forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > RU.SPACE

 
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 27.11.2018, 21:32
Boris Paleev
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Как космическая отрасль возрождается после катастрофы

Boris Paleev написал(а) к All в Nov 18 18:55:56 по местному времени:

Нello All!


Деловая газета "Взгляд"
https://vz.ru/society/2018/11/27/952509.html

Как космическая отрасль возрождается после катастрофы

Создатели космической техники полны энтузиазма, но работы у них непочатый край

27 ноября 2018, 13::30
Фото: Шамиль Жуматов/Reuters/РИА Новости
Текст: Константин Меринов



Кризис космической отрасли России виден невооруженным глазом. Жалобы главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина на почти полное отсутствие у отрасли современного оборудования мало кого удивляют. Однако есть целый ряд признаков того, как обновляются космические предприятия, меняется их организационная структура и появляется надежда на обновление.

Прежде всего - кризис космической отрасли возник не сегодня и не вчера. Еще тридцать лет назад экономическая реформа Горбачева-Ельцина остановила заводы и фабрики, оставила без дел КБ и НИИ. Космическая промышленность выживала как могла - искала частных инвесторов, зарабатывала деньги на космических туристах. В те годы зарплат в отрасли хватало лишь на предметы первой необходимости да на хлеб с картошкой.

И вот сегодня нам говорят, что в космической отрасли все крайне запущено. Что более 80 процентов производственного оборудования - старье, что у предприятий и КБ миллиардные долги, а зарплаты там курам на смех. Весь мир видит, как падают наши ракеты и не взлетают наши космические корабли.

В мае 2015 года нынешний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, будучи вице-премьером, курирующим ВПК, заявил в интервью телеканалу НТВ: "Оборонный комплекс мы всерьез начали реформировать три года назад, а космическая отрасль, к сожалению, начала реформироваться лишь полтора года назад (то есть где-то в начале 2014-го - прим. ВЗГЛЯД). Поэтому в авиации мы сейчас не можем себе представить создание новых самолетов без их цифровых моделей, а в Роскосмосе каждое бюро до сих пор работает на кульмане с карандашом в руке". Припоминается и комментарий Рогозина на его странице в Twitter в августе 2012-го: "Пока у нас самому молодому директору предприятия Роскосмоса будет 62 года, марсоходы нам будут только сниться, а "Фобосы" будут падать в грунт".

И вот теперь наконец можно обозначить, каким образом космическую отрасль пытаются возродить из той катастрофы, в которую ее в свое время погрузили реформы Горбачева и Ельцина.

Обновление структуры и оборудования

В отрасли идет не только обновление оборудования, но и смена поколения. Причем не только рабочих и ИТР, но и высшего звена. То на одной, то на другой космической фирме меняется руководство. Из последних кадровых перестановок - назначение генеральным директором самарского АО "РКЦ Прогресс" 48-летнего Анатолия Баранова.

Вновь на Байконуре готовится к полету космический корабль "Союз МС-11". Пытаются возродить в отрасли культуру производства и поднять заработную плату. Идет на предприятиях техническое перевооружение - вместо допотопного станочного парка появляются роботизированные обрабатывающие комплексы, модернизируются производственные линии.

Этим, например, может похвастаться флагман отрасли - Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" имени академика С.П. Королева. Ее бывший гендиректор Виталий Лопота еще в 2014 году рассказывал, что на техническое переоснащение за прошедшие семь лет израсходовано около пяти миллиардов рублей. Он подчеркивал, что удалось "расширить узкие места и выйти в критически важных производственных звеньях на мировой технологический уровень". "Если раньше для производства корпуса стыковочного агрегата кораблей "Прогресс" и "Союз" предусматривалось 60 технологических переходов общей продолжительностью десять с половиной месяцев, то после внедрения новой роботизированной техники укладываемся в четыре технологических перехода, а весь цикл длится полмесяца", - утверждал Лопота.

Пришлись ко двору и роботизированные агрегаты, сделанные в Германии специально для "Энергии". Если раньше на изготовление каждой многократно изогнутой трубки сложной конфигурации уходил целый рабочий день, то теперь с помощью этих станков - всего полторы минуты. И такого суперсовременного оборудования в цехах "Энергии" теперь немало - японские фрезерные и фрезерно-сверлильные роботизированные комплексы, автоматические токарные обрабатывающие центры, рентгеновский томограф для неразрушающего контроля собранных изделий.

Одной из проблем "Энергии", которую недавно озвучил новый гендиректор Сергей Романов, является структура предприятия. Она непропорциональна - в ней производственный блок занимает далеко не лидирующее место. По мнению Романова, создано много подразделений - они малочисленны, имеют громкие названия, но фактически ничего собой не представляют. "Сотрудники это видят, понимают и чувствуют, - утверждает новоиспеченный руководитель РКК. - Есть очень большие перекосы в заработной плате. Поэтому сейчас необходимо сделать нормальную рабочую и, главное, управляемую структуру".

Миллиарды на реконструкцию

Серьезно занимаются реформированием производства и в Научно-производственном объединении "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко. Только в этом году на реализацию плана технического развития направлено более четырех миллиардов рублей.

Здесь в 2018 году дан старт двум очень важным проектам. Первый - это перевооружение и повышение технического уровня опытного производства, а второй - модернизация стендовой базы научно-испытательного комплекса (НИК). В ходе реализации первого проекта появятся отдельная линия для изготовления трубопроводов и общий электроэрозионный участок. Проект модернизации основного производства рассчитан на несколько лет, а его общий бюджет составляет порядка 10 млрд рублей.

"Наша цель - получить компактное, логически построенное производство, способное решать любые задачи мирового уровня, - подчеркивает главный инженер НПО Александр Бибичев. - Этому будет способствовать и обновление стендовой базы НИКа. На этот проект, реализация которого продлится несколько лет, выделено около семи миллиардов рублей". Модернизация НИКа очень важна, потому что с начала 2019 года НПО "Энергомаш" должно приступить к испытанию агрегатов нового двигателя РД-171МВ.

Помимо этого в НПО занимаются вопросами качества - внедряют информационную систему управления ресурсами предприятия и технологию цифрового проектирования и производства. "Эти инструменты позволят существенно повысить качество управления и технологических процессов", - говорит гендиректор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов. Добавим, что в двигателях РД-191 планируется осваивать технологию изготовления агрегатов с применением 3D-печати.

Космическая отрасль перевооружается

В ракетной технике без сварки не обойтись. На Красноярском машиностроительном заводе внедрен АЭЛТК-135/455 - автоматизированный экспериментальный лучевой технологический комплекс. В установке реализована новая кинематическая система. Манипулятор с электронно-лучевой пушкой позволяет выполнять сварные швы сложной конфигурации. Установка полностью автоматизирована, что требует иного подхода к работе сварщика - его труд стал более интеллектуальным. Теперь задача работника - правильно соединить изделия для сварки, выставить режим и задать координаты.

"Мы приобретаем современное дорогостоящее оборудование, поэтому возрастают и требования к персоналу, который будет на нем работать. Подбор, обучение и переподготовка специалистов - одна из важных и актуальных задач", - говорит гендиректор АО "Красмаш" Александр Гаврилов.

Заметными темпами идет техническое перевооружение и в Государственном ракетном центре имени академика В.П. Макеева.

"Мы вкладываем значительные средства в реконструкцию и автоматизацию процессов, потому что без всего этого сложно поднять производительность труда, - говорит генеральный директор - генеральный конструктор ГРЦ, академик РАН Владимир Дегтярь. - На предприятии модернизируются корпуса, поставляется новейшее испытательное и технологическое оборудование".

И еще несколько деталей напоследок. В Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина создали первую в отрасли окрасочно-сушильную камеру (ОСК) для нанесения теплозащитных покрытий на крупногабаритные изделия ракетно-космической техники. А Воронежский механический завод - производитель двигателей для РН "Протон" и "Союз" - приобрел для механического цеха два импортных токарных станка с ЧПУ. Стоимость каждого 17 млн рублей.

Вроде мелочь, но из таких мелочей складывается общая картина того, что сегодня творится в ракетно-космической отрасли. Ее глава Дмитрий Рогозин много раз сетовал на катастрофическое положение подведомственных ему предприятий. Он, правда, пообещал: "Несмотря на то, что производственные фонды Роскосмоса сильно устарели и современное оборудование составляет не более 13% - это вопрос только денег. Станки мы поменяем, люди готовы, энтузиазма очень много".

Но вопрос с денежными средствами остается открытым. Как недавно заявил глава Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин, Роскосмос является рекордсменом по масштабам финансовых нарушений и речь идет о миллиардных хищениях. Правда, в госкорпорации уточнили, что озвученные данные относятся к 2017 году, и призвали дождаться публикации нового отчета - за тот период, когда Роскосмосом руководит новая команда.


Текст: Константин Меринов



Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
Ответить с цитированием
 


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 11:07. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot