forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > RU.AVIATION

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 02.04.2019, 20:03
Boris Paleev
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Сбитый F-117: как потратить $ 3 трлн. за методичку стоимостью 10 копеек

Boris Paleev написал(а) к All в Apr 19 15:04:42 по местному времени:

Нello All!

https://cont.ws/@sensei/1281452

sensei Сегодня 03:12 ? 849

Сбитый F-117: как потратить $ 3 трлн. за методичку стоимостью 10 копеек
Средства ПВО развиваются быстрее, чем снижается заметность стелс-истребителей



20 лет назад, 27 марта 1999 года, близ сербской деревни Буджановцы в 40 км к западу от Белграда ПВО Югославии сбили американский сверхсекретный самолёт-невидимку F-117A Night Нaw ("Ночной ястреб"). Об этой истории написано достаточно много и подробно, поэтому нет особой необходимости повторяться. В то же время отметим, что "Ночной ястреб" разрабатывался специально для уничтожения советской системы ПВО, чтобы открыть небо для остальных бомбардировщиков ВВС США.

В те годы, когда США праздновали победу в холодной войне, F-117 пользовался огромной популярностью у американцев за его зловещий внешний вид, а благодаря пропаганде "Ночного ястреба" американцы свято верили в свою непобедимость в сражениях с любым врагом.

Кто не знает: разработчиком концепции самолетов-невидимок был молодой советский ученый Петр Уфимцев, который в 1962 году опубликовал методичку "Метод краевых волн в физической теории дифракции". В ней приводился расчет радиолокационного сечения объектов, в том числе, насколько они видимы на радаре.

Как пишет National Interest, Пентагон выразил заочно огромную признательность Уфимцову, и в 1970-х годах Lockheed Martin начал работать над проектом Нave Blue по созданию самолета с наименьшим радиолокационным поперечным сечением. Кстати, десятилетие спустя - в 1990 году, американцы "перекупили" автора методички, предложив ему сотрудничество с военно-промышленной компанией Northrop Grumman.

Но разработанный штурмовик F-117 оказался слишком сложным в управлении, что и было главной причиной дезориентации летчиков. Конструкция лайнера была аэродинамически нестабильной и, как следствие, перегружена аппаратными системами. После многочисленных доводок "Ночной ястреб" имел фантастический по тем временам ценник - $ 111 млн. за самолет.

Для придания визуальной невидимости (не только на радарах) F-117 покрасили в черный цвет и сделали ночным самолетом. В его отсеках могли поместиться две 900-кг бомбы с лазерным наведением. Вскоре компания Lockheed Martin попыталась продавить более модернизированную версию "Ночного ястреба", оснастив самолет мощными двигателями F414, что позволило увеличить в два раза полезную нагрузку, включая ракеты "воздух-воздух". Но Пентагон достаточно жестко ответил отказом.

Военное применение F-117 не заладилось с самого начало. Бомбежку террористов в Ливане в качестве акции возмездия за уничтожение 220 морпехов в 1983 году в бейрутских казармах отменили за 45 минут. Что-то пошло не так в Панаме в 1989 году во время удара "Ночного ястреба" по базе лидера повстанцев Мануэля Норьеги. Летчики попутали цели, поубивав мирных жителей.

Звездный час F-117 пробил во время операции "Буря в пустыне", когда вылеты "Ночных ястребов" нанесли невосполнимый ущерб всей системе ПВО иракской армии, тем самым создав преимущество в воздухе. Вашингтон поспешил назвать этот самолет "неуязвимой платформой". В то же время доклад ВВС США свидетельствует, что точность попадания не превышала 60%, несмотря на то, что никто летчикам не мешал.

Однако перехват сербами "летающего крыла" в Югославии оказал эффект холодного душа на генералов Пентагона. Дальнейшие результаты расследования показали: расчет югославского ПВО обнаружил F-117 на своих устаревших радарах комплекса С-125, хотя разработчики утверждали, что "это невозможно".

Сбитый "Ночной ястреб" ударился о землю на низкой скорости, в результате чего корпус, оказавшись в значительной степени неповрежденным, был предоставлен российским специалистам для изучения, в том числе "стелс-технологий".

Стало также известно как минимум об одном случае, когда в небе Югославии F-117 был атакован МиГ-29. От неминуемой гибели "Ночного Ястреба" спас сопровождающий его истребитель F-16, который перехватил ракету "воздух-воздух". Появилась даже сербская шутка - "мы не знали, что это невидимка". Уже тогда эксперты успех "Ночного ястреба" в Ираке стали объяснять не чудо техникой, а непрофессиональными действиями местной ПВО.

Как раз в это время в ПВО России стали поступать более эффективные комплексы "Бук", С-300ПУ-1, С-300 В и С-300ПУ-2. Будь в то время они у сербов, не факт, что янки смогли бы безнаказанно бомбить Югославию.


Еще одним разочарованием американцев стала неудачная попытка ликвидировать с помощью F-117 Саддама Хусейна 19 марта 2003 года, за день до начала второй войны с Ираком. И вот тогда в Пентагоне "Ночному ястребу" припомнили 7 катастроф из 64 выпущенных F-117, в результате которых погибли 3 пилота ВВС США.

Итог тайных разбирательств был закономерен: в 2008 году "Ночной ястреб" был отправлен на "пенсию", как минимум на несколько лет раньше расчетного времени. Официальное объяснение прозвучало так: на смену F-117 пришел истребитель F-22 Raptor, который и быстрее, и мощнее, и даже менее видимый.

Но, похоже, не без учета сербского инцидента с "Ночным ястребом" позже был прекращен выпуск и Raptor, как самолета, чья заоблачная стоимость не оправдывает функционала по преодолению любых ПВО. Еще одну ложку дегтя добавили иранцы, когда в 2011 году успешно сбили беспилотник-невидимку RQ-170, который по габаритам был меньше, чем "Ночной ястреб", и обладал радиолокационным сечением на уровне новейшего F-35 Lighting II.

Напомним, иранская копия RQ-170 - БПЛА Shahed-171, в феврале 2018 года была перехвачена истребителями ВВС Израиля, после того, как аппарат несколько раз успешно уклонился от ракет-перехватчиков американских батарей Patriot. Это означало, что американские ноу-хау по снижению радиолокационной заметности стали известны противникам США.

Бросается в глаза, что F-22 и F-35 не применялись в серьезных миссиях, например, весной 2014 года в Крыму, когда полуостров еще не вошел в состав России. Кроме того, на американских истребителях 5-го поколения вдруг начали устанавливать ракеты-приманки, хотя изначально они не планировались. Мол, зачем, если машины не видны на радарах?

Потом выяснилось: как и в случае с F-117, Raptor и Lighting II из разряда "невидимок" были переведены в малозаметные самолеты.

Таким образом, за прошедшие 20 лет после перехвата сербскими зенитчиками хваленного "Ночного ястреба", российские средства ПВО развивались быстрее и эффективнее, чем американские стелс-технологии, концепция которой была опубликована в 1962 году.

Безусловно, малозаметность играет свою роль в повышении живучести, тем не менее, огромные средства, потраченные на разработку F-22 и F-35, видимо, себя не оправдали.

В серьезный бой "бриллиантовые" или "золотые" самолеты отправлять опасно - слишком дорого обойдутся потери.

Ирония судьбы, однако, заключается в том, что США потратили, по меньшей мере, около $ 3 трлн., чтобы воплотить в железо идеи, опубликованные еще в 1962 году в методичке Петра Уфимцева стоимостью 10 копеек.

https://svpressa.ru/war21/article/228937/


Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 10:36. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot