|
#1
|
|||
|
|||
Застрявшие в средних веках
Boris Paleev написал(а) к All в Mar 19 13:38:36 по местному времени:
Нello All! https://cont.ws/@Fritzmorgen/1266047 Фриц Морген Сегодня 12:20 Застрявшие в средних веках Россия и так-то имеет одну из самых сбалансированных в мире экономик, производя всё необходимое на собственной территории, а сейчас мы вдобавок ещё и повышаем уровень нефтяной безопасности, развивая не имеющие отношения к нефти отрасли. Павел Шипилин составил очень интересную табличку, согласно которой наш ненефтяной экспорт вырос за последние 10 лет... вдвое. Впечатляющее, сильно недооцененное достижение: https://pavel-shipilin.livejournal.com/962928.html В комментарии к посту ожидаемо пришли скептики, чтобы столь же ожидаемо высказаться в ключе "ваша нефть у меня в кармане не булькает". Вот небольшой диалог, который демонстрирует пропасть, пролегающую между современными жителями России: https://pavel-shipilin.livejournal.c...632#t234571632 - Ну чудесно, наверно пенсии и зарплаты растут пропорционально, ха-ха! - Не поверите, но зарплаты растут не от экспорта, а от производительности труда. Хочешь больше лопать, нужно больше топать. - Ерунда. Зависит исключительно от количества денег на единицу населения, крутящихся в стране. А дальше уже, как эти деньги распределят/разворуют/используют. В этом заурядном на первый взгляд диалоге содержится суть той проблемы, которое мешает огромному количеству наших соотечественников понять логику друг друга. Процитирую небольшой фрагмент из книги профессора asskorobogatov, в которой тот смотрит на историю человечества с точки зрения экономики: ============== https://id.hse.ru/novelty/214039832.html Необходимые для долговременного роста сбережения и инновации не могли проявляться... из-за размытости/незащищенности прав собственности. Излишки если и возникали, то были связаны не с систематическим прогрессом в хозяйстве, а с превратностями климата и урожайности или с успешными грабежами. Перспектива грабежа как угроза для слабых и как шанс для сильных должна была одинаково ориентировать и тех, и других на непроизводительное употребление излишков. У первых отказ от сбережения излишков в пользу их проедания проистекал из слабой надежды на их сохранение, а у последних - из того, что основой их процветания были не экономические инвестиции, а силовой потенциал. Излишки шли не на расширение производства, а на избыточное потребление или на образование сокровищ. Инвестиции как способ употребления излишков лишь недавно пришли на смену дотоле господствовавшим проеданию и тезаврации. Что же касается инноваций, то они были отданы на откуп энтузиазму, как правило не имея под собой никакой коммерческой основы. ============== Как справедливо замечает профессор, на протяжении большей части истории человечества инвестировать во что-либо, кроме рыцарей да пехотинцев было... бессмысленно. Очень долго практически единственным способом разбогатеть был разного рода грабёж. Простая капиталистическая идея, - сделать из тысячи монет тысячу сто монет, - мало кому приходила в голову, ибо попытка инвестировать, например, в расширение сельхозугодий обычно заканчивалась тем, что предприимчивого инвестора грабил тот, кто инвестировал в весёлые пирушки для своих друзей, рыцарей-грабителей. Ситуация изменилась с приходом капитализма. Мир более-менее упорядочился, и люди, вкладывающие излишки в развитие, начали выигрывать у тех, кто просто копил или тратил. Проиллюстрировать разницу между средневековым и капиталистическим мышлением проще всего на примере Африки. Вот типичная история из цикла, который мы с вами уже обсуждали: ================= https://vk.com/wall-50177168_648834 Однажды друг одного из добровольцев хотел заработать денег на приготовлении и продаже хлеба. Он собрал немного денег и купил на них ингредиенты. Он сам построил глиняную печь и испёк 30 батонов "деревенского хлеба" (что-то вроде специфического деформированного багета). Он понёс свежеиспечённый хлеб к дороге и продавал его, пока не пришёл его отец. Отец ему сказал: "У тебя есть хлеб! Семье нужен хлеб!", и взял 20 батонов для себя и своих детей (у него было 4 жены и по 8 детей на жену). Наш предприимчивый африканский друг обанкротился. Он потерял весь свой начальный капитал и больше никогда не делал хлеб. Это история всей Африки: коммунализм, вышедший из-под контроля. Совершенно немыслимо отказать требованию старшего (или просто члена семьи) в деньгах или еде. Люди прячут любые маленькие суммы, которые у них есть, потому что если бы кто-то об этом узнал, то была бы длинная очередь попрошаек, которым, согласно неким представлениям о чести или что там у них, нельзя отказать. Я говорил своим друзьям снова и снова отвечать таким людям "нет", и каждый раз они вежливо объясняли мне, что это невозможно. Вся система выстроена так, чтобы тащить людей вниз, к низшему общему показателю. ================= Как видите, в этой африканской деревушке быть капиталистом бессмысленно - попытка инвестировать в будущее немедленно заканчивается тем, что не успевшего потребить ресурсы капиталиста грабит старший по статусу. Напротив, в условной Германии или Америке такой вот мини-булочник получает общественное одобрение и поддержку от государства. В современных государствах предполагается, что инвестировать в будущее - это норма, и если кто-то не вкладывается в производство батонов, значит он должен вкладываться в своё образование, свои социальные связи или, в крайнем случае, в свою мускулатуру. Живущие одним днём стрекозы осуждаются - даже если они каждый день много и тяжело работают. В Россию полноценный капитализм пришёл во второй половине XIX века, хотя, конечно, многие его элементы существовали ещё задолго до того. Если вы ещё не читали "письма Энгельгардта", весьма рекомендую - там показано, что участвовать в накоплении капитала вполне могли тогда и простые люди. Ещё более убедителен, пожалуй, пример крестьян-староверов, приезжающих сейчас в Россию из Южной Америки. У них далеко не всё идёт гладко, однако мы видим, как они быстро и эффективно разворачивают здоровое капиталистическое хозяйство: много работают, мало потребляют, с умом инвестируют накопленное в расширение. Очень больно осознавать, что в бедной Боливии научиться этому наши соотечественники явно не могли, - они привезли с собой законсервированные в эмиграции традиции XIX века. Как выясняется, миф о том, что у нас "народ не тот" или "религия не та" не имеет ничего общего с реальностью. Если бы не проведённое в XX веке раскулачивание, русский православный крестьянин ничем не отличался бы от немецкого протестантского или итальянского католического. Вот история про странное поведение рабочих, которую мы с вами недавно обсуждали: ================ https://fritzmorgen.livejournal.com/1512380.html На моей работе неоднократно сталкиваюсь с моментами, когда люди терпят неудобства, но не хотят приложить даже малейшее усилие, чтобы сделать свою жизнь комфортнее. Например, можно взять клей ПВА и проклеить рассохшийся деревянный стул перед выходными. А можно этого не делать и в течение недели изображать из себя акробата. Можно сшить мягкую подушку под задницу. А можно всю неделю работать на кране, сидя на железном стуле, жалуясь на холод и тяжелые условия труда. Можно из бесхозных досок и десятка личных гвоздей соорудить козлы, чтобы положить три лома, и они будут чистыми. А можно ничего не делать и бросать инструмент в окалину и грязь, после чего рабочие перчатки становятся мокрыми и грязными всего за полсмены. ================ Автор смотрит на своих коллег и удивляется, как они могут быть такими недальновидными, однако есть своя логика и у коллег. В советские времена на неком заводе работал алкоголик Коляныч. Как-то мастер очередной раз заметил его слоняющимся без дела и выдал простое поручение - приделать ручку к сломанному напильнику. Коляныч возился полдня и, наконец, уже после обеда продемонстрировал мастеру изделие - кривой, грязный, весь в углах и занозах брусок, в котором криво сидело металлическое лезвие напильника. Мастер вздохнул и повёл Коляныча к токарному станку. Несколько ловких движений, гул станка, летящая стружка, и вот через пять минут мастер уже держит в руках отличный инструмент, который с радостью включил бы в свою коллекцию любой слесарь. - Видишь, как надо? Что же ты сам так не сделал? - Э, нет! Такой-то сразу украдут! Криворукий Коляныч не был, возможно, лентяем. Просто он, в отличие от мастера, не был готов вкладываться в будущее, ибо верил, что все результаты его трудов будут в итоге разворованы, испорчены или ещё каким-то образом обесценены. Так как мало кто знает про это принципиальное противоречие между средневековым и капиталистическим мышлением, и так как в России хватает носителей каждой идеологии, мы постоянно наблюдаем один и тот же разговор слепого с глухим. Одни говорят: "Что же ты, гад, не делишься?", вторые парируют: "Работать не пробовал?". С точки зрения капиталиста требование дать денег звучит как требование к грибнику поделиться собранными грибами - вон вокруг лес, иди да собирай сам. С точки зрения человека со средневековым мышлением, напротив, издевательством звучит уже предложение работать: грибов в лесу строго ограниченное количество, весь лес давно поделен на чьи-то полянки, и не состоящему в гильдии можно хоть обработаться, денег от этого у него больше не станет. Предложение "работай больше" звучит в его ухе или как "бери топор и грабь", или как "бейся головой об стену, пока с потолка золотые червонцы не посыпятся". Носитель средневекового мышления не верит в возможность самостоятельного заработка, поэтому в его голове существует ровно один сценарий честного улучшения благосостояния - начальство должно перераспределить доходы королевства таким образом, чтобы представителям "простого народа" достался увеличенный паёк. Как и в других случаях воспитанной беспомощности, простые разговоры тут не помогут. На все рассказы о том, как здорово собирать грибы, будут находиться всё новые и новые возражения: "Лесник накажет, поганками отравлюсь, волк ногу отгрызёт". Будут, разумеется, приводиться и конкретные примеры Матрёны, которую наказал лесник, и Федота, которому волк отгрыз ногу. Из всего этого следует печальный вывод - огромная часть наших сограждан застряла в прошлых веках, успешно сочетая вполне современное образование с поистине варварскими представлениями об экономике. Вместе с тем есть и хорошая сторона: при наличии политической воли исправить эту проблему относительно несложно. Так, например, должно помочь массовое внедрение учебников типа тех, которые готовит сейчас для школ наш ЦБ: https://fritzmorgen.livejournal.com/1507629.html Может теоретически помочь и телевизор, если там будут рассказывать истории успеха простых парней, однако тут у меня надежды уже меньше - опыт показывает, что телевизионщикам простые капиталистические труженики совершенно неинтересны. Спортсмены, бандиты, выигравшие в лотерею счастливчики, богатые наследники, родственники олигархов, - это да, это сколько угодно. Простой парень Вася, который начал с двух рук и двух ног, а потом купил подержанную "газель"? Пожалуй, нет. Это для современного телевидения "неформат". PS. Это сорок девятая статья из серии "Размышления о ведении бизнеса в России". Другие статьи серии можно найти вот здесь: https://fritzmorgen.livejournal.com Фриц Моисеевич Морген Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |