#1
|
|||
|
|||
Вечный Цой и Крёстный Отец благодарят человека-паука за бессмертие
Boris Paleev написал(а) к All в Aug 22 22:40:30 по местному времени:
Нello All! https://sponsr.ru/marahovsky/17297/V...aryat_chel</b> ovekapauka_zabessmertie/ Marahovsky 10.07.2022 08:30 Вечный Цой и Крёстный Отец благодарят человека-паука за бессмертие Воскресенье, ув. друзья. У нас рубрика "Собеседники Вечности", и в студии ув. Собеседник Вечности Влад с вопросом простым, но каким же всё-таки наболевшим. "Виктор, приветствую. Хотел бы поговорить с вами о музыке. У меня недалеко расположен ресторан средней категории, и периодически, вечерами, из него выползают посетители, чтобы спеть песни, так как душа очевидно просит. Репертуар исключительно 20го века: Кино, Гражданская Оборона, Сектор Газа, иногда Любэ и в общем-то всё. Из машин частенько слышишь 'Мираж', а третьего дня шел по парку, стайка молодежи на скамеечке сидела и 'принимала сигнал' группы, не побоюсь сказать 'Технология'. На ваш взгляд, это следствие субъективности моих наблюдений (на самом деле народ поёт/слушает Моргенштерна, просто я не слышу) или действительно, самые 'народные' песни у нас из девяностых? И если так, что случилось с нашей эстрадой?" * Это тот случай, ув. друзья, когда вряд ли требуется много букв, чтобы если не ответить на вопрос ув. Влада исчерпывающе, то по меньшей мере выдвинуть вполне рабочую гипотезу. Начать уместно с аналогии из очень близкого по сути мира. Взглянем на список самых кассовых американских кинофильмов 1972 года. Я взял как раз время, когда с фильмов уже сняли остатки кодекса Хейса и стало можно вываливать на экран прям совсем реально всё - но зритель, воспитанный временами облико морале, ещё оставался. Итак: 1) Крёстный отец 2) Приключение "Посейдона" 3) Привет, док 4) Доставка 5) Глубокая глотка 6) Джеремия Джонсон 7) Кабаре 8) Побег 9) Последнее танго в Париже 10) Леди поёт блюз. Представителями "старого кино" (повествовательного, психологического, драматического и всё такое) тут безусловно выступают позиции 1, 6, и 8 отчасти - 7. Я не включаю в их ряды позицию 9, потому что на "Последнее танго" шли примерно так же, как на "Глубокую глотку" или на х/ф "Текст" в позапрошлом году в России. Про последнее танго массовый зритель знал, что там Марлон Брандо делает анальный секс при помощи сливочного масла, и это будоражило почти так же, как порномомент-с-женой-Гарика-бульдога-Харламова. А теперь взглянем на топ-10 кассовых фильмов 2021 года. 1) Спайдермен, часть третья третьего перезапуска. 2) Шан-Чи и легенда десяти колец 3) Веном-2 4) Чёрная вдова 5) Форсаж-9 6) Вечные 7) Не время умирать (Бонд-24, если я не сбился) 8) Тихое место-2 9) Охотники на привидений, вторая попытка перезапуска 10) Главный герой. Здесь любопытен тот факт, что фильмов повествовательных/психологических/всётакое в десятке лидеров нет вообще. Просто нет, и всё. Голливуд трансформировался, жанр суперхита изменился, причём (что весьма характерно) отбросил как повествовательность из-за её "многобукаф", так и экстремальность порножанра как дешёвку и банальность (наш современник, напомню, в одном клике от бесконечного разнообразия невообразимых совокуплений: есть порно с птеродактилями, с зомби, с инопланетянами, с рептилоидами, с автомобилями, драконами и зергами). На виду остался только усреднённый - вобравший в себя немного сюжета, немного психологии, немного шкандальности и едва заметную щепоточку смысла для аромата - аттракцион. Важным представляется подчеркнуть: на виду. Так-то психологичная повествовательность наверняка осталась и в кино (сейчас процесс кинопроизводства сильно удешевился, и снять качественную драму в состоянии куда большее число творцов, чем полвека назад). Но именно в этой бесчисленности граждан, способных снять кино, и заключается мина, заложенная жанром под себя и неспешно сдетонировавшая в десятилетиях. * Вынужден немного покаяться от себя лично: я получаю от ув. друзей ссылки и рекомендации на множество текстов, документалок и публикаций - и лишь небольшую часть их я в состоянии вдумчиво оценить из-за известной загруженности. В своё оправдание могу лишь сказать, что я и сам выступаю жертвой победы количества над качеством: мои собственные тексты, несмотря на всю вдумчивость, относятся к жанру "многабукаф", и это эффективно сдерживает их распространение, ограничивая его категорией ув. современников, способных вообще в эту самую многобуквенность (всякий ув. читатель есть соавтор читаемого, поэтому не нужно недооценивать способность к чтению). Так вот: где-то почти наверняка выходят отличные и способные пробудить ум и душу фильмы. Но их, во-первых, необходимо искать специально (или должно повезти, чтобы кто-то принёс известие о них на своём сарафане). А во-вторых - этим фильмам не стать элементами общего социального языка, потому что о них не узнают миллионы и миллиарды. Мы по сей день в состоянии общаться цитатами из "Крёстного отца" ("Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться", "Ты просишь без уважения", "Не отмазывайся, это оскорбляет мой интеллект") - потому, что мы все его видели либо собственными, либо чужими глазами. Видеть чужими глазами - это тоже дорого стоит. Я никогда в жизни не играл в Вархаммер, но в курсе про Императора и Тзинча. Я также не смотрел "Игру Престолов" (и не могу сказать ничего о данном сериале), но фразы "Ты ничего не знаешь, Джон Сноу" и "Ланистеры всегда платят свои долги" мне известны. Последняя цитата для меня, кстати, является отличным сигналом, что давать в долг не стоит: оба ув. современника, сказавших мне её, так и не вернули занятое. Произошло парадоксальное в известном смысле событие. Покуда съёмки кино требовали больших усилий - они вынужденно требовали большей диверсификации хитов (на все вкусы ув. публики), чем когда они стали доступней. Когда же доступ к производству в рамках жанра демократизировался - в эволюционной борьбе победила помесь цирка со стендапом. * Так вот. То же самое произошло с песнями. Песен пишется, записывается и исполняется великое множество - столь великое, что мало кому удастся прослушать за один раз даже собственный плейлист. Среди пишущихся ежедневно песен почти наверняка есть отличные, современные-но-вечные произведения. Но когда они валятся в котёл общего пользования - шансы всплыть на поверхность борща сверкающим жырным пузырём есть только у песни, которая попутно является стендапом, шкандалем, шапито и трюком. Словом - аттракционом. Ни одна живая душа на планете, вывалив из ресторанчика, не будет хором для души исполнять не только Моргенштерна или "Uno" ВИА "Литтл Биг" (как?), но и "Дорожную" ВИА Ленинград. Последнее важно: это, конечно, песня с мессиджем, но это мессидж не для манифестации душевного состояния, а для "запостить в каменты". Никто никогда не переживает в душе то, что поётся в "Дорожной": ею только посылают в пешее эротическое. Переживают же при этом (плюс-минус) то, что поётся простенькой, подгитарной цоевской "Пачка сигарет". И если даже ощущения не совсем те, то для исполнения хором компромисс поддатых граждан сходится на "Пачке сигарет", или на "Всё идёт по плану", или вообще Высоцкого. Кто-то, возможно, знает песню, куда более подходящую его душевному состоянию - например, великолепную композицию "Чёрный день" ВИА "Ястреб" (я это только что выдумал, не надо гуглить), но остальные-то не в курсе, что это, и подпевать не станут. * Поэтому всем нам - и старым, и молодым, и средних лет - для социального взаимодействия остаются что книги, что фильмы, что песни, написанные и вышедшие в мир в специфический "золотой" период. То есть во времена, когда трудней всего было преодолеть дистанцию между полной безвестностью и "замеченностью хоть кем-то". Но по попадании в эту вторую категорию, в силу относительной немногочисленности её, уже упрощало проход в ранг "общеизвестности" - и в значительной степени определялось талантливостью и мастерством созданного. Сейчас "замеченность-хоть-кем-то" распухла до крайних пределов и даже за эти пределы. Поэтому для того, чтобы прыгнуть чуть выше и выделиться - необходимо быть мультимедийным ивентом, аттракционом и стендапом одновременно. Отсюда - выжженное поле на вершине и в центре, где безжалостно жарят софиты. Проблема т.н. новых песен, придуманных жизнью, в том, что они не песни и, за редчайшими исключениями, не могут ими быть. По той же причине на передних полках в книжниках не стоят книги, в кино не показывают фильмы, а в СМИ не публикуются статьи. * ...Не стану притворяться, ув. друзья, что я знаю, как преодолеть эту ловушку "качества, перешедшего в количество и убившего себя". Но я обещаю над этим основательно поработать. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |