|
#1
|
|||
|
|||
Его 17 космических зорь
Dmitry Shtogrin написал(а) к All в Sep 05 07:14:00 по местному времени:
ANGEL шлёт тебе привет о All! ======= cut =========================================================== "СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 122 (12734), вторник, 13 сентября 2005 г. Его 17 космических зорь Космонавту Герману Титову исполнилось 70 лет со дня рождения Герман Титов родился на Алтае в семье учителя. После десятого класса поступил в школу первоначального обучения летчиков. Уехал туда из родного села с мечтой научиться летать на реактивных самолетах, выполнять сложнейшие фигуры группового пилотажа. Но сначала пришлось учиться летать на учебном Як-18. Как позднее признавался Титов, даже такой самолет казался тогда очень сложным. Уже прославленным летчиком-космонавтом Герман Титов вспоминал свой самый первый полет. Говорил, что птицей себя, вопреки расхожему мнению, не почувствовал, ведь полет - это прежде всего работа. Не о небесной красоте были тогда мысли курсанта, а о приборах и движениях инструктора, за которыми надо успеть уследить и запомнить. 'Уж если говорить о том, чем запомнился мне первый полет с инструктором, так это тем, что при посадке мы едва не разбились', - писал Титов. Приземляясь, самолет чуть не налетел на неожиданно возникшее препятствие перед взлетно- посадочной полосой, от столкновения спасла быстрота реакции и мастерство инструктора Гонышева. 'И так бывает', - спокойно прокомментировал он на земле. ...Авиашколу Титов закончил с отличными оценками по всем предметам - 'и на земле, и в воздухе'. 'Пилотажные фигуры, скорости, перегрузки' - вот что привлекало тогда его больше всего, и следующим этапом обучения стало училище летчиков- истребителей. 'Следует обратить внимание на этого курсанта, из него в дальнейшем получится отличный летчик. Летает смело, уверенно', - такую характеристику получил Герман Титов. Наконец- то сбывалась его давняя мечта - на боевом реактивном истребителе он выполняет фигуры пилотажа, учится вести воздушный бой. После первых же полетов стало понятно - из-за высоких скоростей все необходимые действия летчик должен выполнять значительно быстрее, каждое движение должно быть доведено до автоматизма. Однако и с новыми, более сложными задачами Титов научился справляться на 'отлично'. По окончании училища лейтенант Герман Титов был направлен служить под Ленинград. Хоть и готов он был 'поехать на любые земли, туда, где нужен в небе стремительный посвист воздушного стража - самолета-истребителя, где нужен ратный труд воздушного воина', все же назначение обрадовало - 'простой алтайский паренек' хотел охранять небо легендарного города. 'Сложная первоклассная машина' подчиняется твоей воле - вот в чем, по Титову, романтика профессии летчика. То же чувство он испытает при полете на космическом корабле. Шел 1957 год - в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Значит, скоро должен полететь человек. С 1960 года Герман Титов - в отряде космонавтов. Летчики из разных частей, собранные вместе, проходили испытание за испытанием - вращение на центрифуге, испытания на вибростенде. Несколько дней провел Титов в сурдокамере - в абсолютной тишине, чтобы понять, как это непривычное состояние действует на человеческую психику. И еще - многочисленные теоретические занятия и серьезная спортивная подготовка. Первым в космос полетел Юрий Гагарин. Титов был его дублером. Во второй раз советский космический корабль стартовал 6 августа 1961 года. На борту - летчик-космонавт Герман Титов. Принципиальным был вопрос о продолжительности второго полета. Варианта было два - сделать три витка или летать целые сутки. Королев настоял на суточном полете. Дело в том, что полет Титова должен был показать, может ли человек в условиях невесомости нормально жить и работать. Задача полета 'Востока-2', писал Титов, состояла в исследовании влияния на человеческий организм длительного полета по орбите. Поэтому космонавту предстояло в космосе проделать все самые обыкновенные действия человека: пообедать, сделать зарядку, поспать. Космический сон был запланирован с 18:30 до 2 часов ночи. 'Вы как хотите, а я ложусь спать!' - безапелляционно заявил Титов, когда часы показывали предполагаемое время сна. Радиосвязь на время сна космонавта была прекращена. Поначалу он несколько раз просыпался - мешали приподнявшиеся в невесомости руки. В 2:30 Титов не вышел на связь. Объяснение оказалось самое простое - если в космосе можно спать, значит, можно и проспать намеченный подъем. На борту космического корабля Титов совершал и другие 'несерьезные' действия - например, рисовал в бортовом журнале геометрические фигуры, пробуя, так же ли они получаются, как на Земле. Космонавт должен был использовать ручное управление кораблем. Еще до космоса, когда Титов летал на истребителе, полеты по приборам в сложных метеоусловиях и в темное время суток казались ему чрезвычайно увлекательными. Управление 'Востоком-2' оказалось для него тем же самым. Кроме того, в его обязанности входило ведение наблюдений за нашей планетой через иллюминатор. Перед полетом он научился пользоваться кинокамерой, 'чтобы в космосе можно было запечатлеть все то, что увижу'. В иллюминаторе - слепящий солнечный шар, который сменяется кромешной тьмой, а в ней 'точно яркие алмазы на черном бархате' горят звезды. А на Земле - ленты рек, горные хребты, огромные массивы тайги. После полета в космос Титов с отличием окончил Военно- воздушную академию имени Жуковского, Академию Генштаба, потом занимал ряд важных постов в Министерстве обороны. Он ушел из армии в 1991 году, после развала Советского Союза. На его глазах и при его непосредственном участии СССР стал космической державой, последние же десять лет своей жизни он боролся за спасение отечественных космических программ в качестве президента Федерации космонавтики России и депутата Госдумы от КПРФ. Свой космический полет Герман Титов всегда считал 'не подвигом, а своим долгом, долгом воина, гражданина Советского Союза, своей обязанностью, работой'. А когда на одной из пресс-конференций после полета в космос его спросили, что бы он посоветовал американским астронавтам, чьи космические успехи терялись на фоне достижений СССР, Титов ответил: чтобы выбраться на орбитальные полеты, нужно иметь 'надежную стартовую площадку'. И посоветовал американцам строить социализм. Потому что '220 миллионов советских людей', - вот сила, которая поднимала к звездам советские космические корабли. Ольга ГАРБУЗ. ======= cut ========================================================= Dmitry. ... "И наблюдать мне было радостно красу небес..."(с)Сенека --- Angel System --- |