#1
|
|||
|
|||
Наше завтра.
Uncle Sasha написал(а) к All в Feb 18 14:15:01 по местному времени:
Dear All, https://www.gazeta.ru/comments/2018/...11634583.shtml Детоцентризм - концепция воспитания, в которой интересы семьи и внимание обращены только на ребенка. В таком мире никто не болеет, не мучается, не умирает. К чему приводит ограждение детей от чувств и эмоций? Пушкин ездил в разные ссылки, из которых привозил друзьям сувениры и стихи. А еще он написал "Дубровского" - роман про жестокое обращение с животными. А Лермонтов сочинил странную поэму, в которой герой зачем-то убежал из безопасного монастыря в какие-то джунгли, где никакой инфраструктуры. А Тургенев очень волновался, что дети гуляют в лесу без присмотра родителей. А Некрасов рассказывает нам о том, что когда-то не было экскаваторов и айфонов, и учит нас трудиться всем вместе, несмотря ни на что. "Что это за бред?" - справедливо спросит читатель. А это не бред, это так воспринимают литературу современные подростки от 12-ти до 17-ти. И значит как-то так криво, не чувствуя реальности во всей ее сложности и противоречивости, они воспринимают и жизнь вообще. Ведь о мирах придуманных дети судят на основе мира, который окружает их в повседневности, на основе собственного жизненного опыта. И этот опыт у многих сегодня ущербен. Почему? Да потому что он формируется в особых условиях - каких-то оранжерейных. Спасибо родителям. Это они, боящиеся всего на свете, сооружают для своих кровиночек мир, в котором всегда радостно и уютно, в котором всегда все получается, в котором не то чтобы добро всегда побеждает зло, а в котором уже нечего побеждать. Понятно, что такой мир может существовать только абсолютно автономно. Он обособляется от всего даже физически - ограничивается специальными детскими центрами (игровыми и развивающими), особым городским пространством (зеленым и безопасным). Но что гораздо печальнее, этот мир ограждается от реальности и по идейным соображениям. В этом мире свои книги. Причем литература отсекается не только по принципу возрастных маркеров. Литература здесь выхолащивается. Тут даже "Золушку" читают с купюрами, избегая упоминания о смерти матери героини. Никакой Чуковский со своими тараканищами и крокодилами вообще не пройдет. Андерсен для неокрепшей детской психики все равно что Чикатило. Это не шутки - отдельные родители уверены, что датский сказочник запрещен в Европе, поскольку он издевается над маленькими читателями - заставляет плакать над судьбами своих героев. Какие могут быть слезы, когда переживания в этом отдельном детском мире тоже строго регламентированы. Грустить дозволяется только о том, что кончается лето, иногда можно умеренно пожалеть бездомных котиков. Но не дай бог задуматься о том, как непереносимо тяжело может быть человеку, не дай бог дойти до мысли, что человек смертен (а порой и внезапно смертен) - чур нас, чур. Так и психотравму заполучить можно, ходи потом по психологам. Нет, нет, нет, никто не болеет, не мучается, не умирает. И под запретом в этом мире не только вопросы о жизни и смерти, табу распространяется и на вполне безобидные вещи. Психологи советуют не ругаться при детях? Доведем все до абсурда - будем приторны со всеми как зефир. Психологи предостерегают от обсуждения при детях взрослых проблем? Не вопрос, при них - никаких разговоров про работу, политику, никакой социальной критики. В общем, добро пожаловать в мир розовых единорогов. Этот мир - не открытие. О нынешнем детоцентризме, о том, что мы слишком балуем своих детей, слишком их опекаем, чересчур оберегаем от всяких там изнанок жизни, не разглагольствовал только ленивый. И только ленивый не предостерегал от того, чем все может обернуться. Но вот какое дело, предостережения эти пока еще редко заходят дальше практической стороны жизни. У нас боятся пока только, что дети, лишенные отрицательного жизненного опыта, позврослев, не научатся подтирать себе задницы да зарабатывать деньги. Но ведь проблема глубже. Да и не проблема, а уже беда. Наши дети не научаются чувствовать. У них что-то происходит с эмпатией, атрофируется что-то в душе. Они рискуют превратиться в нравственных инвалидов. При этом они, эти дети, как будто добрые (за все хорошее и против всего плохого), как бы милые (вечно вам улыбаются), вроде неглупые (тесты по физике решают на четыре и пять). Они, эти дети, как будто эстетически развиты (и поют, и танцуют, и рисуют), а раз эстетически развиты, то должны быть развиты и этически и - и внешне они даже вполне производят впечатление таковых. Но! При всем при этом эти цветы нового прекрасного мира потрясающе бесчувственны и пусты. Как бы это объяснить? Ну, допустим, урок литературы. Пушкин. "Узник". Лес рук - все хотят выразительно прочитать стихотворение. Вы, пожимая плечами, выбираете, например, Машу. И Маша выстреливает: "Сижу за решеткой в темнице сырой"... захлебываясь от восторга. Вы в замешательстве. Тут как тут с инициативой Петя: "Можно я, можно я прочитаю?! Я знаю, как надо!" Ну, ладно. И вот Петя восхищенно орет: "Кровавую пищу клюет под окном!" И тут до вас доходит. Того мира, что создал Пушкин в своих двенадцати строчках, для детей просто не существует. Дети просто не в состоянии его представить. И стихотворение, оно совсем не для того, чтоб что-то почувствовать и подумать. Оно для того, чтоб активные, старательные, целеустремленные Пети и Маши продемонстрировали свои актерские способности (пусть и весьма сомнительные). Вы пытаетесь выправить ситуацию, спрашиваете, а почему, собственно, кровавая пища, зачем она в стихотворении. Правильного ответа, понятно, нет. Но у них есть. Они смотрят на вас, как на законченного идиота, и выдают: - Ну, так орлы - хищники. Они едят мясо. Это нормально. Вы пытаетесь намекнуть, что орел он вроде как образ, чего-то там символ. Но что же он символизирует? Что олицетворяет? Может быть, стремление к свободе? А может деградацию человека в неволе? Вариантов, как водится, множество - выбирай. Но они непреклонны. - Орла! - кричат. - Орел символизирует орла! Птица такая! И нет, они вас не троллят. Они это от чистого сердца. Чистого и ничем незамутненного. И они искренне не понимают, почему остались после этого без пятерок - они же так здорово работали на уроке, так много отвечали. И это не какой-нибудь коррекционный класс, а - наоборот, класс, считающийся сильным, чуть ли не гимназическим, в котором учатся дети, чьи портреты не сходят с досок почета, они и в самодеятельности, и в конкурсах, и в соревнованиях - везде первые. У них все хорошо. Слишком хорошо. Только не спрашивайте их, мог ли Дубровский не стать разбойником. Им не понять Дубровского, он сам виноват, надо было, как нормальному, просто оспорить решение суда. И вообще Дубровский этот... он медведя убил, его самого судить надо за жестокое обращение с животными. Так и говорят! И не спрашивайте их, актуальны ли сегодня проблемы, поднимаемые Некрасовым в "Железной дороге". Что за глупый вопрос?! Конечно, этих проблем нынче нет - теперь есть экскаваторы и еще много разной техники! А скоро все будет еще прекраснее - робототехника рулит. Что, "Железная дорога" это не про технику, а про несправедливость? Про жестокость? И еще про какое-то рабское сознание? Серьезно? А что такое несправедливость? А рабское сознание - это как? В их мире нет несправедливости, нелюбви, бедности, подлости, одиночества, боли, горя, смерти. В их мире нет проблем, а есть только задачи, которые решаются при помощи усердия и понятного алгоритма. Будешь вести себя послушно, будешь стараться, учиться, не будешь отчаиваться, и тебя не обманут, не предадут, не разлюбят и вообще все получится. А что из этого всего реально-то получается? А ничего хорошего. Вот допустим, участвуют дети в какой-нибудь благотворительной акции, ну там всем классом собирают новогодние подарки в дом инвалидов или престарелых. Сейчас это модно. Что они чувствуют? Думаете их накрывает каким-то смутным трагическим чувством жизни? Нет, они испытывают бодрость духа, радость от сплоченности, приятное щекотание от осознания правильности задуманного и еще что-то совсем немного, самую капельку, грустное. Последнее от сентиментальности. Эти изнеженные дети всего лишь сентиментальны. А вот сострадание, настоящее сострадание, им недоступно. Ведь почувствовать то же, что и другой, можно, лишь если самому испытать хоть что-то подобное - ну хоть отдаленно похожее. Вот тому же медведю у Пушкина такие подростки ведь тоже не сострадают, они же не чувствуют за него. Они просто знают, что это нездорово - мучить животное. Зоозащита в тренде. Но, зная, они не чувствуют. Эти дети хотят быть хорошими, но не понимают зачем. Они стараются поступать правильно, как принято среди порядочных и добрых, но в глубине души остаются равнодушными. И даже не осознают этого. Что ж, в будущем их ожидает новый, странный мир. Автор - журналист, педагог. Sincerely yours, Alex Tihonov ... I hate America... --- FoxPro 2.60 |