forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 04.09.2023, 04:12
Dmitry Shtogrin
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Зурабов - слабое звено

Dmitry Shtogrin написал(а) к All в Sep 05 07:17:00 по местному времени:

ANGEL шлёт тебе привет о All!


======= cut ===========================================================

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 122 (12734), вторник, 13 сентября 2005
г.


ЗУРАБОВ - СЛАБОЕ ЗВЕНО


Правительственный час в Госдуме
Министр здравоохранения и соцразвития М.Зурабов открыл сезон
общения правительственных чиновников с Госдумой. Правда, от
такой почетной миссии он хотел было уклониться и в третий раз,
начиная с весны, просил депутатов перенести встречу на другой
срок. Но Дума затребовала немедленного обсуждения навязшей у
всех на зубах темы - состояние отечественного здравоохранения и
меры, принимаемые правительством по обеспечению доступности и
высокого качества медицинской помощи в свете реализации
социальных инициатив президента РФ.
Понятно, почему Зурабову не хотелось выступать с
парламентской трибуны. Ничего положительного в вверенной ему
отрасли не случилось. Отечественное здравоохранение превращено в
обломки и в этом состоянии продолжает пребывать. Как посторонний
статист Зурабов констатировал: износ оборудования в первичном
звене медицинской помощи - в лечебно-профилактических
учреждениях, фельдшерско-акушерских пунктах, участковых
больницах, где лечится 90% россиян, - 65%, укомплектованность их
врачами - всего 56%, молодые специалисты не идут на зарплату в
полторы - две тысячи рублей в месяц, износ зданий и сооружений -
свыше 30%, более 30% работающих врачей многие годы не проходили
никакой переподготовки. Денег на перемены к лучшему у главного
здравоохранительного 'первичного звена' нет. Оно финансируется
из муниципальных бюджетов, а там не хватает даже на нищенскую
зарплату бюджетникам, да на уплату драконовской стоимости
энергозатрат. Какие уж там больницы, поликлиники.
'Негативные тенденции', по признанию министра, 'переломить не
удается'. Тому, конечно, есть 'объяснимые' причины: 'распад
советской системы здравоохранения и передел ее по имущественному
признаку на федеральное, субъектовое и муниципальное', 'демонтаж
единых подходов и принципов к охране здоровья граждан, включая
такие важнейшие элементы медицинской помощи, как этапность
оказания медицинской помощи и . целого ряда других принципов,
которые позволяли воспользоваться совокупностью возможностей
советской системы здравоохранения', а также 'существенное
уменьшение финансовой базы здравоохранения'. Почему при
советском 'тоталитаризме' государство помнило о здоровье граждан
и выделяло на это деньги, а новая 'демократическая' власть,
раскритиковав в пух и прах советскую медицину и наобещав платить
врачам, как на Западе, на второй же день после захвата власти
забыла о своих обещаниях, - демократический министр-реформатор
не пояснил.
Но продолжал невозмутимо саморазоблачаться. 'Сильной стороной
советского здравоохранения была профилактическая компонента', -
изрек он по-чубайсовски. - Теперь она исчезла.' Отныне
'объективно' складывающаяся ситуация такова, что 'в стационарные
лечебные учреждения поступают больные на поздних стадиях течения
болезни'. Лечить их дорого и бесполезно, 'уже не возникает
возможности эффективно оказать медицинскую помощь'. В отсутствии
'профилактической составляющей', вдруг понял Зурабов,
существенно снижается продолжительность жизни россиян. Если в
Советском Союзе разница в продолжительности жизни по сравнению с
США, Францией и Японией для мужчин составляла 2-4 года, а для
женщин - и того меньше, то на сегодняшний день, в разгул
'свободы' и 'демократии', российские мужчины на 15-20 лет живут
меньше американцев и японцев, а россиянки - на 11-13 лет умирают
раньше своих заокеанских сверстниц.
В целом же, сообщил министр, в РФ 'количество смертей
превышает количество рождений
