|
#1
|
|||
|
|||
Да экономика-то у нас не плановая!
Uncle Sasha написал(а) к All в Mar 21 10:02:13 по местному времени:
Dear All, https://www.rosbalt.ru/blogs/2021/03/22/1893174.html Не всякая скромность украшает правительство Новые цели правительства РФ стали менее конкретными и менее амбициозными. Особенно это касается понятных и количественно измеримых целей в части уровня жизни населения. Недавно правительство разработало "Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года". Напомню, что немногим ранее президент издал указ об этих самых национальных целях, который скромно пересмотрел его прошлый аналогичный указ. Достижение большинства целей было передвинуто с 2024 на 2030 год, поскольку невыполнимость прежних планов к 2024 году стала очевидной. Сразу отмечу, что новые цели стали менее конкретными и менее амбициозными. Особенно это касается понятных и количественно измеримых целей в части уровня жизни населения. Так, к первому рубежному 2024 году вымирание населения России не прекратится. Даже с учетом притока мигрантов в 2024 ожидается снижение численности населения на 270 тысяч человек, и лишь в далеком 2030 она вырастет на скромные 54,7 тысячи. Не ожидается в трехлетней перспективе и роста продолжительности жизни (прорыв намечен позднее), а также снижения бедности. При этом на борьбу за увеличение продолжительности жизни по разным статьям бюджета планируется потратить почти 3 трлн. руб. за три года. Правда, на воспитание приверженности к ЗОЖ из них придется лишь по 200-300 млн руб. в год. Отрадно, что на финансовую поддержку семеи? при рождении детеи?, включая материнскии? капитал, за ближайшие 3 года выделят почти 2 трлн руб. Правда, коэффициент рождаемости при этом по прогнозу все равно несколько снизится. Поддержание численности населения возлагается на приток мигрантов. Однако на их социально-культурную адаптацию и интеграцию будет выделяться лишь по 40 млн руб. в год, что едва ли всерьез поспособствует этой самой адаптации, и можно ожидать нарастания конфликтов коренного населения и мигрантов. Доля бедных в 2024 все еще составит 10,4%, и лишь в 2030 она сократится до 6,5% (ранее этот рубеж нищеты планировалось достичь уже в 2024). Заметный рост намечен в основном в разного рода экзотических и не очень понятно как измеряемых характеристиках уровня жизни типа: "индекса вовлеченности в систему воспитания гармонично развитои? и социально ответственнои? личности на основе духовно-нравственных ценностеи? народов России?скои? Федерации, исторических и национально-культурных традиции?" (!) или числа посещении? культурных мероприятии?. Отвечающая за данное направление вице-премьер Татьяна Голикова должна обеспечить утроение такого рода посещений. Какие мероприятия являются культурными, в плане не уточняется. Она же обеспечит повышение "доли граждан России?скои? Федерации, вовлеченных в систему патриотического воспитания" с 17% в 2021 до 36% в 2030 году. Хочется надеяться, что это вовлечение не будет носить принудительный характер, включая приводы с участием полиции. Некоторую оторопь вызывают мероприятия в рамках достижения национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов". Наряду с не бесспорным, но понятным вовлечением нескольких миллионов детей в "ЮНАРМИЮ", в плане есть такой загадочный пункт, как "численность граждан России?скои? Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения". Историческая память российского народа пробуждает ассоциации типа ГУЛАГа. Пугает, что к исходу срока планирования таким размещением предполагается охватить почти все население (140 млн человек). После почти неуклонного падения с 2013 года реальных доходов населения (с учетом провального 2020 г. с падением на 3,5% общее снижение за 8 лет превысило 15%) правительство запланировало нам весьма скромный их рост к 2030 г. на 2,4-2,5% ежегодно. Легко посчитать, что лишь почти к концу планового периода удастся просто восстановить уровень реальных доходов 2012 года. Всего на борьбу с бедностью по разным каналам за 2021-23 годы планируется потратить около 21 трлн руб. Правда, более трети этой суммы уйдет на "повышение оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц". Какое отношение очередной рост зарплат "силовиков" имеет к борьбе с бедностью в плане осталось за кадром. Справедливости ради должен отметить, что правительство планирует заняться проблемой мусора и выброса опасных загрязняющих веществ. Скачкообразный рост намечен в индексе сводном индекс обработки (сортировки), утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов. Смущает здесь только слово захоронение. Чем оно будет отличаться от привычных свалок и мусорных полигонов, ставших в последние годы поводом для серьезных и справедливых протестов граждан, из плана неясно. Не хочу обидеть авторов документа, но некоторые меры звучат как нечто среднее между фантастикой и анекдотом. Так, Рослесхозу предписано увеличить "поглощение лесами углерода" с 600 млн т в 2020 до 620 млн т в 2030 году. Так и видится начальник Рослесхоза, выезжающий в лес и командующий деревьям: всем поглощать углерод! Испытываю искреннее любопытство, как ответственный по плану за это направление вице-премьер Андрей Белоусов обеспечит рост физического объема инвестиций примерно по 6% в год, учитывая, что никаких благоприятных изменений в инвестиционном климате правительство в последние годы не провело. С защищенностью собственности или налогами в стране лучше не стало, а про западные инвестиции в свете нарастающей волны санкций в краткосрочной перспективе можно забыть. Любопытно, что по строке "бюджетное финансирование по фактору "Развитие конкуренции"" в плане стоят прочерки, из чего следует, что конкуренцию будут, как и прежде, развивать "вербальными инвестициями". Впрочем, из короткого текста этой части плана можно сделать вывод, что упор по-прежнему будет сделан на государственные инвестиции, включая инвестпроекты госкомпаний. За ближайшие три года на госинвестиции предполагается потратить 3,1 трлн руб. Понятными и привычным мерами правительства станет очередной "перезапуск" институтов развития", деятельность которых в последние годы оказалась крайне неэффективной. Моего университетского образования и даже звания профессора недостаточно для понимания и, соответственно, комментирования таких задач, как "достижение "цифровои? зрелости" ключевых отраслеи? экономики и социальнои? сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления". Надеюсь, что их понимает вице-премьер Дмитрий Чернышенко, которому планом поручено обеспечить к 2030 г. эту зрелость на уровне 100%. В плане вновь присутствует магическая цифра 25 млн человек. Но если в прошлых планах речь шла о численности высокопроизводительных рабочих мест, то теперь это численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателеи? и самозанятых. В рамках регионального аспекта плана обращает на себя внимание "Комплекс мероприятии?, направленныи? на развитие Северного Кавказа". Он обойдется госбюджету более чем в 230 млрд руб. и даст скромное создание новых рабочих мест - более 20 тыс. единиц, что явно не решит проблему безработицы в этом регионе. Даже из приведенных мной нескольких примеров видно, что план изобилует непривычными для такого документа экзотикой и креативом. Я бы даже подумал, что в нем есть элементы веселого стеба, если бы на плане не стоял гриф правительства РФ. Андрей Нечаев Sincerely yours, Alex Tihonov ... Напугали бабу туфлями с высоким каблуком! (В.Черномырдин) --- FoxPro 2.60 |