#1
|
|||
|
|||
Огонь по союзникам (1\6)
Oleg Tchernychenko написал(а) к All в Apr 05 16:27:54 по местному времени:
From: "Oleg Tchernychenko" <Lima411@vzpacifica.net> Нi All, Независимое Военное обозрение http://nvo.ng.ru/history/2005-04-08/5_attak.html 'ДРУЖЕСКИЕ' АТАКИ АМЕРИКАНСКИХ СОЮЗНИКОВ Советским летчикам было приказано на огонь отвечать сигналами Андрей Почтарев Об авторе: Андрей Николаевич Почтарев - кандидат исторических наук. История советско-американского военного сотрудничества в годы Второй мировой войны изобилует яркими примерами сотрудничества военно-воздушных сил (ВВС) двух сверхдержав. Достаточно вспомнить, что СССР получил по ленд-лизу 14 тыс. 535 американских самолетов четырнадцати типов. Большая их часть эксплуатировалась в боевых соединениях и частях ВВС Красной армии. Не случайно из 62 советских летчиков, дважды удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, 19 в разное время воевали на американских истребителях и бомбардировщиках. А из 601-го отечественного воздушного аса, одержавшего по пятнадцать и более побед в воздухе, на импортных самолетах в разное время сражались 138 человек. Кроме того, в Советский Союз из Америки было доставлено 46 тыс. 287 тонн различных запчастей, 130 тыс. 896 тонн сборно-разборных взлетно-посадочных полос, 34 комплекта авиаремонтных мастерских, большое количество другого авиатехнического имущества. Особую ценность, по признанию отечественных специалистов, представляла приобретенная авиационная военно-техническая информация, которая насчитывала около 11 тыс. 313 наименований - в виде различных описаний, инструкций, наставлений, бюллетеней, каталогов, чертежей. 89% всей этой информации было направлено заинтересованным советским организациям для ознакомления, использования и внедрения в собственное производство. Свидетельствовала о тесном сотрудничестве авиаторов СССР и США в этот период боевая деятельность на авиабазах в Абадане, Шуайбе и Маргиле в Иране (1942-1944), Фербенксе и Номе на Аляске (1942-1945) и Элизабет-Сити в Северной Каролине в Америке (1944); на Полтавском аэроузле в СССР и авиабазе Палези под Бари, что в Италии (1944). Однако отношения между союзниками отмечены не только завидными примерами отлаженного взаимодействия, взаимовыручки и дружественных отношений. Случались и трагические инциденты. К их числу можно отнести массированный налет американских ВВС на аэродром и колонну советских войск в Югославии в начале ноября 1944 года. Длительное время эта история оставалась вне поля зрения научных исследователей. Но сегодня открывшиеся документы и новые факты позволяют пролить свет на эти, казалось бы, загадочные события. "РАМЫ" С БЕЛЫМИ ЗВЕЗДАМИ Утро 8 ноября 1944 года для Сталина было омрачено неожиданным докладом заместителя начальника Генерального штаба Красной армии генерала Антонова о трагедии, произошедшей накануне в районе югославского города Ниш: в результате авианалета американских союзников погибли 34 советских военнослужащих, включая командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенанта Котова, еще 39 человек были ранены, до 20 автомашин с грузами оказались сожжены. Вот так подарок к 27-й годовщине Октябрьской революции преподнесли союзники! Верховный сразу же потребовал срочного расследования обстоятельств дела. На стол легло подробное донесение на основе материалов, подготовленных на месте командующим 17-й воздушной армией генерал-полковником авиации Судцом и начальником штаба армии генерал-майором авиации Корсаковым. В донесении сообщалось: "...установлено, что в 12 часов 40 минут 7 ноября 1944 года над городом Ниш (северо-западные окраины) курсом 120 градусов и на высоте двух тысяч метров появилась группа самолетов типа "Лайтнинг" (Р-38, "Молния"). Над аэродромом она перестроилась в растянутый правый пеленг и, спустившись на 40-50 метров, начала расстреливать автотранспорт и войска, продвигавшиеся по дороге Ниш-Алексинац-Делиград-Роянь, действуя по одному и производя по несколько заходов вдоль дороги..." Как оказалось, американские пилоты производили пулеметно-пушечный, ракетный и бомбовый огонь по подразделениям 6-го гвардейского стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, находившегося на марше. К тому времени сопротивление немцев было уже сломлено - их авиации в воздухе быть не могло. И командование средиземноморских ВВС США не могло не знать об этом. Советским командирам не сразу удалось разобраться в ситуации. Вот как вспоминал об этом бывший заместитель командира эскадрильи 707-го штурмового авиаполка 186-й штурмовой авиадивизии, Герой Советского Союза, полковник Николай Шмелев: "Утро 7 ноября выдалось погожим. Окутанный легкой дымкой город Ниш был украшен красными флагами и транспарантами. Авиаторы нашего полка стройными колоннами вышли на просторный плац. Приняв рапорт, подполковник Шевригин подал команду: "Вольно!". Заместитель командира по политчасти Сивуд вышел на середину строя и приказал 1-й и 3-й эскадрильям развернуться флангами к середине. Образовалось нечто вроде буквы "П". - Товарищи! - подчеркнуто торжественно начал подполковник Сивуд. - Сегодня весь советский народ празднует 27-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической... - "Рамы!" - прервал его чей-то возглас. - Фашисты пикируют на наш аэродром! Все, как по команде, повернули головы на юг. Из-за гор вылетела большая группа двухкилевых самолетов. Некоторые из них уже свалились в пике. Послышались глухие разрывы. Один за другим на аэродром пикировали и остальные. - Разойдись! В укрытия! - скомандовал Шевригин. - Знамя в штаб! - распорядился подполковник Лопаткин. - Ничего не понимаю, - развел руками Сивуд, когда мы вместе добежали до щели, отрытой возле забора. - 40 самолетов! Откуда они могли взяться? И не только Василий - все мы были удивлены и озадачены. Ведь каждый знал, что на нашем участке у фашистов не было и нет такого количества авиации. А тут - целая армада! Супонин, Орлов и я, выбравшись из щели, встали под деревом. До аэродрома - около двух километров. Мы видели, как "рамы" одна за другой продолжали пикировать, штурмуя стоянки наших самолетов... И вот они уже совсем близко. - Так это же не немцы, это американцы! Союзники! - закричали наши летчики, когда на двухкилевых самолетах стали отчетливо видны опознавательные знаки ВВС США. Да, это действительно были американские "Лайтнинги". Blue Sky. mail to: Lima411@vzpacifica.net --- ifmail v.2.15dev5.3 |