forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 01.08.2019, 13:14
Oleg A. Kozhedub
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию История неудавшейся провокации

Oleg A. Kozhedub написал(а) к All в Aug 19 11:21:50 по местному времени:

Приветствую Вас, All !

А кто-то ещё верит в сказки про "белых и пушистых" янки, которые
в провокации ни-ни ?

https://warspot.ru/4496-istoriya-neu...ya-provokatsii

============================================================================

Банальная фраза "бойтесь своих желаний - они имеют свойство сбываться" идеально подходит к обстоятельствам подготовки одной из операций американского флота, которая проводилась непосредственно перед случившимся 7 декабря 1941 года вступлением США во Вторую мировую войну. Собираясь спровоцировать японский флот на агрессивные действия против слабовооружённого судна-"приманки", американцы и не подозревали, что японцы ни в какой провокации не нуждаются.

Авторы

Примечание 20 должно быть либо переписано так, чтобы
соответствовать фактам, либо следует убрать его вообще;
это не та часть нашей истории, которой следует гордиться.

Из замечаний адмирала Т. Ч. Харта к 3 тому "Истории
военно-морских операций США во Второй мировой войне"

В первых числах декабря 1941 года американские подводники и пилоты патрульных летающих лодок "Каталина" продолжали отслеживать массированную переброску японских войск в районы сосредоточения - на острова Формоза, Сайпан и Палау, в порты Южного Индокитая, а также в Сиамский залив. Транспортировку морем около 400 000 человек с соответствующим количеством лошадей, техники, вооружения и предметов снабжения невозможно было скрыть даже во времена, не знавшие разведывательных спутников.


На проходившем 2 декабря в Белом доме большом совещании с участием президента США Франклина Д. Рузвельта и ключевых министров все присутствующие согласились с выводами разведки: Японская империя в ближайшие дни развяжет боевые действия в Юго-Восточной Азии. Однако оставалось неясным, подвергнутся ли нападению аме-ри-кан-ские вла-де-ния в регионе - Филиппины, а также военные базы на острове Гуам и атолле Уэйк - или японцы поначалу ограничатся лишь бри-тан-ски-ми и голландскими колониями.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.c...039/content/bi g_pacific-0146cff33733b3b3b717cd5c3b4b1e9f.png
Политическая карта Тихоокеанского региона на начало войны. (Иллюстрация автора)

Здесь стoит напомнить, что на тот момент Соединённые Штаты не были связаны с данными странами никакими союзническими обязательствами, поэтому при подобном развитии событий у них не имелось бы законного повода для вступления в этот конфликт. Проведённые накануне опросы показывали, что хотя большинство американцев и поддерживало линию администрации на сдерживание японской агрессии, лишь немногие одобрили бы вступление США во Вторую мировую войну. Ситуация в Конгрессе, который должен был бы утвердить подобное решение, была не лучше. Единственным, что могло изменить общественное мнение в нужном команде Рузвельта направлении, было прямое нападение японцев на американскую территорию. Или, как минимум, на американские корабли.

По окончании совещания начальник Генштаба ВМС США адмирал Гарольд Р. Старк подготовил и отправил один из самых странных и двусмысленных приказов в своей карьере. Приказ был адресован Главнокомандующему базировавшегося на Филиппины Азиатского флота США адмиралу Томасу Ч. Харту:

Президент распорядился, чтобы насколько можно быстрее, в пределах двух дней, были предприняты следующие меры. [:] Зафрахтовать три небольших судна для, цитата: "оборонительно-информационного патрулирования", конец цитаты. Для обозначения принадлежности данных судов к ВМС США будет достаточно следующих минимальных требований: офицеры флота в качестве командиров и вооружение из лёгких пулемётов. Могут быть использованы экипажи из филиппинцев с минимальным задействованием личного состава ВМС, в чью задачу будет входить наблюдение и доклад по радио о действиях японцев в Южно-Китайском море и Сиамском заливе. [:]

В приказе также уточнялись три района патрулирования у южного побережья Индокитая, расположенных точно на основных маршрутах японских конвоев, занятых переброской войск. Хоть адмирал Старк и спрятался за придуманный Рузвельтом достаточно нелепый термин, и он, и получатель данного приказа прекрасно понимали, о чём на самом деле идёт речь. В случае начала боевых действий, даже не затрагивающих американские владения в регионе, малоценные суда откровенно подставлялись под огонь японских кораблей и авиации с тем, чтобы использовать гибель "кораблей ВМС США" в качестве casus belli, а также для переформатирования общественного мнения как в США, так и на Филиппинах.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.c...057/content/au thors-857d380dd2cedc56768df9e74851ad93.jpg
Слева направо - президент США Франклин Д. Рузвельт, адмирал Гарольд Р. Старк, адмирал Томас Ч. Харт

Кому-то может показаться особо циничным пожелание укомплектовать эти малоценные суда-"наживки" столь же малоценными экипажами "из туземцев", но на самом деле всё было ещё циничней. Данное пожелание было продиктовано вовсе не заботой о бесценных жизнях американских моряков, а тоже банальной политикой. Важной сухопутной военной силой на архипелаге являлись находившиеся под американским командованием филиппинские части - за счёт мобилизации местного населения их численность планировалось нарастить до 120 000 человек. Поэтому для обеспечения поддержки со стороны местной администрации и населения было желательно, чтобы на "кораблях" под звёздно-полосатым флагом от рук "коварных японцев" погибли в том числе и филиппинцы.

Исполнители

Данный приказ ожидаемо не вызвал приступа энтузиазма у Главкома Азиатского флота США адмирала Харта, первой реакций которого был следующий ответ: "Невозможно за два дня зафрахтовать и подготовить суда". Однако приказ президента есть приказ президента, и адмиралу пришлось заняться классическим "изысканием внутренних резервов", каковые, конечно же, были найдены. Но единственным судном, более или менее подходящим под указанные критерии и готовым к немедленному выходу, оказалась: служебная паровая яхта, "праздничный флагман" самогo Главкома Азиатского флота.

Это было 710-тонное двухтрубное судно PY-10 "Изабель" 1917 года постройки, успевшее поучаствовать в Первой мировой войне, побыв сначала вспомогательным эсминцем, а затем патрульным судном. Кроме прочего, "Изабель" имела не слишком бросающееся в глаза вооружение: два 76-мм/50 орудия, две 76-мм/23 зенитки и пару 7,62-мм пулемётов "Льюис". Однако, как докладывал командованию адмирал Харт, "у неё слишком маленький радиус действия для того, чтобы чего-то добиться, а с тех пор, как у нас так сократилось количество быстроходных кораблей, её потеря будет чувствительной".

https://warspot-asset.s3.amazonaws.c...040/content/80 -g-1017189-ce53659b79f9a01c5a90bb2ec0e9eda8.jpg
Флагман Азиатского флота США "Изабель" (PY-10) в гавани Манилы, Филиппины, 1935 г.
Источник: Сollections of the National Archives, Official U.S. Navy Photograph # 80-G-1017189.

Адмиральский катер яхты был заменён более практичным вельботом и дополнительными спасательными плотиками. Все стандартные флотские кодовые книги были оставлены на берегу, их заменил простой список условных сигналов. Командир судна, капитан-лейтенант Джон Пэйн, был проинструктирован в случае нападения открывать ответный огонь и прорываться на Филиппины, но ни в коем случае не допустить сдачи судна - в случае угрозы захвата оно должно было быть затоплено. Как и было предписано, экипаж был пополнен пятью филиппинцами, и 3 декабря 1941 года судно-"наживка" вышло из Манильского залива и взяло курс на запад, в направлении главного опорного пункта японского флота в Южном Индокитае - порта Камрань. Поход был "залегендирован" поиском якобы пропавшей летающей лодки "Каталина".

К счастью, "Изабели" не суждено было повторить судьбу американской речной канонерки PR-5 "Пэнэй", то ли по ошибке, то ли из-за избытка молодецкой удали потопленной японскими палубными бомбардировщиками и истребителями в Китае, на реке Янцзы, четырьмя годами ранее. Спустя два дня после выхода с Филиппин патрульное судно приступило к выполнению своей "оборонительно-информационной" миссии в 22 милях от побережья Индокитая. "Изабель" наблюдала японские корабли и суда. Но японцы хоть и совершили несколько облётов яхты патрульными гидросамолётами "Аити" E13A, похоже, совершенно не собирались "клевать на наживку" и атаковать назойливый американский кораблик, так что уже вечером 6 декабря "Изабель" получила приказ возвращаться.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.c...041/content/nh -101786-4a0664790c720c9b38f9d2e2fbddd053.jpg
Вспомогательная шхуна "Ланикаи" (на тот момент "Гермес"), Пёрл-Харбор, 1918 г.
Источник: U.S. Naval Нistory and Нeritage Command Photograph # NН 101786

Тем временем, в главной базе Азиатского флота США в Кавите (Манильский залив) шла лихорадочная подготовка двух судов, уже точно соответствующих требованиям приказа. Первым из них была 150-тонная двухмачтовая шхуна "Ланикаи" 1914 года постройки. На ней были установлены 3-фунтовое (47-мм) орудие "Гочкис" образца аж 1885 года, 12,7-мм пулемёт "Браунинг" и 7,62-мм "Льюис". Уже 5 декабря 1941 года "новое" патрульное судно было официально принято в состав ВМС США (а точнее, вернулось в него, с учётом патрульной службы в годы Первой мировой).

Команда "Ланикаи" была набрана из филиппинских добровольцев, а командиром был назначен уроженец Манилы капитан-лейтенант Кемп Толли. Полученный им приказ предписывал "патрулировать выход из бухты Камрань и доложить о курсе Японского флота в случае его выхода". Особую пикантность данному приказу придавал неисправный радиопередатчик шхуны - на его ремонт уже не оставалось времени. Ещё одну зафрахтованную шхуну "Молли Мур" так и не успели подготовить и принять в состав флота, поэтому о ней почти ничего не известно.

Вечером 7 декабря 1941 года (по времени Восточного полушария) "Ланикаи" направилась к выходу из Манильского залива, где встала на якорь дожидаться рассвета - проходить минные заграждения в темноте было слишком рискованно. Но уже в 03:28 в радиоэфире прозвучали известные всем слова: "Воздушная атака Пёрл-Харбора. Это не учения". В далёкой главной базе Тихоокеанского флота США наступало утро 7 декабря Западного полушария. Необходимость в провокациях отпала сама собой, и поход "Ланикаи" был отменён.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.c...042/content/ke mptolley__commander__usnavy-f9fa567dc6bc03dc029053b3fdfaa87e.jpg
Капитан 2-го ранга Кемп Толли во время службы помощником военно-морского атташе США в Москве, 1944 г.
Иллюстрация из книги "Caviar and Commissars: The Experiences of a U.S. Naval Officer in Stalin's Russia" by Kemp Tolley

Можно лишь гадать, понимал ли командир "Изабели" капитан-лейтенант Джон Пэйн истинную цель своего странного похода накануне войны. Скорее всего, нет. По крайней мере, его "коллега", командир "Ланикаи" (капитан-лейтенант Толли успел послужить, в том числе, и помощником военно-морского атташе в Москве, выйти в отставку контр-адмиралом и написать три книги), в своей статье, посвящённой этому эпизоду, пишет, что совершенно не понимал смысла подобной "разведки". Особенно с учётом того, что в распоряжении командования Азиатского флота США в изобилии имелись и более подходящих для этой задачи силы и средства: подводные лодки и патрульные "Каталины", имевшие, в отличии от "Ланикаи", хотя бы исправные радиостанции. Бывший начальник Разведуправления Тихоокеанского флота США контр-адмирал Эдвин Лэйтон прямо утверждал, что молодых офицеров "использовали втёмную":

:но и он, и филиппинские добровольцы, ухватившиеся за шанс надеть флотскую униформу, вряд ли испытали бы прилив энтузиазма, если бы осознавали, что им была предназначена роль рыболовной наживки.

Это подтвердил и сам адмирал Харт, когда во время одной из встреч представил контр-адмирала в отставке Кемпа Толли как "молодого человека, которого я как-то был вынужден отправить с билетом в один конец". На прямой вопрос: "Вы тоже считаете, что наша миссия была наживкой для инцидента, для casus belli?" - адмирал Харт ответил не менее прямо:

Да, считаю что наживкой. И мог бы привести доказательства. Но не стану этого делать. И вы тоже не пытайтесь.

Эпилог
Было бы нелепо сейчас клеймить наших союзников по Антигитлеровской коалиции как "поджигателей войны" в Тихом океане. К моменту отправки приказа адмирала Старка авианосцы и корабли эскорта Дай-ити кидо бутай - Первого Мобильного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо - уже шесть дней находились на пути к Пёрл-Харбору. По иронии судьбы, в тот день ими тоже был получен важный приказ. Это была знаменитая радиограмма "Поднимайтесь на гору Ниитака 1208", назначавшая дату начала боевых действий: 8 декабря 1941 года (7 декабря в западном полушарии).

Как оказалось, японцы и в тот раз совершенно не нуждались в чьих-либо подсказках, провокациях или casus belli для развязывания давно запланированной ими войны, по привычке не заморачиваясь глупыми условностями вроде формального её объявления. Очевидно, что и Советскому Союзу вступление США во Вторую мировую было объективно выгодным - как минимум из соображений безопасности советского Дальнего Востока, где вероятность японского вторжения снижалась теперь почти до нуля. Просто не стoит забывать, что "большая политика" никогда и нигде не делалась в белых перчатках.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.c...056/content/ni itaka-701b766bf1b7996036e43ea1d5b1fbb5.jpg
Радиограмма, действительно ставшая "спусковым крючком" Тихоокеанской войны

Сам текст сообщения:
???????????
"Ниитака-яма ноборэ 1208"
находится в 6-й колонке

А оба маленьких кораблика, несмотря на уготованную им участь "жертвенных агнцев", благополучно прослужили на Тихом океане до самого конца войны, в меру своих скромных сил приближая победу. PY-10 "Изабель", построенная когда-то как личная яхта автомобильного магната Джона Виллиса, занималась патрулированием, проводкой через минные заграждения и спасением моряков с потопленных японцами судов. Вместе с остатками Азиатского флота "Изабель" отступила на Яву, откуда, в отличие от многих кораблей и судов ABDA, сумела прорваться в Австралию, где продолжила службу в составе Командования подводными силами юго-западного района Тихого океана. Шхуну "Ланикаи" постигла схожая судьба, с той лишь разницей, что после прорыва с Явы и ремонта, она была передана в состав ВМС Австралии. Оба судна были исключены из состава ВМС в 1946 году, после чего одно пошло на слом, а другое затонуло во время тайфуна.
============================================================================


Oleg A. Kozhedub

--- GoldED+/W32-MSVC 1.1.5-b20060326
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 07:28. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot