты филиала музея Андрея Рублева нуждаются в реставрации? Странно, что об этом не знала прежняя дирекция Музея Рублева! Так как передаваемые предметы являются частью Государственного музейного фонда, то в проекте Договора прописана процедура проведения работ по этому памятнику архитектуры и искусства, интерьерам, иконостасам и иконам силами музейных реставраторов за счет средств, выделяемых на это Министерством культуры. -Ситуация с филиалом музея действительно так тяжела, как утверждает его директор Михаил Миндлин? Ситуация действительно непростая, но церковная община в этом никак не виновата. Просто было упущено много времени в девяностые и двухтысячные годы, да и культура у нас, увы, всегда финансировалась по остаточному принципу. -Это все теория. Что же до практики, очевидно, что любые музейные экспонаты требуют определенного хранения. Это касается и количества людей вокруг них, и влажности, и противопожарной безопасности. Может ли все это гарантировать Церковь? Давайте начистоту. Нагрузка на интерьер храма во время праздничных богослужений, длящихся от силы два часа и проводимых всего пять раз в год, в разы меньше, чем когда в храм ежедневно приходят десятки и даже сотни экскурсантов. Это - раз. Два: есть математически точный критерий оценки ситуации внутри храма - по вопросу температурно-влажностного режима можно обратиться к наблюдениям приборов, которые ежедневно фиксировали температуру и влажность в последние пять лет. Паника вокруг того, что после передачи Церкви храма произойдет "обвальное" изменение температурно-влажностного режима - не более, чем простая житейская глупость -Дай Бог. И дай Бог, чтобы при передаче РПЦ здания Храма удалось вам избежать конфликта с руководством музея. А конфликтов и не было! Есть разные мнения и подходы, которые разрешаются научно-методическим советом Минкультуры и Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Неразрешимых вопросов, на мой взгляд, не существует, если есть взаимное желание их решать. Я смотрю в будущее с оптимизмом, надеясь на такой же взгляд со стороны руководства музейного сообщества и профессионалов, понимающих нашу общую ответственность за святыни, являющиеся частью культурного наследия России. Вместо послесловия Описанная ситуация не нова: возвратить храмы, отобранные большевиками после революции 1917 года, Русская православная церковь требует с начала 1990-х годов. Более того, в этих требованиях она достигла весьма ощутимого успеха. Так, после принятого в 2010 году Госдумой закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", церковь получила возможность либо получить здание в собственность и стать его владельцем, либо безвозмездно им пользоваться. В итоге, за последние четыре года к РПЦ отошло около трех сотен храмов, монастырей и других строений: например, здание бывшего столичного храма Святителя Николая, в котором с 1946 года располагалась знаменитая студия "Союзмультфильм", а также здание московского храма Георгия Победоносца в Ендове, что на Садовнической улице. Впрочем, бывают и иные истории. В конце прошлого года Российскому Институту искусствознания удалось доказать, что претензии РПЦ на здание палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной Москвы, в котором располагается Институт культурного наследия, необоснованны. "Архивный и биографический материал, касающийся архитектурного ансамбля на Берсеневской набережной, со всей неопровержимостью доказывает, что попытки связать историю палат Аверкия Кириллова с Никольским храмом (расположен по соседству и находится в пользовании РПЦ МП) не имеют под собой каких-либо оснований", - написала в своем заключении ведущий научный сотрудник Института искусствознания и эксперт по государственной историко-культурной экспертизе Елена Щеболева. Борис Войцеховский Sincerely yours, Alex Tihonov ... Любое наведение порядка - это сталинизм (Гоблин) --- FoxPro 2.60 |