в 1,7 раза', что 'на самом деле характеризует то, что мы
находимся в крайне неблагоприятной ситуации'.
При этом он как-то забыл упомянуть, что и роддомов в РФ
становится все меньше, а в оставшихся берут плату с пациенток от
300 до 3 тыс. долларов за роды. Кому не удалось накопить
требуемую сумму, вынуждены прибегать к услугам повитух, как при
царизме в позапрошлом веке.
Еще хуже тем, кто собрался рожать, живя в сельской местности.
Там до ближайшего роддома надо добраться, на чем и как -
проблема из проблем. 'Да, сельская медицина в настоящее время
серьезно отстает от того уровня, на котором оказывается
медицинская помощь в городе. - подтвердил Зурабов. - И по
обеспеченности врачами отклонение в 2,5 раза, и по количеству
лечебных учреждений и коек. За 10 лет на селе сократилось
больниц на 30%'. О 'скорой помощи' в некоторых районах уже
основательно подзабыли. Старые машины вышли из строя. Новых
давно не поступало.
Вот в 2006-ом, пообещал
министр, 'заработает отдельная подпрограмма по 'скорой
помощи' и тогда в регионы поступит 10-12 тыс. единиц 'скорой
помощи'. Деньги появятся из тех дополнительных 100 млрд. руб.,
обещанных президентом к расходной части бюджета. Перспектива
обнадеживающая, но только на первый взгляд. Депутат Сергей Собко
(КПРФ) усмотрел в нем подвох и привел свои подсчеты: одна
укомплектованная 'скорая помощь' стоит от 15 до 30 млн. руб., 10
тыс. 'скорых' - это уже 150 млрд. руб. Обещано на все про все -
100 млрд. руб. 'Так стоит ли вам верить, господин Зурабов?' -
поинтересовался депутат. С ответом у министра вышли затруднения.
Впрочем, его это нисколько не смутило. Российское
здравоохранение, по его определению, вообще полно парадоксов. И
в самом деле, не парадокс ли, когда запись в конституции обещает
бесплатную медицинскую помощь, а гражданин, куда ни придет - за
каждую пипетку и таблетку должен заплатить? Федеральный бюджет
финансирует всего лишь 9,6% медицинских расходов. Какой-то мизер
дает обязательное медицинское страхование. Остальное - дело
кошельков самих пациентов. Официально, подчеркнул Зурабов
'население доплачивает за медицинскую помощь 85 млрд. рублей в
год'. А в официальные подсчеты, как известно, не входит
стоимость приносимых пациентами в больницы своих лекарств,
шприцов, простыней, своей еды, посуды и прочей больничной
утвари.
Сложившаяся практика, судя по реакции министра, его не
шокирует: 'так уж сложилась организационно-правовая форма
лечебных учреждений', которая, как он полагает, будет
сохраняться. Так как 'здравоохранение, учась выживать в рыночных
условиях, наращивает объемы платных услуг'. В какой-то момент
создалось впечатление, что для устранения 'парадоксов' Зурабов
готов был приступить к редактированию конституции, но потом
осекся, и предложил установить квоты на бесплатную медицинскую
помощь. Только квоты, предписанные Зурабовым, и оплатит
федеральный бюджета. Сверх этих квот - пусть платят
муниципальные бюджеты. Но там средств нет, поэтому логично
предположить, что зурабовское ведомство издаст некий циркуляр,
где укажет, сколько уколов и порошков пациент получит бесплатно,
а за что должен платить. Нетрудно догадаться, что платность
медицинского обслуживания будет расширяться.
Однако, как заметил главный 'охранитель' нашего здоровья,
финансирование отрасли все-таки увеличивается. Но эти крохи не
совсем рационально распределяются, рассказал Зурабов, и сделал
еще одно саморазоблачительное признание. Как выяснилось,
социальное расслоение общества на богатых и бедных наложило свой
существенный отпечаток на здравоохранение в РФ. 'Основные
расходы идут на оказание медицинской помощи высокотехнологичной,
дорогостоящей, специализированной', 'все больше денег
вкладывается в строительство мощных клиник', 'на реализацию
дорогостоящего лечения, когда операция стоит десятки тысяч
долларов или десятки миллионов рублей', что по карману
ограниченному контингенту нуждающихся. Другими словами, львиная
доля денег, выделяемых как бы на лечение всех, уходит на богатых
и высокопоставленных пациентов, в первую очередь - на олигархов
и властных чиновников, которые могут платить за лечение в
клиниках, оснащенных самым современным оборудованием. 'Дорогим
россиянам' достаются остатки от богатых. Стоит ли удивляться,
что из 300 тыс. человек, нуждающихся в хирургических операциях
на суставах, оперируется всего 20 тыс. человек, удел не
получивших помощи - инвалидность. Такая же картина в
кардиохирургии, а именно от кардиологических заболеваний в РФ
самая высокая смертность. Еще хуже тем, кто живет в отдаленных
от столицы регионах. Если у живущих неподалеку от Москвы, где и
сосредоточены самые оснащенные лечебницы, может еще теплиться
надежда на получение нужного лечения, то у сибиряков,
дальневосточников таких шансов практически нет.
Не спасает здравоохранение от деградации обязательное
медицинское страхование (ОМС), посетовал Зурабов. Оно
незначительно пополняет бюджет здравоохранения. В него ОМС
приносит 0,2% от фонда заработной платы. В 2005 года в
Федеральном фонде ОМС сконцентрировано 34 млрд. руб., которые
направляются 'на выравнивание' финансирование медицины в
дотационных регионах. Но это незначительная сумма с учетом
потребностей. Возрасти она может только с развитием реального
сектора экономики, сокращением безработицы и увеличением фонда
заработной платы, от объема которой зависит фонд ОМС. Но Зурабов
попросил 'не обольщаться' относительно поступлений от ОМС. 'Они
увеличиваться не будут', - заверил Зурабов, дав понять, что
подъем производственной сферы не входит в планы правительства.
Что касается недавних социальных предложений президента, то в
их 'развитие' у Зурабова появилось 'несколько идей'. Он готов
'укрепить первичное медицинское звено', как несущую конструкцию
массового здравоохранения, за счет его финансирования из
федерального бюджета. Это значит, что 'щедрость' министра не
распространяется на всех 406 тыс. врачей, работающих в РФ.
Прибавка коснется только 56 тыс. участковых врачей, которым
зарплата будет увеличена на 10 тыс. рублей, да работающих при
них медсестер, которым добавят 5 тыс. рублей к заработку. 'Это
тот потенциал, который работает с населением в повседневном
режиме. Остальная часть врачей не сконцентрирована на оказании
первичной помощи. У нас вся конструкция здравоохранения в
некотором смысле перевернута', добавил самокритично Зурабов,
подзабыв, видно, что сам же вместе с известными реформаторами
'конструировал' не только здравоохранение, но и пенсионную
систему таким образом, чтобы пенсии не индексировались и
трудовой вклад в них не учитывался, и закон 122, отнявший
льготы у самых нуждающихся.
Кстати, закон 122, как тень отца Гамлета, преследует
Зурабова, где бы он ни появлялся. И на этом обсуждении у него
допытывались депутаты, как после монетизации инвалидам,
ветеранам войны оплачивать протезирование. Если говорить о
зубах, то средств, которые зурабовская бухгалтерия отсыпала на
социальный пакет, и на один зуб не хватит. 'Проблему
зубопротезирования мы еще дополнительно поизучаем', - философски
пообещал Зурабов. Хотя, что изучать. Надо вернуть людям отнятую
льготу - вот и все. Но министру жалко денег. Не для того льготы
отбирались. Вот и придумывает 'иные' подходы.
Задумал Зурабов 'перевести на другой принцип систему
управления госпитализацией', ввести 'учет и планирование
оказания медицинской помощи'. Видимо, те, которые заболеют сверх
зурабовского 'учета и планирования' останутся вне госпитализации
наедине с хворями.
Но одна благородная идея прозвучала-таки из уст министра:
выделить в отдельное направление вакцинацию и
иммунопрофилактику, а то 'в последние годы не было случая, когда
бы национальный календарь прививок был выполнен в полном
объеме'. Мысль свежей не назовешь, в советское время прививки
для всех были обязательными, - но все же кое-что нормальное
осенило министра. Надо бы, сказал министр, 'восстановить
паспорта лечебных учреждений' и вернуть диспансеризацию. Но как
он будет это возвращать - не сказал. Переключился на лекарства,
которые почему-то никак не становятся доступными при
амбулаторном лечении.
С ними в целом как-то не ладится. Депутаты, в частности,
указали министру - лекарственному капиталисту, что многие
льготники не получают лекарства из-за бюрократических
проволочек, а также на отсутствие в аптеках необходимых
лекарств. А известные Зурабову страховые компании, взявшиеся
обеспечить аптеки лекарствами и профинансировать расходы на них,
не торопятся оплачивать аптекам затраты.
Да что лекарства. В условиях изменения ставки и структуры
единого социального налога, поступления от него в
территориальные фонды резко снижены, что негативно отразилось на
финансировании здравоохранения, особенно на местах, сообщил
соратник Зурабова, руководитель Федерального агентства по
здравоохранению и социальному развитию Вячеслав Прохоров.
Приходится выходить из положения путем повышения эффективности
использования оборудования. Например, в 2004 году при квотах
8110 человек 'за те же средства было пролечено 82160 человек'.
Жаль, не раскрыл г-н Прохоров секрета такой 'эффективности': то
ли уже научились в барокамеру класть по 10 человек за раз, то ли
на койку приноровились пациентов размещать в несколько ярусов?
К сожалению, не придумали еще в минздрасоцразвития, как
выходить из положения с федеральными адресно-инвестиционными
программами (ФАИП). Их финансирование в 2006 году сокращается
почти вдвое. Таков один из зигзагов 'социальных инициатив'
верховной власти. Если в этом году на ФАИПы выделено
8 млрд. 948 млн. руб., то на следующий год минэкономразвития
установило лимит в 5 млрд. 537 млн., снижение - 3 млрд. 411 млн.
руб. Следовательно, сократится финансирование программ 'Дети
России', 'Здоровый ребенок', которыми предусматривалось
строительство роддомов. На эти цели в будущем году выделяется
всего 200 млн. руб. Такой суммы и на один роддом маловато.
Да и с другими объектами медицинского назначения в стране
большие проблемы. Как сообщил депутат от Краснодарского края
коммунист Борис Кибирев, в многолетний долгострой превратилось
строительство Всероссийского гастроэнтерологического центра в
Краснодаре, стоматологической поликлиники Кубанской медицинской
академии. На завершение строек ни в бюджете 2005-го, ни в
бюджете будущего года денег не предусмотрено. И это примеры
только по одному региону. Таких незавершенок по России сотни.
В планах Зурабова нет ничего, что могло бы улучшить положение
российского здравоохранения, подчеркнул депутат Б.Кибирев.
Минздравсоцразвития отказывается признавать и тем более
исправлять свои многочисленные ошибки: не спешит восстанавливать
санаторно-курортное лечение работников за счет средств
социального страхования, менять 122 закон. Наоборот, объявлено,
что льготникам до 1 октября надо определиться - берет он 450
руб. или оставляет обстриженные льготы. Без ответа остаются
многочисленные обращения льготников, почему им не выписывают
нужные лекарства, и где тот список, в котором перечислены
лекарства, 'положенные' льготникам. Да и федеральному бюджету-
2006 пока, по словам Б.Кибирева, аплодировать рано. Хоть и
выделено на здравоохранение на 76% больше, чем в нынешнем году,
непонятно, сколько от них достанется субъектам РФ и основной
массе граждан. В этот вопрос министр так и не внес никакой
ясности, отметил депутат.
Но Зурабова явно беспокоит другое. То, что 'единороссы' не
уважили его просьбу о переносе обсуждения, а В.Путин как-то
вдруг вспомнил о здравоохранении, все это вызывает подозрения.
Не хотел бы Михаил Юрьевич превратиться в слабое звено.



Галина ПЛАТОВА.

======= cut =========================================================


Dmitry.

... "И наблюдать мне было радостно красу небес..."(с)Сенека
--- Angel System ---
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 03:39. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot