|
#1
|
|||
|
|||
Соль - на золоте Звезды. Часть 2
Boris Paleev написал(а) к All в Sep 06 10:49:02 по местному времени:
Нello All! Соль - на золоте Звезды. Часть 2 01/09/2006 11:57 Виктор Литовкин, РИА Новости (Продолжение. Часть 1 читайте здесь.) ЧП с ЭДУ ...Самолет легко взлетел, без проблем набрал нужную скорость, занял заданный эшелон на высоте в две тысячи пятьсот метров. И в тот момент, когда кавалькада машин с большими государственными начальниками взяла курс на Гостомысль, помчалась встречать <новорожденного> на земле, на борту <семидесятого> произошло ЧП. Какое именно, Андронов объяснять отказался. - Не имею на это права, - сказал он и добавил. - Напишите просто <система управления самолета сработала нештатно>. Как именно, мне потом объяснили другие люди. На Ан-70-м впервые в мире на транспортных машинах применена система ЭДУ (электро-дистанционного управления). То есть движением рулей киля и стабилизатора управляют не металлические тяги, которые передают усилие пилота от штурвала до крыльев, а по тоненьким электропроводам только цифровая электронно-вычислительная машина. До этого подобная система управления устанавливалась лишь на истребителе-перехватчике Су-27 и его более поздних модификациях и на стратегических бомбардировщиках. Она-то и дала сбой. По иронии судьбы, такого не должно произойти ни при какой погоде. Система многократно дублирована. Ее отказ, в отличие от других систем и агрегатов самолета, даже не предусматривался бортовыми инструкциями. У летчиков-испытателей не было никаких указаний, как реагировать на такую ситуацию. А реагировать пришлось мгновенно. <Семидесятый> клюнул носом и, стремительно набирая скорость, понесся к земле. Как сказано в представлении Андронова к званию Героя России, <возникла угроза разрушения самолета и гибели экипажа>. Первым неполадки в электро-дистанционной системе управления почувствовал Галуненко. Он сидел в кресле левого летчика и держал в руках штурвал. - В <продоле> непорядок, - крикнул в ларингофоны Александр. Анатолий Андронов (правый летчик) в этот момент управлял рычагами работы двигателей. И тоже уловил странное поведение самолета. Потянул штурвал на себя, помогая Галуненко выровнять машину, но та не слушалась рулей. Заволновался бортинженер Владимир Чепель. Ткнул пальцем в козырек над остеклением кабины. Там, на табло индикации должен был загореться сигнал <Отказ системы управления>. Но ничего этого не произошло. Значит, автоматика не уловила сбой? Что-то не так в ее математической программе? Гадать было некогда. Надо спасать машину и, естественно, себя. Для того, чтобы позаботиться о себе у них было все - парашюты, аварийная шахта, несколько сотен метров высоты и последние секунды оставшегося до встречи с землей стремительно тающего времени. Но они понимали, что произойдет, если прыгать все же придется. И согласиться на такой вариант не могли до последнего. Решение приняли даже не на словах, - взглядом. Командиры кивнули друг другу: - Выключаем автоматику. Володя Чепель пробежал пальцами по тумблерам ЭДУ и включил последнее, что у них оставалось - систему, на которой никто еще никогда не летал, ГДУ (систему гидро-дистанционного управления, состоящую из тоненьких трубочек, заполненных под давлением авиационным маслом). Такая установлена только на <стратегах>. Предназначена для того, чтобы во время войны, если в воздушном бою выйдет из строя вся электроника, экипаж мог выровнять бомбардировщик, пустить в цель крылатую ракету с ядерным боезарядом, и тут же покинуть уже бесполезную машину. В инструкции <стратегов> так и записано <для завершения боевой задачи и покидания самолета>. Считалось, что на ГДУ посадить бомбардировщик нельзя ни при какой погоде. На Ан-70 все же собирались впервые в мире приспособить ГДУ для аварийной посадки. Но такое испытание системы планировалось провести только в конце программы. Никак не в первом полете. Никто не мог предположить, что Андронову и Галуненко придется включать ее сразу же. Самолет крепко встряхнуло. Страшная перегрузка вдавила пилотов в кресла, даже пальцы на руках едва шевелились, но Андронов вдруг с облегчением почувствовал, что их <семидесятка> все же слушается руля. Не так легко, как на автомате, но все же слушается. Безукоризненно. - Что будем делать, Саша? - спросил он. - Садимся? - Конечно, - ответил Галуненко. Они передали на землю, что произошел отказ электро-дистанционной системы управления, и им пришлось включать гидро-дистанционную, запросили добро на посадку. Получили его. Потом прорепетировали в воздухе заход на взлетно-посадочную полосу. <Семидесятка> вела себя превосходно. Я спросил у Андронова, что он ощущал в те секунды, когда отказала система управления. - Ничего, кроме ответственности за судьбу машины, - как-то очень буднично ответил он. - И надежду, что все еще есть возможность ее спасти. Единственную, но возможную. Мы с Галуненко сумели ее найти. А переживания пришли много позже. Уже на земле. Он рассказал, что после испытания (в тот день, что Балабуев вымолил у Господа!) узнал, что его приглашал на свадьбу сын. Так получилось. Андрей живет со своей матерью - первой женой Анатолия под Астраханью, в Ахтубинске, где Андронов вырос и лейтенантом начинал летать. И сообщить оттуда в Киев, что женится, сын не смог. Полковник услышал о свадьбе своего первенца, когда она уже состоялась. Потом в Москве они ее сыграли еще раз. Но... - Проснулся как-то ночью, - говорит Андронов, - и думаю: а мог ведь никогда не побывать на свадьбе сына. Почему-то на душе стало очень грустно. ...Журналисты, теле- и кинооператоры, генералы, депутаты и правительственные чиновники опоздали на аэродром к приземлению Ан-70-го. Им о происшедшем в небе ЧП никто ничего не рассказывал. И практически до сегодняшнего дня о <нештатном происшествии> в первом полете нового самолета знал только очень узкий круг специалистов. Даже тогдашнему президенту Украины Леониду Кучме Генеральный конструктор ОКБ Антонова Петр Балабуев доложил о спасении этого самолета экипажем Галуненко-Андронова не на аэродроме, а несколько дней спустя, во время личной аудиенции в кабинете Кучмы в Мариинском дворце на Печерске. Извинился, что не смог это сделать сразу. Объяснил, почему промолчал. Рассказал, что сделали русский и украинский летчики-испытатели, чтобы их машина жила и летала. Леонид Данилович распорядился представить экипаж к наградам, а потом вручил Александру Галуненко и Анатолию Андронову высший орден Украины <За мужество>. - Жаль, что у нас в стране нет звания Героя Украины, - сказал он на той церемонии летчикам-испытателям. - Вы его достойны. А российскому президенту Борису Ельцину об этом подвиге полковника Анатолия Андронова и его украинского коллеги Александра Галуненко рассказал главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин на Московском международном авиакосмическом салоне в Жуковском, на МАКС-97. Андронов и Галуненко как раз на глазах президента России отлетали в небе Жуковского выставочную программу на том самом Ан-70, что <клевал> у них носом в Святошино. Дейнекин, только что услышавший, что стал Героем России, подвел Бориса Ельцина к экипажу <семидесятки>, познакомил с офицерами. Сказал, что те четыре месяца назад буквально вытащили уникальную машину с того света, спасли российско-украинский проект, который должен стать лидером мирового авиастроения в ХХ1 веке. Ельцин искренне удивился: -А почему ваш полковник еще не Герой? Ему не стали рассказывать, что представление на присвоение Анатолию Андронову звания Героя России <ходит> по высоким правительственным кабинетам уже больше года. И попало оно туда намного раньше, чем он совершил свой очередной подвиг над аэродромами Святошино и Гостомысль. (продолжение следует) дизайн, программирование и наполнение c "2005 "РИА НОВОСТИ" Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |