|
#1
|
|||
|
|||
Защитники прав человека или агенты глобализма?
Vadim Jivoderov написал(а) к All в Apr 05 16:23:04 по местному времени:
============================================================================= * Forwarded by Vadim Jivoderov (2:5090/29.14) * Area : RU.NEWS (RU.NEWS) * From : Andrew Tropin, 2:5020/113.26 (April 07 2005 20:44) * To : All * Subj : Защитники прав человека или агенты глобализма? ============================================================================= Привет, All! ---8<---------- Интернет против Телеэкрана, 07.04.2005 Защитники прав человека, или агенты глобализма? Попов О. Памяти Александра Сергеевича Панарина КОГО ЗАЩИЩАЮТ РОССИЙСКИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКИ? Летом 2003 года в Лондоне проходил процесс над бывшим чеченским полевым командиром Ахмедом Закаевым, обвиняемым в преступлениях, совершенных им в ходе двух Чеченских войн. В качестве свидетелей защиты на процесс из Москвы прибыли правозащитники, члены Государственной Думы С.А. Ковалев и Ю.А. Рыбаков, и член правозащитного общества <Мемориал> А.М. Черкасов. Оставим в стороне юридическую сторону дела: виновен или нет в предъявляемых ему преступлениях Закаев. Обратим внимание читателя на следующее обстоятельство: российские правозащитники с самого начала процесса заняли сторону одного из руководителей чеченского военно-криминального режима, в течение 10 лет находившегося в открытой конфронтации с Российским государством. Такой выбор не случаен: практически в любом конфликте, в котором <замешано> российское государство, российские правозащитники занимают сторону противника - будь-то руководство бандитской Ичкерии или обвиняемые в шпионаже ученые и журналисты. Даже в захвате чеченскими террористами здания театра на Дубровке, российские правозащитники узрели вину Российских властей, причем не меньшую (а некоторые - Е.Г. Боннер, А.П. Подрабинек, Л.А. Пономарев, А.Ю. Блинушов, Е.Н. Санникова, Н. Храмов - даже большую), чем вину террористов. В то же время, в отношении т.н. демократических государств, в первую очередь, США и Израиля, установка правозащитников абсолютно противоположная: вину за теракты они полностью возлагают на мусульманскую сторону. Причем, обоснования терроризма они находят в самом исламе, в Коране и его сурах (С.А. Ковалев). Тех же, кто критикует действия Израиля на оккупированных им территориях Палестины, правозащитники обвиняют в поддержке терроризма и в... антисемитизме. Вот образец: <...европейские митинги - это ужасно. И это уже даже не антивоенные выступления, и никак не в защиту мирного населения палестинского, а это - поддержка террора, ...это просто антисемитская кампания>. (Из интервью Е.Г. Боннер радиостанции Немецкая Волна). А вот, что говорит об агрессии США в Ираке правозащитник С.А. Ковалев, обычно занимающий умеренную позицию: <Это такая ситуация, когда, с одной стороны, безнравственно (и очень опасно, кстати) терпеть, как в том или ином районе земного шара страдают люди, а с другой стороны, трудно смириться с тем, что что-то предпринимается только какой-нибудь одной страной, или небольшой группой стран, или даже пусть большой группой стран в нарушение существующего международного порядка>. И дальше: <Не было (у американцев - О.П.) только одного - оснований для того, чтобы спокойно взирать на безобразия Саддама Хусейна> (<Новое Время>, #18-19, 2003 г). Обратите внимание - ни слова об Хусейна> агрессии США. Просто - <что-то предпринимается.... в нарушение Хусейна> международного порядка>. Да к тому же <вынужденно>, поскольку США Хусейна> не могли <спокойно взирать на безобразия>... Можете себе Хусейна> представить, каков был бы язык и тон у того же С.А. Ковалева, Хусейна> если бы не США, а Россия совершила нападение на Ирак, а затем и Хусейна> оккупировала его! Более радикальные (и менее дипломатичные) российские правозащитники выражаются определеннее. В.И. Новодворская предлагает буквально следующее: <Назначить Соединенные Штаты главой правозащитного сообщества, как бы членом коллектива Хельсинкской группы, а всем правозащитникам готовить для них материал: какие нарушения прав человека на Кубе, в Северной Корее, в Иране. А они будут выбирать, с кого начать в следующий раз>. (журнал <Новое Время>, #18-19, 2003 г.). Новодворская просто озвучила то, что уже и так давно происходит: либеральный истеблишмент США устами американской правозащитной организации Нuman Rights Watch решает, кого судить, а кого миловать, российские правозащитники поставляют им необходимые материалы - о войне в Чечне или о <зажиме> правительством РФ российских средств массовой информации. Правозащитники Е.Г. Боннер и В.К. Буковский идут еще дальше - они публично призывают президента США объявить Россию террористическим государством, которое <ничем не лучше чем режим Саддама Хуссейна>. (<Открытое письмо Президенту США Дж. Бушу>), Какие выводы должен сделать Буш из этого письма, разъяснять не Дж. Бушу>требуется - Югославию и Ирак американцы уже отбомбили и Дж. Бушу>оккупировали. На очереди Иран, Сирия, далее - Россия. В Греции задержан бывший олигарх и миллиардер В.А. Гусинский, обвиняемый российской прокуратурой в <незаконном присвоении 250 млн. долларов США>. Ну, скажите, разве имеет воровство в особо крупных размерах какое-либо отношение к защите прав человека? Оказывается, имеет, если обвиняемый <внес значительный вклад в укрепление демократических процессов в России: и обеспечивал реальный доступ сторонникам демократических ценностей к многомиллионной аудитории>. Нет, это не выдержки из письма руководства Всемирного Еврейского Конгресса, членом которого Гусинский когда-то состоял. Это - из обращения к греческим властям группы российских правозащитников: Л.М. Алексеевой, А.В. Бабушкина, Л.А. Пономарева, С.А. Ганнушкиной, С.А. Ковалева. Л.С. Левинсона, Г.П. Якунина, А.Ю. Блинушова, Ю.В. Самодурова, Э.И. Черного, Е.Г. Боннер. (www.hro.org). Вот так понимают правосудие руководители ведущих российских правозащитных организаций! Они ведь не оспаривают существо обвинений против Гусинского, не заверяют греческие власти в его полной невиновности. Отнюдь! Они просто просят не выдавать <своего>, тем более что в России, дескать <практикуются пытки и истязания> (www.hro.org). Откровенные враги российской государственности, выступающие под флагом защиты прав человека, как, например, А.П. Подрабинек, советуют международным финансовым организациям держать Россию на голодном пайке, пока та не <интегрируется в общемировой порядок>, и высказывают пожелание, чтобы Россия оставалась <в экономическом отношении слабой, а в военном - немощной> (А.П. Подрабинек, <Опасность сильной России>, www.forum.msk.ru). То, что статьи, заявления и высказывания Е. Г. Боннер, А. П. Подрабинека, В.И. Новодворской мало имеют общего с защитой прав человека - вряд ли вызовет возражения. Зато возникают вопросы к правозащитному сайту www.hro.org, не только предоставляющему свои <страницы> А.П. Подрабинеку и Е.Г. Боннер, но и публикующему панегирик Е.Г. Боннер и призывающего по ней <сверять свои жизненные часы>. Откуда у российских правозащитников такая ненависть к российскому государству, к своему Отечеству? Или Россия - уже не Родина для них, а всего лишь страна <вынужденного проживания>? А может действительно справедливы обвинения в адрес российских правозащитников, что главный смысл их деятельности - это создание в стране инфраструктуры и атмосферы, благоприятных для проведения успешной идеологической и психологической войны, которую вот уже более 50 лет ведут против нашей страны Соединенные Штатов Америки? Ведь не случайно, так много <сил и сердца> (и, разумеется, средств, предоставляемых им западными фондами) уделяют правозащитники созданию разветвленной сети школ и центров, консультирующих молодых людей на предмет избежания призыва в армию: Вот эпиграф к одной из подобных публикаций: <Если служба в армии - это долг Родине, то когда я успел столько задолжать?> (Иван Самарин, <Не ходи, студент, в армию гулять!> www.hro.org). А КОГО - НЕ ЗАЩИЩАЮТ: В ходе гражданской войны 1992-1993 г.г. более 75% русского населения Таджикистана (280 тыс. человек) были <выдавлены> из мест своего проживания и оказались в России на положении беженцев. Но ни одной строчки не уделили правозащитные организации и их вебсайты <этническим чисткам> русского населения в Таджикистане. Правящие режимы в Латвии и Эстонии установили в своих республиках режим апартеида для <некоренного> населения, то бишь для русских. Московские же правозащитные организации прекрасно знали об этом, но категорически не желали заниматься правами бывших <колонизаторов> в бывших республиках советской <коммунистической империи>, как до сих пор называют Советский Союз российские правозащитники. На протяжении нескольких лет военно-криминальный режим Дудаева-Масхадова уничтожал русское население, изгонял его из Чечни. Но ни один российской правозащитник, ни одна российская правозащитная организация - от Мемориала до Московской Хельсинкской Группы не подняла голос в защиту прав русских Чечни на жизнь, на кров, на защиту от бандитского беспредела чеченских сепаратистов. Просмотрев доступную мне правозащитную периодику за последние несколько лет, я обнаружил, что в ней вообще отсутствует такая проблема, как нарушение прав русских как культурно-этнической группы, как в Российской Федерации, так и в бывших союзных республиках. В чем дело? Или российские правозащитники действительно русофобы, как утверждают некоторые их критики? В настоящей статье сделана попытка показать, что анти-российские и прозападные установки нынешних российских правозащитников имеют свои истоки в правозащитном движении времен брежневской эпохи. В статье также пойдет речь об идеологии либерализма - этой мировоззренческой базе не только правозащитного движения, но и российской <прозападной> интеллигенции, а также части делового сословия, в первую очередь - <новорусской> компрадорской буржуазии. Статья эта - не <выбранные страницы> из истории правозащитного движения СССР и России и тем более, не жизнеописание правозащитников, рассказывающее об их самоотверженности и мужестве. Для автора статьи - правозащитное движение это не только объект исследования, но и часть его прошлой жизни, в которой он разделял многие идеи и иллюзии либерализма, этого, по словам философа А.С. Панарина, <опиума интеллигенции> (А.С. Панарин, <Север - Юг: сценарии обозримого будущего>, Наш Современник, # 5, 2003 г.). <СТАРИКИ> И <МОЛОДЕЖЬ> Современных российских правозащитников можно разделить на две неравные группы: меньшая группа, - правозащитники старшего поколения (<старая гвардия>), и большая группа - <молодежь>, пришедшая в движение после перестройки. <Старая гвардия> сформировалась в 60-70-х годах и была частью движения гвардия> инакомыслия, возникшего в Советском Союзе на волне <оттепели> и гвардия> хрущевских разоблачений <сталинизма>. Хотя в правозащитном движении <стариков> осталось немного, именно они определили и продолжают определять философию и практику нынешнего правозащитного движения в России. <Старики>, в основном, живут в Москве, где сосредоточены ведущие российские правозащитные организации, такие как Международное общество <Мемориал> (С.А. Ковалев, А.Ю. Даниель, А.Б. Рогинский, О.П. Орлов), Московская Хельсинская группа (Л.М. Алексеева), <Право ребенка> (Б.Л. Альтшулер), Фонд в защиту гласности (А.К. Симонов), Движение за права человека (Л.А. Пономарев), Центр содействия реформе уголовного правосудия (В.Ф. Абрамкин), Комитет Солдатских Матерей (В.Д. Мельникова), Группа изучения правозащитного движения (А.О. Смирнов), Общественный Фонд <Гласность> (С.И. Григорьянц), правозащитное агенство <Прима> (А.П. Подрабинек), Форум переселенческих организаций (Л.И. Графова). Комитет <За Гражданские права> (А.В. Бабушкин), Международное бюро по правам человека (А.М. Брод). <Молодежь> пришла в правозащитное движение в середине 90-х годов прошлого века и образует костяк и основную <массу> правозащитных организаций, созданных практически в каждом областном городе и в каждой столице автономной республики. Общее количество правозащитников мне неизвестно, думается, несколько тысяч человек. Именно <молодежь> занимается практической правозащитной деятельностью, спектр которой простирается от помощи (юридической и материальной) семьям солдат, погибших от <дедовщины>, несчастных случаев - до предоставления международным организациям материалов по состоянию дел с правами человека в Чечне и <проявлений антисемитизма> в России. Из известных автору по публикациям и по правозащитной деятельности <молодых> правозащитников назову тех, чьи имена часто встречаются в прессе: И.В. Аверкиев (Пермь), А.Ю. Блинушов (Рязань), С.В. Вальков (Иваново), Ю.И. Вдовин (Санкт-Петербург), Гуслянников (Саранск), К.Х. Каландаров (Москва), И.Н. Куклина (Санкт-Петербург), Левинсон (Москва), А. Ливчак (Екатеринбург), Т. Локшина (Москва), С. Лукашевский (Москва), В.М. Марченко (Москва), А.Д. Никитин (Саратов), Б.П. Пустынцев (Санкт-Петербург), В.В. Ракович (ст-ца Ленинградская, Краснодарский край), И.В. Сажин (Сыктывкар), И. Самарин (Архангельск), Ю.В. Самодуров (Москва), С.А. Смирнов (Москва), А.М. Черкасов (Москва), Г.Г. Чернявский (Апатиты), В. М. Ферапошкин (Сасово, Рязанская обл.), Е. В. Финков (Ростов-на-Дону). Как можно видеть из приведенного обширного списка, защитой прав человека занимаются не только в столицах и крупных городах, но и в небольших городах как Сасово, и даже в станицах, как Ленинградская. Благодаря созданной (в основном на гранты западных фондов, о чем ниже) электронной связи, правозащитники оперативно проводят <электронные конференции>, на которых они согласовывают и координируют свои совместные акции. Поэтому, сегодня можно уверенно говорить о <правозащитной сети>, покрывающей всю территорию России. <СОБЛЮДАЙТЕ СОВЕТСКУЮ КОНСТИТУЦИЮ!> За исключением откровенных противников советской государственности, вроде В.К. Буковского, деятельность правозащитников в середине 60-х годов в целом соответствовала прямому смыслу выражения <защита прав человека>. Идеологами правозащитного движения тех лет следует считать математика А.С. Есенина-Вольпина и физика В.Н. Чалидзе и, несколько позже, математика В.Я. Альбрехта. Они полагали, что в рамках советской системы можно и следует добиваться гласности и улучшения ситуации с политическими и гражданскими правами человека, требуя от советских властей соблюдения советских законов. Типичными лозунгами правозащитного движения тех лет были: <Мы требуем гласности!>, <Мы требуем соблюдения советских законов!> и <Уважайте гласности!>советскую Конституцию!>. В соответствии с этой позицией, все гласности!>свои обращения и заявления правозащитники посылали в гласности!>соответствующие советские инстанции. С целью изучения проблем гласности!>прав человека в СССР, в ноябре 1970 года по инициативе В.Н. гласности!>Чалидзе был образован Комитет прав человека в СССР. В него гласности!>вошли физики А.Д. Сахаров и А.И. Твердохлебов и математик И.Р. гласности!>Шафаревич; экспертами Комитета стали А.С. Есенин-Вольпин и Б.М. гласности!>Цукерман. Помимо <теоретической> деятельности, члены Комитета гласности!>давали консультации по правовым вопросам. Среди правозащитников тех лет было много бывших политзаключенных сталинских времен - Ю.А. Гастев, А.С. Есенин-Вольпин, А.Э. Левитин-Краснов, В.М. Красин, П.И. Якир, П.М. Егидес-Абовин, В.Л. Гершуни, Ю.А. Айхенвальд. Несправедливость наказания и страдания в лагере или ссылке - безусловно повлияли на отношение бывших политзаключенных к советской власти и к официальной идеологии. И тем не менее, есть все основания полагать, что в середине 60-х годов большинство из правозащитников разделяли в той или иной степени социалистические и даже либерально-коммунистические убеждения (П.М. Егидес-Абовин, П.Г. Григоренко, О.И. Алтунян, А.И. Костерин, П.И. Якир, В.В. Павленков). В правозащитной деятельности тех лет принимали участие люди различных убеждений и взглядов - христиане (отец С. Желудков, Г.П. Якунин, отец Д. Дудко, В.И. Щеглов), русские националисты (И.Р. Шафаревич, В.Н. Осипов, Ю.Т. Галансков), и даже сионисты (В. Свечинский, Н.Н. Мейман, В.А. Рубин). Однако большую часть правозащитников тех лет составляли люди либеральных убеждений, и их число неуклонно росло по мере угасания надежд на <социализм с человеческим лицом>. Это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку именно <либералы> образуют нынешнее российское ядро <старой гвардии> - С.А. Ковалев, А.Ю. Даниэль, А.О. Смирнов (Костерин), А.Б. Рогинский, Л.М. Алексеева, А.П. Подрабинек, С.И. Григорьянц, Е.Г. Боннер, Ю.А. Рыбаков, Л.Г. Терновский, М.С. Гольдман, В.К. Борщев, В.М. Гефтер, В.Ф. Абрамкин, М.Н. Ланда. Я привел фамилии этих людей еще и потому, что они не только активно участвуют в правозащитном движении, но и выступают в печати по правозащитным и политическим проблемам. (Замечу, что последовательными либералами считают себя В.И. Новодворская, А. Гольдфарб, В. Шендерович, Г.К. Каспаров, А.С. Политковская, И. Мильштейн, В. Корсунский, активно выступающие в печати на <правозащитные> темы). Как известно, человек, придерживающийся либеральных взглядов, разделяет концепцию прав человека, базирующуюся на доктрине <естественных прав> Джона Локка и Жака Маритэна. В соответствии с ней все люди от рожденья обладают т.н. <основными правами> - правом на жизнь, на свободу слова, передвижений (эмиграции). Как сказано во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, <все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах>. Более того, эти <основные права человека> есть права - <прирожденные, естественные и неотчуждаемые> и не человека> могут нарушаться государством. Помимо <естественной> (природной) доктрины прав человека существует и другие, такие как <моральные> и <договорные>, возникшие в Западной Европе в ХVII - ХIX веках, в период перехода европейских обществ от сословно-феодальных к буржуазно-капиталистическим. Все варианты либеральной идеологии <атомизированного человека>, свободного от сословных ограничений, были революционны в Новое Время и послужили политико-философской основой идеологии Просвещения. Идеология либерализма отражала доминирующие в то время в Европе механистические представления об обществе, как чисто арифметической суммы <абстрактных индивидов>, не имеющем собственной ценности и интересов. Она соответствовала протестантской версии христианства, основанной на индивидуалистической философии преуспевания и <морали успеха> собственника, а также иудаизму, не запрещавшему ростовщичество и стяжательство. Однако, идеология либерализма никоим образом не <вписывалась> в такие религии, как православие, ислам, индуизм. Либералы, в полном соответствии с Всеобщей декларации прав человека, полагают <основные права человека> абсолютными, <трансцендентальными> и наднациональными категориями, применимыми ко всем народам и во все времена, независимо от традиций, культуры, социальных и производственных отношений. В этом смысле они близки к марксистской категории <классовой борьбы>, которую адепты этой теории полагают категорией внеисторической и наднациональной. И если у марксистов-ленинцев абсолютизация понятия <борьба классов> есть следствие религиозного по существу отношения к трудам <классиков марксизма-ленинизма>, то у современных либералов абсолютизация <права на свободу> и других <основных прав человека> - есть результат такого же <религиозного> отношения ко Всеобщей декларации прав человека. И так же, как марксисты-ленинцы пытались в начале ХХ века <внедрить> в России заемную модель коммунизма-социализма, созданную на совершенно ином культурно-цивилизационном базисе англо-саксонских стран Западной Европы, так и либералы-правозащитники <требовали> от советских властей реализации на советской <почве> заимствованной у Запада либеральной модели <правового> государства с приоритетом <основных прав человека>. Может сложиться впечатление, что правозащитники продолжили традицию русских <правдоискателей> второй половины ХIХ века, защитников угнетенных, сирых и обездоленных. Однако, это далеко не так: правозащитники взялись защищать <право на свободное распространение информации>, непосредственно связанное с деятельностью узкой группы людей - журналистов и публицистов, которых трудно назвать <сирыми и <угнетенными>. Поскольку многие правозащитники обратились к неподцензурному журналистскому и литературному творчеству, то они <де-факто> защищали и свои собственные профессиональные права. По-видимому, к <потребностям> этой части общества следует отнести утверждение А.Ю. Даниэля, что правозащитники <интуитивно почувствовали истинные потребности общества> (А.Ю. Даниэль, <Они прошли свой крестный путь. Инициативная группа>, Правозащитник #1, 2000 г.). Что же касается защиты прав, жизненно важных для подавляющего числа советских граждан, таких, как право на безопасность, на труд, на образование, на жилье - то правозащитников эти социальные права, как можно судить по их заявлениям и выступлениям, не слишком заботили и заботят. В конкретных же условиях идеологической и информационной войны между США и СССР реализация требования на свободу распространения информации устраняла препятствия для пропаганды идей и воззрений, враждебных не только правящей идеологии и политической системе Советского Союза, но и социально-экономической системе, сложившейся в СССР. И хотя, с чисто юридической точки зрения в этом требовании не было ничего <криминального>, сам факт такого требования свидетельствует об определенной политической позиции, занятой правозащитниками, независимо от того, как они сами ее интерпретировали. К требованиям <свободы получения информации> примыкает и требование <гласности>, что в середине 60-х годов, в основном, сводилось к требованию <открытых судов> над арестованными советскими писателями (А.Д. Синявский, Ю.С. Даниэль, А.А. Амальрик, И.A. Бродский) и диссидентами. Однако практически на каждом таком суде был кто-то из родственников подсудимого, так что из зала суда поступала достаточно полная информация, что позволило позже публиковать в Самиздате полный отчет о процессе. Более того, с конца 60-х годов защищать диссидентов брались адвокаты, не боящиеся сообщать <общественности> детали судебного процесса. Некоторые из них и сами вскоре стали диссидентами и правозащитниками (С.В. Каллистратова, Д.И. Каминская, Б. Золотухин). Видимо, поэтому, в последующем, требование <гласности> постепенно исчезло из <правозащитного словаря>, и лишь М.Г. Горбачев возродил гласность и сделал его одним из главных пропагандистских лозунгов перестройки. ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ИГРЫ Вернемся во вторую половину 60-х годов. Тот этап в правозащитном движении часто называют периодом попыток установления диалога с властью. Однако диалог с властями на предмет соблюдения властями советской Конституции был с самого начала обречен на неудачу, уже хотя бы потому, что советская юридическая практика не зиждилась на формальном праве и правовых институтах, в том числе и не на Конституции. Она руководствовалась т.н. <традиционным правом>, которое опиралось на внеправовой институт, каковым в СССР в те годы был партийно-государственный аппарат, стоявший над формальным правом и над всеми юридическими институтами - судом, прокуратурой, адвокатурой. Поэтому, требование соблюдения формального права и Конституции фактически означало требование ликвидации контроля партаппарата над всеми остальными институтами государства со всеми непредсказуемыми последствиями для советской государственности, и потому являлось политическим актом, независимо от того, осознавали это правозащитники и диссиденты или нет. Нет сомнений, что поначалу правозащитниками двигало искреннее желание устранить несоответствие между советскими законами, в первую очередь, Конституцией, и существующей юридической практикой. В этом смысле апелляция к Конституции, как высшему Закону СССР, правомерна и легитимна и лежит в русле реформ, проводимых Н.С. Хрущевым в области социалистического права и юрисдикции. Именно с этих позиций оценивали в то время свои требования многие правозащитники - либеральные коммунисты и социалисты - П.Г. Григоренко, П.М. Егидес-Абовин, В.Н. Чалидзе. Вплоть до августа 1968 года у многих советских инакомыслящих еще теплились надежды, что советское руководство пойдет по пути демократических реформ. Однако, после появления советских танков на Вацлавской площади, надежды эти стали быстро улетучиваться. В этой ситуации, требовать от властей выполнения советских законов в области прав человека, заведомо зная, что власти не пойдут на это, было неискренним и преследовало иные, нежели заявленные правозащитниками цели. Действительно, если у авторов обращений и призывов к советским властям не было оснований полагать, что те пойдут на <положительное> решение проблемы с правами человека, то открытые, то есть адресованные всем заявления и обращения - становились чисто пропагандистскими акциями, цель которых - привлечь всеобщее внимание к нарушению советскими властями их собственных законов. Как писал позднее В.К. Буковский - мы хотели <показать всему миру их (советских властей - О.П.) истинное лицо>. (В.К. Буковский, <И возвращается ветер...>, Издательство <Хроника>, Нью-Йорк, 1979). Совершенно очевидно, что это была <политика>, основанная на подмене защиты прав человека пропагандистской акцией, имеющей мало общего с защитой прав. Политика, которая стала постепенно вытеснять на обочину движения действительно <положительные>, то есть, могущие принести пользу стране, формы активности, в первую очередь, теоретические разработки правовых и политических проблем, перед которыми стоял Советский Союз. Так, на какую же аудиторию были рассчитаны опасные и рискованные <игры> диссидентов и правозащитников с защитой прав человека в СССР? Именно, <игры>, а не серьезные и ответственные действия, предусматривающие возможность положительного результата. Кому они были нужны? Кто мог получить дивиденды от этих <смертельных игр>? Очевидно, что не советский народ: эти <игры в права человека>, даже когда речь шла о Конституции, его мало волновали. Те разделы Конституции, в которых шла речь о <свободе слова, собраний> и о свободе распространения информации>, не имели никакого отношения к реальной жизни советского человека, не имеющего ни малейшего желания не только бороться за эти свободы, но даже и не проявлявшего интереса к ним. Тем более что участие в этих <играх> ставило под угрозу гораздо более важные для него ценности, нежели заемные <основные права человека> - его личную свободу и благополучие его семьи. <МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ...> После <дела четырех> (Ю.Т. Галанскова, А.И. Гинзбурга, А.А. Добровольского и В.Н. Лашковой, осужденных в январе 1968 года за издание и распространение <Белой книги> о суде над писателями А.Д. Синявским и Ю. Даниэлем), и особенно, после военной интервенции СССР в Чехословакию в августе 1968 года, большинство правозащитников и диссидентов уже мало верило в реальность того, что советские власти пойдут с ними на диалог и приведут юридическую практику в области прав человека в соответствие с советскими законами. Становилось также очевидным, что требования правозащитников не находят поддержки в <массах>. И тогда перед правозащитниками встал классический вопрос: что делать? Допустимо ли гражданину СССР обращаться за помощью к западному общественному мнению в <деле> защиты прав человека в своей стране? После долгих колебаний и дискуссий правозащитники Л.И. Богораз и П.М. Литвинов составили <Обращение к мировой общественности>, в котором требовали пересмотра суда над Ю. Галансковым и его товарищами <в присутствии международных наблюдателей>. И хотя этой фразой и ограничился <вынос сора из избы> (Л.М. Алексеева, <История инакомыслия в СССР>, <Хроника Пресс>, 1984), это обращение стало первой <ласточкой> в новой практике советских правозащитников апеллировать не к советским властям, не к советской общественности, и даже не к советскому народу, а к зарубежным институтам - сначала общественным, а затем и властным. В мае 1969 года, только что образованная Инициативная группа по защите прав человека в СССР (ИГ) отправила в Организацию Объединенных Наций письмо, в котором изложила свои жалобы на непрекращающиеся нарушения законности в СССР и просила <защитить попираемые в Советском Союзе человеческие права>, в том числе, право <иметь независимые убеждения и распространять их любыми законными способами>. В течение последующих нескольких лет ИГ послала множество способами>аналогичных писем и обращений в ООН, ее Генеральному секретарю, способами>в Международную лигу прав человека, на международные съезды способами>психиатров, и т.д. Это был шаг, который имел для правозащитного движения далеко идущие последствия. Во-первых, он показал, что российские правозащитники более не считают ситуацию с правами человека в СССР лишь внутренним делом Советского Союза, но делом всего <мирового сообщества>. Во-вторых, из него следовало, что правозащитники не рассматривают советский народ в качестве социальной базы своего движения. Если вообще когда-либо рассматривали. Как недавно высказался правозащитник Ю.А Рыбаков о русском народе - это <общество рабов в шестом поколении>. (Круглый стол <Правовой беспредел в России: произвол силовиков поколении>или система?>, 17 июля 2003 г., www.liberal.ru). В результате, обращение правозащитников за помощью к Западу привело к отчуждению и фактической изоляции их от народа и даже от значительной части интеллигенции, симпатизирующей правозащитникам. Сами же правозащитники стали превращаться из неформальной ассоциации советских граждан, озабоченных нарушениями законности в своей стране, в отряд некоего <всемирного правозащитного движения>, в небольшую группу, получавшую моральную, информационную, а с середины 70-х годов - материальную и политическую поддержку с Запада. Партократическое же руководство Советского Союза видело в требованиях гласности и соблюдения гражданских и политических прав не только угрозу своей власти (хотя и осознавало ее в иных, чем правозащитники, политических терминах), но и угрозу стабильности политико-экономической и социальной системе. Поэтому, к середине 70-х годов власти фактически разгромили первую волну правозащитного движения, посадив одних за решетку, а других вытолкнув за рубеж. Этими репрессиями они <убедили> советскую интеллигенцию в том, что защита основных прав человека в СССР дело не только бесперспективное, но и абсолютно бессмысленное. Таким образом, власти <отвели> от правозащитного движения <широкие массы> интеллигенции и студенчества и загнали правозащитников фактически в подполье. Так, что к середине 70-х годов правозащитники остались один на один с советским партийным аппаратом и его репрессивными органами. ЛЮДИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ Оставшиеся на свободе правозащитники были озабочены уже не столько тем, как соблюдают власти советские законы, сколько судьбой своих арестованных коллег и диссидентов, осужденных властями, причем с явным нарушением советских и международных законов. Иными словами, деятельность правозащитников стала смещаться из правовой сферы в гуманитарную и информационную. Гуманитарная деятельность заключалась в материальной помощи политзаключенным и их семьям, а информационная - в сборе, печатании, распространении и передаче на Запад фактов преследований неугодных властям лиц, а также некоторых религиозных, национальных и культурных групп в СССР. Продолжал выходить, хотя и с перерывами, основанный 30 апреля 1968 года, неподцензурный правозащитный журнал <Хроника текущих событий>. Поскольку первоначальная цель правозащитников - превращение Советского Союза в правовое государство - перестала быть для правозащитников актуальной, то и их мотивации стали меняться. Из патриотических (служение Отечеству), они становились чисто личностными - моральное противостояние <режиму>, принцип <не могу молчать>, а также - <продемонстрировать всему миру истинную сущность режима>. И здесь необходимо сделать необходимые комментарии насчет личностных мотивов и морального противостояния. Как мы писали выше, подавляющее большинство советских людей приняло равнодушно попытки правозащитников апеллировать к Конституции СССР. Поэтому (хотя и не только поэтому) советские правозащитники не стали частью какого-либо социального или политического движения. Борьба за право на свободу слова и на свободное распространение информации не имела в России легитимности - ни в культуре, ни в национальной традиции. Как ни парадоксально, но единственным источником ее легитимности была советская Конституция, отражавшая несоответствие между идеальной целью - коммунизмом - и реальным общественно-политическим и экономическим строем, сложившимся в послеоктябрьский период и мало что имевшим общего с доктринерским марксовым коммунизмом. И в государстве традиционного типа, каковым, по существу являлся Советский Союз, Конституция была не столько правовой, юридической категорией, сколько декларацией, вроде Всеобщей Декларации Прав Человека, а также национальным символом, как, скажем, Гимн Советского Союза. Недавнее суждение А.Ю. Даниэля, что создание Инициативной Группы было <попыткой создать в стране ячейку гражданского общества - не политическую, а гражданскую альтернативу режиму> (А.Ю. Даниэль, <Они прошли свой крестный путь. Инициативная группа>, Правозащитник #1, 2000 г.) - совершенно безосновательно. Никакой <ячейки> гражданского общества на защите свободы слова (а позже - свободы эмиграции) построить невозможно. Разве, что создать узкие группки, формирующиеся вокруг харизматического и авторитетного диссидента, как, например, окружение А.Д. Сахарова и Е.Г. Боннер, или компаний, описанных в книге Л.М. Алексеевой "The Thaw Generation" (Поколение <оттепели>). Замкнутые на себе, оторванные от народа (как не любят <демократы> и <либералы> слово НАРОД!) и абсолютно чуждые его повседневным интересам и нуждам, эти группы не имели никакого веса и влияния в советском обществе, если не считать ореола <народного заступника>, который стал складываться в 70-е годы вокруг имени А.Д. Сахарова, о влиянии которого на власть ходили легенды. Практическим же содержанием правозащитной деятельности в 70-е годы стала систематическая дискредитация советского государства путем противопоставления Конституции СССР, советских и международных законов - практике советских правоохранительных органов. Результатом такой деятельности должен был стать подрыв веры советских граждан в <легитимность> советского государства. Вот <болевые> точки, по которым били правозащитники: - Советское государство нелегитимно, поскольку оно антиконституционно, так как систематически нарушает Конституцию и законы СССР. - Оно нелегитимно, поскольку оно аморально, так как постоянно лжет, отрицая факты нарушений властями собственных законов. - Оно нелегитимно, поскольку несправедливо, ибо преследует тех, кто говорит правду и взывает к справедливости. Сами же по себе <основные права человека> не воспринимались как приоритетные и насущные не только <широкими массами>, но и образованным классом, за исключением прозападной (в основном, столичной) интеллигенции, регулярно слушавшей западные <голоса> и воспринимавших за чистую монету ведущуюся <оттуда> пропаганду. Правозащитники не были <затребованы> ни народом России, ни его историей. Так что, социальные и политические силы, которые могли бы быть заинтересованными в результатах деятельности правозащитников, следовало искать за пределами СССР, в тех странах, где миф о приоритетности <основных прав человека> перед социальными, национальными и общественными правами и ценностями внедрялся и поддерживался всей политической и экономической мощью правящей элиты. Поэтому, <совестью нации> ни правозащитники, ни даже академик А.Д. Сахаров, не были и быть не могли. Как и нет оснований считать их противостояние советским властям моральным актом. Дело совсем в другом. Защищая советские законы или защиту диссидента, несправедливо осужденного советским судом, посаженного в психушку, правозащитники поступали смело и мужественно, ибо шли на заведомый риск быть арестованным и осужденным. Но то обстоятельство, что следственные и судебные органы применяли в отношении диссидентов, правозащитников и других <нежелательных> для них лиц подлоги, показания лжесвидетелей, выносили им несправедливые обвинительные приговоры - ничего не говорит о <моральности> самих правозащитников. Ведь абсурдно же наделять <моральностью> того или иного политического деятеля (а правозащитники были именно политическими деятелями), по степени <прогрессивности> его политических взглядов, а не по нравственным критериям! Постоянные преследования властей, необходимость конспирации выработали у значительной части правозащитников менталитет подпольщиков, ведущих неравную, но благородную борьбу с тоталитарным <большевистским> режимом. Для правозащитника-либерала партократическое советское государство - его партийные органы, КГБ, прокуратура - воспринималось как основной источник зла и несправедливости, совершаемых в стране. И загнав себя однажды в угол конфронтации с властью, правозащитнику и диссиденту было психологически нелегко из него выйти. ЭМИГРАЦИЯ КАК <ОСНОВНОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА> Менялось отношение правозащитников и к проблемам страны и даже к собственному народу, в своем подавляющем большинстве не поддержавшем правозащитное и диссидентское движение, хотя и выражавшего симпатии к <пострадавшим за справедливость>. Все больший вес в деятельности правозащитников стали занимать проблемы свободы эмиграции - евреев, этнических немцев, религиозных групп. Да и сами правозащитники, как евреи-<отказники>, все больше отчуждались от своего народа, уходили во внутреннюю эмиграцию, а многие и во внешнюю - в Израиль, США, Францию, Германию О степени важности для правозащитников проблемы свободного выезда из страны можно судить по известному высказыванию самого авторитетного в 70-80-е годы правозащитника - академика А.Д. Сахарова, что основным правом человека является свобода покидать и возвращаться в свою страну. Эта точка зрения, разделяемая значительным большинством российских правозащитников, стала свидетельством окончательного разрыва российских правозащитников с их первоначальной <патриотической> ориентацией и перехода с конструктивных позиций на деструктивные, антигосударственные. Действительно, в условиях, когда о возвращении в СССР уехавшего на Запад не могло быть и речи, настаивание на приоритетности права на свободу перемещения было равносильно поддержке эмиграции из Советского Союза, ее пропаганде. Ведь поддержка выезда на Запад без реальной возможности вернуться на Родину, в Россию, вела к <утечке мозгов>, <работала> на геополитического и цивилизационного противника СССР - на Соединенные Штаты Америки. Она поощряла эмиграцию из Советского Союза квалифицированных специалистов, способных конкурировать на западных рынках труда. Причем, речь отнюдь не шла о защите <права на профессию>: ведь уезжали, как правило, прекрасные специалисты, занимавшие высокие позиции в науке, промышленности, медицине, искусстве. В конкретных же политических обстоятельствах того времени речь шла об эмиграции советских евреев, о которой шли торги между советскими властями и администрацией США, а также о <репатриации> этнических немцев в ФРГ. Что же касается подавляющего большинства советских людей, не имевших <еврейских>, или <немецких> корней, то для них эмиграция была практически невозможна, ибо израильские и немецкие власти посылали <вызовы> только своим этническим соотечественникам. И даже если удавалось переслать в СССР вызов этническим русским, то органы МВД не давали им разрешения на эмиграцию, если на то не было санкции КГБ, использующего <еврейский канал> для высылки из СССР неугодных ему лиц (диссидентов, <непослушных> писателей, отсидевших срок националистов и т.д.). Хуже того, каждый этнический русский, оказавшийся в пересыльном пункте (Австрии или Италии), должен был для получения въезда в западную страну доказывать эмиграционным властям свою причастность к диссидентской деятельности, либо предъявить документальные доказательства, что он преследовался в СССР по политическим мотивам. От еврея же требовался лишь документ (его паспорт или паспорта родителей), подтверждающий его принадлежность к <дозволенной> к эмиграции религиозно-этнической группе. Так, что борьба российских правозащитников за право на эмиграцию была на деле поддержкой борьбы за выезд из страны членов лишь двух этнических групп - евреев и немцев (позже - пятидесятников). Эта деятельность правозащитников никак не может считаться борьбой за права человека, то есть, правозащитной деятельностью, но лишь борьбой за привилегии для отдельных религиозно-этнических групп. Поддержка российскими правозащитниками движения советских евреев за репатриацию в Израиль воспринималась и как солидарность с сионистским движением, имеющим четко выраженный националистический характер. Это обстоятельство, а также значительный процент евреев среди московских правозащитников, создавал в народе и среди патриотической (то есть, не-прозападной) части российского образованного общества мнение, что российские правозащитники не представляют русский народ и, занимаясь выборочной защитой прав человека, выполняют национальный заказ мирового еврейского сообщества. Формированию такого отношения к российским правозащитникам способствовала и поддержка их американскими еврейскими правозащитными организациями, как, например, либеральным Union of Councils for Soviet Jewry, который выбрал в свой Совет Директоров А.Д. Сахарова, В.К. Буковского и А.Д. Синявского. Большое влияние на администрацию США и на советскую Академию Наук имел американский Committee оf Concerned Scientists, состоящий из всемирно известных ученых (в подавляющем большинстве евреев) и оказывающий информационную, профессиональную, моральную, юридическую и материальную помощь советским ученым, преследуемым или лишенным возможности работать по специальности за свое <инакомыслие> или за желание эмигрировать из Советского Союза. Не может быть случайным и тот факт, что единственной международной террористической акцией, которая вывела московских правозащитников на демонстрацию, был захват в 1973 году палестинскими террористами из организации <Черный Сентябрь> израильской спортивной делегации. Тогда на демонстрацию протеста вышли не только московские евреи-отказники, но и правозащитники, включая этнически русского А.Д. Сахарова. c Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: info@contrtv.ru 0.13616919517517 ---8<---------- Всех благ, Andrew -+- GoldEd snapshot-2001.03.04 + Origin: No Origin (2:5020/113.26) ============================================================================= Нello, All ! --- GoldED+/W32 1.1.5 |