|
#1
|
|||
|
|||
Старые, старые грабли.
Uncle Sasha написал(а) к All в Mar 19 10:07:18 по местному времени:
Dear All, https://www.gazeta.ru/comments/colum...12224509.shtml Идеологически верные грабли 06.03.2019, 08:14 Андрей Десницкий о том, нужно ли преподавать теологию в каждом вузе В МГУ недавно прошел форум Научно-образовательной теологической ассоциации. Сам факт причисления теологии к научным дисциплинам вызывает много споров в научной среде: да, на Западе так исторически сложилось еще в Средние века, но в России теологии в университетах не было и при царе. Можно ли ее считать наукой - мнения расходятся. С моей точки зрения, теология может быть наукой примерно в том же смысле, что и философия - если она изучает историю идей, применяя при этом научный метод. Но может она оказаться чем-то совсем другим, например, идеологией, которая некритически навязывается всему обществу, с уголовным преследованием для несогласных. А это уже ни с какой наукой несовместимо. Для главы думского комитета по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными и религиозными организациями Сергея Гаврилова вопрос решен: "Противостояние религиозных знаний и светской науки нам просто навязывалось! Теология должна быть обязательной дисциплиной для всех вузов России, включая светские. А то любому светскому ученому непросто понять без теологических знаний сложнейшие закономерности современного мира!" Я бы для начала задал вопрос: кем именно навязано это противостояние? Вашингтоном или либеральной пятой колонной? Как вообще может быть навязано противоречие разных мировоззрений? Оно, несомненно, есть, это противоречие. Простейший пример - спор эволюционистов с креационистами. Современная биология немыслима без теории эволюции, а эта теория приходит в явное противоречие с буквальным пониманием библейского текста, согласно которому мир был сотворен Богом за шесть дней, притом разнообразие живых существ присутствовало в нем изначально. Решить это противоречие можно по-разному. Можно принципиально отказаться от современной науки или от библейского текста. Можно попытаться их совместить: например, сказать, что рассказ о сотворении мира надо понимать не буквально и что сама эволюция была инструментом в руках Творца. Но здесь возникает следующее противоречие: согласно Библии, смерть появилась в мире как результат грехопадения Адама и Евы. А согласно биологам смерть - изначальное свойство жизни, благодаря которому стало возможным, в частности, появление человека как биологического вида. Здесь можно, к примеру, сказать, что библейское повествование о сотворении мира и грехопадении первых людей описывает не наш мир, каким мы его знаем, а какую-то другую, духовную реальность, из которой первые люди были изгнаны в наш падший мир. Но тогда получается, что теология и биология говорят о двух совершенно разных мирах, один из которых в принципе не доступен для научных методов исследования. Точек пересечения нет. Нередко, впрочем, есть о чем поспорить историкам и теологам. На русском языке выходят книги американского автора Барта Эрмана об "историческом Иисусе" (той личности, память о которой стала основой евангельских текстов), недавно свою книгу на сходную тему выпустила Юлия Латынина. Неискушенному российскому читателю все это кажется какой-то сенсацией, чем-то скандальным и удивительным. Но споры на эту тему ведутся в "большом мире" уже не первое столетие, на эту тему каждый год выходит несколько серьезных монографий и десятки научных статей. Что мы знаем об историчности евангельских событий, какие критерии позволяют нам ее оценить, где в реконструкциях проглядывают скорее пристрастия реконструктора, чем историческая реальность? Это сложнейшая научная проблема на стыке нескольких дисциплин. Надо полагать, эта проблема подробно обсуждается на теологических кафедрах, в духовных семинариях и академиях? Отнюдь нет. Там обычно воспроизводится старое доброе богословие докритической поры, в основном еще XIX века, а новая информация дается скупо, дозированно, с соответствующими комментариями, призванными скорее обойти или заболтать, нежели решить проблему. И нередко бывает так (я сам тому свидетель), что свежий выпускник семинарии открывает книгу Эрмана и: теряет веру. Ему объяснили, что есть исчерпывающий список из, условно говоря, ста вопросов, на которые давно даны правильные ответы. И тут он узнает, что вопросов - многие тысячи, и единственного, всеми признанного ответа зачастую вовсе нет: Наука по определению работает со спорным, неоднозначным, переменчивым - иначе она не наука. Конфессиональная теология (именно такую и хотят ввести), необходимая для подготовки священнослужителей, старательно всего этого избегает, потому что ей нужна стабильность. И кажется, именно тем она и привлекает. Прочитав новость о выступлении Гаврилова (а надо признать, что его слова вполне созвучны выступлениям иерархов РПЦ, которые стремятся как можно шире ввести конфессиональную теологию), я задумался вот еще о чем: Неужели сторонники обязательной вузовской теологии ничего не забыли из советского прошлого и ничему не научились? Тот же Сергей Гаврилов закончил МГУ в 1989 году, а значит, как и я сам, сдавал обязательные для всех факультетов экзамены по истории КПСС, историческому и диалектическому материализму, демонстрируя верность заветам Ильича. Но ведь не помогло: всего через несколько лет КПСС не стало, а заветы Ильича были отправлены в архив. И вот сегодня депутат Госдумы от КПРФ мечтает вернуть на место истмата-диамата теологию: Ильич бы точно не одобрил. Я даже не буду спрашивать, по какому принципу будут делить студентов на лекциях и экзаменах по конфессиональной теологии: на каждом курсе будут группы для православных, мусульман, буддистов и иудеев - представителей четырех "самых равных" конфессий? А куда девать баптистов и пятидесятников, которых у нас тоже немало? И как будут загонять на эти лекции агностиков и атеистов? Вот и до революции Закон Божий был строго обязательным предметом во всех школах - и что? Тот же Ильич, пока был гимназистом (православным, кстати), по нему имел твердую пятерку. Не помешало стать революционером. И если мы хотим вырастить поколение пламенных атеистов - нет более верного способа это сделать, чем навязать молодежи религию в виде скучной обязаловки. Да и кто будет преподавать во всех вузах страны, интересно? Насколько я знаю, в настоящее время по специальности "теология" защищены только две диссертации (П. Хондзинского и К. Неклюдова). Видимо, перегруженные приходские батюшки с небогатым образованием, или переквалифицировавшиеся преподаватели, которых сократили с основных их кафедр: А потом я вспомнил одно официальное собрание в самом начале девяностых, на котором обсуждалась учебная программа нового православного учебного заведения. Как тогда ждали подобных учреждений, как надеялись, что теперь-то наконец преодолеем массовое невежество и отрыв от современного уровня богословских знаний: И вот выступил будущий ректор, он сказал примерно следующее. СССР развалился потому, что был построен на неправильной идеологии, которую навязывал всем своим гражданам. И теперь мы должны избежать той же самой ошибки: (и не навязывать никому единственного правильной идеологии, подумал я, но нет): мы должны построить новую Россию на другой, правильной, православной идеологии. Просто иначе они не умеют, похоже. Словом, прошлые грабли оказались не той модели. Попробуем наступить на другие, идеологически выдержанные, правильные - авось, на сей-то раз выйдет? Sincerely yours, Alex Tihonov ... Не водитесь с лохами и мажорами, ибо они суетливы. --- FoxPro 2.60 |