forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.PILOT

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 07.11.2018, 23:52
Boris Paleev
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию 7 ноября 1944 года в окрестностях города Ниш (Югославия)

Boris Paleev написал(а) к All в Nov 18 22:34:30 по местному времени:

Нello All!

https://aftershock.news/?q=node/699330

7 ноября 1944 года в окрестностях города Ниш (Югославия)

ср, 07/11/2018 - 21:08 | PIPL (4 года 11 месяцев)



Этот день в истории:

А теперь, читатель, познакомься с историей, случившейся 7 ноября 1944 года в окрестностях упомянутого города, уже освобождённого советскими войсками.

На здешнем аэродроме базировался 866 истребительный авиаполк 17 воздушной армии, уже отличившийся во многих схватках. В составе полка летали опытные лётчики, на счету которых было по несколько десятков боевых вылетов и сбитые вражеские самолёты.


Пилоты отдыхали в ожидании очередного задания, и оно не замедлило появиться. С утра из Ниша (он находится на реке Нишава, к юго-востоку от столицы Сербии Белграда - А.П.), по направлению на запад, начала передвижение к фронту колонна частей 6 гвардейского стрелкового корпуса, входившая в состав 3-ого Украинского фронта. Подразделения уже растянулись по шоссе на несколько километров, когда вдруг в воздухе показалась группа из 12 незнакомых самолётов.

Не теряя времени, первая "четвёрка", в строю растянутого пеленга, зашла на колонну и, сбросив сначала бомбы, с высоты 100 метров открыла пулемётный огонь. Две другие "четвёрки", дожидаясь очереди, ходили над полем боя на высоте 1500 метров.

Советские зенитчики из состава ПВО аэродрома Ниш уже определили, что атакуют нашу колонну американские тяжёлые истребители "Лайтнинг" (двухфюзеляжные, двухмоторные, с утолщениями посередине фюзеляжей и с опознавательными знаками в форме круга - А.П.), но дожидаться, пока американцы израсходуют весь свой боевой запас, не стали. Зенитчики открыли огонь по самолётам, сразу же сбив один из "Лайтнингов", который упал в километре севернее аэродрома.


Через 10 минут после начала событий, в 13.00, с аэродрома Ниш взлетела первая пара советских истребителей "Як-9": ведущий - лейтенант Кривоногих, ведомый - младший лейтенант Шипуля. Наши лётчики пошли на сближение со штурмующими колонну четырьмя самолётами "Лайтнинг". Вот как описал последующие события в боевом донесении начальник штаба 866 ИАП:

"Два самолёта "Лайтнинг" перешли в атаку на пару Кривоногих. Младший лейтенант Шипуля произвёл атаку по самолёту "Лайтнинг", зашедшему на повторную атаку наших наземных войск, и с первой же атаки зажёг его, последний с углом 40 градусов врезался в землю в 500 метрах севернее аэродрома Ниш, где и сгорел.

Лейтенант Кривоногих, отбиваясь от атаки двух самолётов "Лайтнинг", с вертикального маневра зажёг одного из них, который горящим упал в 8-10 километрах севернее аэродрома Ниш, на горе в лесном массиве.

При последующей атаке лейтенант Кривоногих зашёл в хвост следующему самолёту "Лайтнинг", по которому открыла огонь наша зенитная артиллерия. Попав в разрывы снарядов зенитной артиллерии, самолёт лейтенанта Кривоногих задымился, сделал переворот и с углом 80-85 градусов врезался в землю в 3 километрах северо-восточнее аэродрома...

В 13.05 с аэродрома взлетели 6 наших самолётов Як-9: командир авиаэскадрильи капитан Бондарь, командиры звеньев, старшие лейтенанты Сурнев, Железнов, Поциба и лётчики, лейтенант Жестовский и младший лейтенант Сердюк...


В 13.10 взлетела последняя пара Як-3 под управлением ведущего, капитана Колдунова и ведомого, лейтенанта Красюкова"...

Второй группе из шести Яков также пришлось вести бой с американскими истребителями, и только третьей удалось прекратить эту скоротечную, но жестокую схватку союзников между собой. Вот как это описано в том же донесении:

"Капитан Колдунов, вылетев, набрал высоту 2000 метров и пристроился к группе из 12 "Лайтнингов", которые подходили к аэродрому с курсом 100 градусов. Покачиванием, он дал знать, что это свой самолёт и стал указывать на свой аэродром. Самолёты "Лайтнинг" огня не вели и, развернувшись, ушли с курсом 240 градусов. В это время подходила с запада ещё группа до 60 самолётов "Лайтнинг", которая встретилась с первой группой, развернулись и пошли курсом по направлению на запад. Капитан Колдунов отошёл от группы и произвёл посадку на свой аэродром".

Извинения были приняты

Все события - от начала бомбёжки колонны американцами до окончания воздушного боя - длились не более 35 минут. Наши наземные потери составили 21 человек. Среди погибших оказался гвардии генерал-лейтенант, командир 6 гвардейского стрелкового корпуса Григорий Котов. Григорий Петрович до этой злосчастной бомбардировки прошёл гражданскую войну, участвовал в событиях на Халхин-Голе, в советско-финской войне, в Великой Отечественной был с первого дня, а нашёл вечный покой от атаки американского "Лайтнинга".


Что касается воздушных потерь, то результаты оказались такими: 5 сбитых американских самолётов и три "Яка", один из которых подожгли свои зенитчики. Два советских лётчика - лейтенант Дмитрий Кривоногих и младший лейтенант Виктор Шипуля - погибли, их трупы были обнаружены в одном - двух километрах северо-западнее города Ниш.

Лётчик с третьего сбитого "Яка", лейтенант Анатолий Жестовский, получив несколько ранений, сумел выпрыгнуть с парашютом и благополучно приземлиться. Погибших лётчиков похоронили в братской могиле рядом с аэродромом города Ниш.

Командование ВВС США вынуждено было принести извинения советскому командованию за случившееся, назвав это "досадным инцидентом". А 14 декабря 1944 года уже посол США в СССР Аверелл Гарриман - от имени президента США Рузвельта и генерала армии США Маршалла - тоже извинился "по поводу несчастного случая, происшедшего на Балканах".

После этого, не желая вносить раскол в антигитлеровскую коалицию, об инциденте у города Ниш замолчали на долгие годы, а документы по событию засекретили. Только в последнее время о Нишской трагедии стали говорить и писать открыто. Но информация, всё равно, не была полной.

И только в этом году, на запрос в Подольский архив Министерства обороны, пришёл подробный ответ, в котором были приведены копии сразу несколько документов: оперативной сводки штаба 17 Воздушной армии от 7 ноября 1944 года, донесения начальника штаба 6 гвардейского стрелкового корпуса, боевого донесения штаба 866 ИАП и других. Они и позволили нарисовать полную картину происходивших 7 ноября 1944 года событий. Но вопрос о том - что произошло: несчастный случай или заранее спланированная союзниками провокация - остаётся до сих пор открытым.

Запрос в Подольский архив был сделан Российско-сербским гуманитарным Центром, созданным на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о сотрудничестве в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения стихийных бедствий и техногенных аварий и ликвидации их последствий и официально открытым 25 апреля 2012 года. В 2014 году руководителем Центра с российской стороны был назначен известный на Орловщине генерал В.В.Сафьянов.

Резиденция Российско-сербского гуманитарного Центра находится в городе Ниш, рядом с тем самым аэродромом, вокруг которого и происходили описанные события. Братская могила погибших лётчиков Д.П.Кривоногих и В.М.Шипули - тоже расположена неподалёку. Вот почему Виктору Викторовичу Сафьянову захотелось получить более подробную информацию о событиях ноября 1944 года.

Из архивного ответа генерал узнал, что один из лётчиков, лейтенант Дмитрий Кривоногих - уроженец села Верхососенье Покровского района Орловской области. И бывает же такое - в Российско-сербском гуманитарном Центре оказался офицер, жена которого - тоже уроженка Верхососенья. Вот тогда-то, перед отпуском, были вручены Нине Киселёвой копии документов - для дальнейшей их передачи в сельскую администрацию по месту рождения погибшего Дмитрия Кривоногих.

Теперь в селе Верхососенье знают о героической жизни и трагической гибели своего земляка. Так уж вышло, что в Красной Армии Дмитрий Петрович был с июня 1941 года, а на фронт попал только в феврале 1944 года. За 9 месяцев, отведённых ему фронтовой судьбой, лейтенант Кривоногих успел совершить 53 боевых вылета и провести 12 воздушных боёв, в которых сбил 4 вражеских самолёта. Ордена Красной Звезды и Красного Знамени украшали грудь лётчика уже к началу сентября 1944 года, а потом случился бой 7 ноября - и сбитый американский самолёт, за который наград уже не было. Была братская могила в городе Ниш, где лежат уже 70 лет рядом погибшие в одном бою ведущий и его ведомый.




Авторство:
Копия чужих материалов
Использованные источники:
http://www.yaplakal.com/

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 10:30. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot