forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

 
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 19.03.2019, 20:14
Boris Paleev
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Застрявшие в средних веках

Boris Paleev написал(а) к All в Mar 19 13:38:36 по местному времени:

Нello All!

https://cont.ws/@Fritzmorgen/1266047

Фриц Морген Сегодня 12:20

Застрявшие в средних веках




Россия и так-то имеет одну из самых сбалансированных в мире экономик, производя всё необходимое на собственной территории, а сейчас мы вдобавок ещё и повышаем уровень нефтяной безопасности, развивая не имеющие отношения к нефти отрасли. Павел Шипилин составил очень интересную табличку, согласно которой наш ненефтяной экспорт вырос за последние 10 лет... вдвое. Впечатляющее, сильно недооцененное достижение:

https://pavel-shipilin.livejournal.com/962928.html

В комментарии к посту ожидаемо пришли скептики, чтобы столь же ожидаемо высказаться в ключе "ваша нефть у меня в кармане не булькает". Вот небольшой диалог, который демонстрирует пропасть, пролегающую между современными жителями России:

https://pavel-shipilin.livejournal.c...632#t234571632

- Ну чудесно, наверно пенсии и зарплаты растут пропорционально, ха-ха!
- Не поверите, но зарплаты растут не от экспорта, а от производительности труда. Хочешь больше лопать, нужно больше топать.
- Ерунда. Зависит исключительно от количества денег на единицу населения, крутящихся в стране. А дальше уже, как эти деньги распределят/разворуют/используют.

В этом заурядном на первый взгляд диалоге содержится суть той проблемы, которое мешает огромному количеству наших соотечественников понять логику друг друга.

Процитирую небольшой фрагмент из книги профессора asskorobogatov, в которой тот смотрит на историю человечества с точки зрения экономики:

==============
https://id.hse.ru/novelty/214039832.html

Необходимые для долговременного роста сбережения и инновации не могли проявляться... из-за размытости/незащищенности прав собственности. Излишки если и возникали, то были связаны не с систематическим прогрессом в хозяйстве, а с превратностями климата и урожайности или с успешными грабежами.

Перспектива грабежа как угроза для слабых и как шанс для сильных должна была одинаково ориентировать и тех, и других на непроизводительное употребление излишков. У первых отказ от сбережения излишков в пользу их проедания проистекал из слабой надежды на их сохранение, а у последних - из того, что основой их процветания были не экономические инвестиции, а силовой потенциал.

Излишки шли не на расширение производства, а на избыточное потребление или на образование сокровищ. Инвестиции как способ употребления излишков лишь недавно пришли на смену дотоле господствовавшим проеданию и тезаврации.

Что же касается инноваций, то они были отданы на откуп энтузиазму, как правило не имея под собой никакой коммерческой основы.
==============

Как справедливо замечает профессор, на протяжении большей части истории человечества инвестировать во что-либо, кроме рыцарей да пехотинцев было... бессмысленно. Очень долго практически единственным способом разбогатеть был разного рода грабёж. Простая капиталистическая идея, - сделать из тысячи монет тысячу сто монет, - мало кому приходила в голову, ибо попытка инвестировать, например, в расширение сельхозугодий обычно заканчивалась тем, что предприимчивого инвестора грабил тот, кто инвестировал в весёлые пирушки для своих друзей, рыцарей-грабителей.

Ситуация изменилась с приходом капитализма. Мир более-менее упорядочился, и люди, вкладывающие излишки в развитие, начали выигрывать у тех, кто просто копил или тратил.

Проиллюстрировать разницу между средневековым и капиталистическим мышлением проще всего на примере Африки. Вот типичная история из цикла, который мы с вами уже обсуждали:

=================
https://vk.com/wall-50177168_648834

Однажды друг одного из добровольцев хотел заработать денег на приготовлении и продаже хлеба. Он собрал немного денег и купил на них ингредиенты. Он сам построил глиняную печь и испёк 30 батонов "деревенского хлеба" (что-то вроде специфического деформированного багета).

Он понёс свежеиспечённый хлеб к дороге и продавал его, пока не пришёл его отец. Отец ему сказал: "У тебя есть хлеб! Семье нужен хлеб!", и взял 20 батонов для себя и своих детей (у него было 4 жены и по 8 детей на жену). Наш предприимчивый африканский друг обанкротился. Он потерял весь свой начальный капитал и больше никогда не делал хлеб.

Это история всей Африки: коммунализм, вышедший из-под контроля. Совершенно немыслимо отказать требованию старшего (или просто члена семьи) в деньгах или еде. Люди прячут любые маленькие суммы, которые у них есть, потому что если бы кто-то об этом узнал, то была бы длинная очередь попрошаек, которым, согласно неким представлениям о чести или что там у них, нельзя отказать.

Я говорил своим друзьям снова и снова отвечать таким людям "нет", и каждый раз они вежливо объясняли мне, что это невозможно. Вся система выстроена так, чтобы тащить людей вниз, к низшему общему показателю.
=================

Как видите, в этой африканской деревушке быть капиталистом бессмысленно - попытка инвестировать в будущее немедленно заканчивается тем, что не успевшего потребить ресурсы капиталиста грабит старший по статусу.

Напротив, в условной Германии или Америке такой вот мини-булочник получает общественное одобрение и поддержку от государства. В современных государствах предполагается, что инвестировать в будущее - это норма, и если кто-то не вкладывается в производство батонов, значит он должен вкладываться в своё образование, свои социальные связи или, в крайнем случае, в свою мускулатуру. Живущие одним днём стрекозы осуждаются - даже если они каждый день много и тяжело работают.

В Россию полноценный капитализм пришёл во второй половине XIX века, хотя, конечно, многие его элементы существовали ещё задолго до того. Если вы ещё не читали "письма Энгельгардта", весьма рекомендую - там показано, что участвовать в накоплении капитала вполне могли тогда и простые люди.

Ещё более убедителен, пожалуй, пример крестьян-староверов, приезжающих сейчас в Россию из Южной Америки. У них далеко не всё идёт гладко, однако мы видим, как они быстро и эффективно разворачивают здоровое капиталистическое хозяйство: много работают, мало потребляют, с умом инвестируют накопленное в расширение. Очень больно осознавать, что в бедной Боливии научиться этому наши соотечественники явно не могли, - они привезли с собой законсервированные в эмиграции традиции XIX века. Как выясняется, миф о том, что у нас "народ не тот" или "религия не та" не имеет ничего общего с реальностью. Если бы не проведённое в XX веке раскулачивание, русский православный крестьянин ничем не отличался бы от немецкого протестантского или итальянского католического.

Вот история про странное поведение рабочих, которую мы с вами недавно обсуждали:

================
https://fritzmorgen.livejournal.com/1512380.html

На моей работе неоднократно сталкиваюсь с моментами, когда люди терпят неудобства, но не хотят приложить даже малейшее усилие, чтобы сделать свою жизнь комфортнее. Например, можно взять клей ПВА и проклеить рассохшийся деревянный стул перед выходными. А можно этого не делать и в течение недели изображать из себя акробата.

Можно сшить мягкую подушку под задницу. А можно всю неделю работать на кране, сидя на железном стуле, жалуясь на холод и тяжелые условия труда. Можно из бесхозных досок и десятка личных гвоздей соорудить козлы, чтобы положить три лома, и они будут чистыми. А можно ничего не делать и бросать инструмент в окалину и грязь, после чего рабочие перчатки становятся мокрыми и грязными всего за полсмены.
================

Автор смотрит на своих коллег и удивляется, как они могут быть такими недальновидными, однако есть своя логика и у коллег. В советские времена на неком заводе работал алкоголик Коляныч. Как-то мастер очередной раз заметил его слоняющимся без дела и выдал простое поручение - приделать ручку к сломанному напильнику.

Коляныч возился полдня и, наконец, уже после обеда продемонстрировал мастеру изделие - кривой, грязный, весь в углах и занозах брусок, в котором криво сидело металлическое лезвие напильника. Мастер вздохнул и повёл Коляныча к токарному станку. Несколько ловких движений, гул станка, летящая стружка, и вот через пять минут мастер уже держит в руках отличный инструмент, который с радостью включил бы в свою коллекцию любой слесарь.

- Видишь, как надо? Что же ты сам так не сделал?
- Э, нет! Такой-то сразу украдут!

Криворукий Коляныч не был, возможно, лентяем. Просто он, в отличие от мастера, не был готов вкладываться в будущее, ибо верил, что все результаты его трудов будут в итоге разворованы, испорчены или ещё каким-то образом обесценены.

Так как мало кто знает про это принципиальное противоречие между средневековым и капиталистическим мышлением, и так как в России хватает носителей каждой идеологии, мы постоянно наблюдаем один и тот же разговор слепого с глухим. Одни говорят: "Что же ты, гад, не делишься?", вторые парируют: "Работать не пробовал?".

С точки зрения капиталиста требование дать денег звучит как требование к грибнику поделиться собранными грибами - вон вокруг лес, иди да собирай сам. С точки зрения человека со средневековым мышлением, напротив, издевательством звучит уже предложение работать: грибов в лесу строго ограниченное количество, весь лес давно поделен на чьи-то полянки, и не состоящему в гильдии можно хоть обработаться, денег от этого у него больше не станет.

Предложение "работай больше" звучит в его ухе или как "бери топор и грабь", или как "бейся головой об стену, пока с потолка золотые червонцы не посыпятся". Носитель средневекового мышления не верит в возможность самостоятельного заработка, поэтому в его голове существует ровно один сценарий честного улучшения благосостояния - начальство должно перераспределить доходы королевства таким образом, чтобы представителям "простого народа" достался увеличенный паёк.

Как и в других случаях воспитанной беспомощности, простые разговоры тут не помогут. На все рассказы о том, как здорово собирать грибы, будут находиться всё новые и новые возражения: "Лесник накажет, поганками отравлюсь, волк ногу отгрызёт". Будут, разумеется, приводиться и конкретные примеры Матрёны, которую наказал лесник, и Федота, которому волк отгрыз ногу.

Из всего этого следует печальный вывод - огромная часть наших сограждан застряла в прошлых веках, успешно сочетая вполне современное образование с поистине варварскими представлениями об экономике. Вместе с тем есть и хорошая сторона: при наличии политической воли исправить эту проблему относительно несложно. Так, например, должно помочь массовое внедрение учебников типа тех, которые готовит сейчас для школ наш ЦБ:

https://fritzmorgen.livejournal.com/1507629.html

Может теоретически помочь и телевизор, если там будут рассказывать истории успеха простых парней, однако тут у меня надежды уже меньше - опыт показывает, что телевизионщикам простые капиталистические труженики совершенно неинтересны. Спортсмены, бандиты, выигравшие в лотерею счастливчики, богатые наследники, родственники олигархов, - это да, это сколько угодно. Простой парень Вася, который начал с двух рук и двух ног, а потом купил подержанную "газель"? Пожалуй, нет. Это для современного телевидения "неформат".

PS. Это сорок девятая статья из серии "Размышления о ведении бизнеса в России". Другие статьи серии можно найти вот здесь:

https://fritzmorgen.livejournal.com

Фриц Моисеевич Морген


Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
Ответить с цитированием
 

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 21:23. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot