|
#1
|
|||
|
|||
Идейные истоки современного кризиса
Vadim Jivoderov написал(а) к All в Oct 04 23:23:44 по местному времени:
Идейные истоки современного кризиса Многие интеллигенты, выступая на идеологической арене, наловчились расширять приложение некоторых <горячих> понятий на очень далекие от обычного смысла, который люди придают этим понятиям. Затем внимание фиксируется на той категории, которая действительно подпадает под определение - и вот вам <250 миллионов репрессированных>. Вот как, например, академик Д.С.Лихачев соболезнует русской интеллигенции, ставшей жертвой большевиков: <Миллионы истинных интеллигентов, истинных патриотов своей Родины были изгнаны из России, репрессированы, уничтожены, унижены:>. Спорить с этим невозможно - наверняка когда-то и кем-то были унижены все до одного истинные интеллигенты. Но ведь это стоит в сцеплении с понятием <уничтожены>. Сцепи ничтожную величину с огромной - и на нее распространится ощущение огромности. Выходит, миллионы были уничтожены: Стоит вспомнить и ключевое слово перестройки дефицит. Оно означает нехватку - и все его вроде бы так и понимают. И в то же время интеллигенция уверовала, что во времена Брежнева <мы задыхались от дефицита>, а сегодня никакого дефицита нет, изобилие. Но пусть бы интеллектуал объяснил <тупому сов-ку>, как может образоваться изобилие при спаде производства. Много производили молока - это был дефицит; снизили производство вдвое - это изобилие. Ведь это мышление шизофреника. Вот что означает понятие дефицит в его жестком, ограниченном значении: в 1985 г. в РСФСР в среднем на душу населения потреблено 23,2 кг рыбы и рыбопродуктов, а в 1997 г. в РФ - 9,3 кг. Дефицит рыбы как продукта питания - при ее изобилии на прилавках как знака ложного изобилия. Люди, которые приветствуют такое положение, впадают в глубокое гипостазирование. Что мы получили через три года реформы хотя бы в питании, говорит <Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 году>: <Существенное ухудшение качества питания в 1992 г. произошло в основном за счет снижения потребления продуктов животного происхождения. Отмечается вынужденная ломка сложившегося в прежние годы рациона питания, уменьшается потребление белковых продуктов и ценных углеводов, что неизбежно сказывается на здоровье населения России и в первую очередь беременных, кормящих матерей и детей. В 1992 г. более половины обследованных женщин потребляли белка менее 0,75 г на кг массы тела - ниже безопасного уровня потребления для взрослого населения, принятого ВОЗ> [выделено мною - С.Кара-Мурза]. Впечатление такое, будто сознанием наших интеллектуалов на время и впрямь овладели идолы, образы ложных сущностей. Так например, их рассуждения о связи собственности с демократией обнаруживают такой регресс относительно исторического знания, что их и рациональными назвать уже нельзя. Даже кадеты начала ХХ века, оказавшись несостоятельными в российской политике, все же были гораздо ближе к реальности и логике. М.Вебер, объясняя коренное отличие русской революции от буржуазных революций в Западной Европе, приводит важный довод: к моменту первой революции в России понятие <собственность> утратило свой священный ореол даже для представителей буржуазии в либеральном движении. Это понятие даже не фигурирует среди главных программных требований российских либералов. Как пишет исследователь трудов Вебера историк-эмигрант А.Кустарев, <таким образом, ценность, бывшая мотором буржуазно-демократических революций в Западной Европе, в России ассоциируется с консерватизмом, а в данных политических обстоятельствах даже просто с силами реакции> Вся идеологическая кампания, направленная на то, чтобы убедить граждан, будто частная собственность и основанный на ней капитализм <создают> права и свободы человека, противоречит давно установленным выводам социологии и философии. Тезис о связи капитализма с демократией отвергнут не только марксизмом, но и либеральными мыслителями. Вот что пишет М. Вебер в 1906 г.: <Было бы в высшей степени смешным приписывать сегодняшнему высокоразвитому капитализму, как он импортируется теперь в Россию и существует в Америке, - этой неизбежности нашего хозяйственного развития - избирательное сродство с <демократией> или вовсе со <свободой> (в каком бы то ни было смысле слова). В высшей степени смешным! Говорить о причинно-следственной связи между рынком, демократией и правами человека стало просто неприлично после того, как мир пережил опыт фашизма. Ведь фашизм - порождение именно капитализма и присущего ему общества, в ином обществе он и появиться не мог. Вот что пишет философ Г. Маркузе: <Превращение либерального государства в авторитарное произошло в лоне одного и того же социального порядка. В отношении этого экономического базиса можно сказать, что именно сам либерализм <вынул> из себя это авторитарное государство как свое собственное воплощение на высшей ступени развития>. Так что утверждение, будто частная собственность и рынок порождают демократию и только демократию, не имеет ни исторических, ни логических оснований. Поразительно, как оно могло быть принято интеллигенцией, когда перед глазами был пример Пиночета, который провел в Чили примерно ту же реформу, что и Чубайс в России. С понятием демократии тесно связано и понятие права. То, как трактовали это понятие представители нашей гуманитарной элиты, поражает своей несовместимостью с логикой и общеизвестной реальностью. Философы перестройки утверждали <самозаконность человеческого поведения>! Подумать только - отрицали саму возможность общества и государства ограничивать поведение индивида общими правовыми нормами. Самозаконность! Ясно, что они при этом верили в то, что советский строй был неправовым - и, навязывая нам эту <самозаконность>, по выражению Тойнби, самодовлеющего индивида, немало сделали для того, чтобы погрузить наше общество в правовой беспредел 90-х годов. Страшно то, что, служа идеологическим прикрытием для самой подлой и примитивной преступности, наши утонченные философы, похоже, действительно не понимали, что творят. Да вряд ли поняли и сегодня - никаких явных признаков понимания не видно. На круглом столе 1990 г. в <Вопросах философии> Э.Ю.Соловьев, ссылаясь на Канта, с большим апломбом утверждал: <О наличии в обществе права можно говорить лишь в том случае, если член этого общества признан государством в качестве разумного существа, способного самостоятельно решать, что для них хорошо: Цели людей не подлежат властно-законодательному определению>. Надо вдуматься в картину того <правового> общества, которое последовало бы этим императивам! Значит, и Чикатило, и Шамиль Басаев имеют право <самостоятельно решать, что для них хорошо>. Более того, они имеют право превратить свои решения в цели, а затем и реализовать эти цели в виде деятельности - ведь их поведение обладает самозаконностью. Ни общество, ни государство в это их целеполагание и поведение не должны вмешиваться - или философ признает их неправовыми. Это нормально? И ведь философу Э.Ю.Соловьеву вторит юрист В.Д.Зорькин: <Человек обладает разумом и волей и имеет свободу выбора поведения на основе внутреннего самоопределения>. Можно ли поверить, что полковник юстиции говорит это искренне? Как это <свобода выбора поведения на основе внутреннего самоопределения>? Зачем же тогда законы, полиция, полковники юстиции? Мы что, узакониваем мрачную утопию Гоббса, согласно которой <естественный> человек якобы имеет право на все и ведет <войну всех против всех> согласно праву на <свободу выбора поведения>? Да ведь и Гоббс, даже приняв эту совершенно ошибочную антропологическую модель, считал, что, став цивилизованным, человек от этой свободы отказывается, передавая ее государству. А законодатель в сфере исторического материализма М. Я. Ковальзон и к понятию правового государства ухитрился пристегнуть требование узаконить частную собственность. Уже в 1990 г. он раскаялся в своих марксистских заблуждениях и влился в общий хор рыночных гуманитариев. Разумеется, на антисоветской ноте: <Как и почему у нас сложилось неправовое государство? Что нужно сделать, чтобы у нас утвердились право, свобода, демократия?.. Право по сути есть юридическое выражение отношений собственности, возникающее там, тогда и постольку, где существуют и соотносятся не просто различные, а именно частные собственники: Только в обществах, основанных на частной собственности, с необходимостью порождающей социальное неравенство, появляется такая система норм общественного поведения, которая может сохранять свою действенность лишь при наличии силы государства>. Итак, наши философы-марксисты уже и социальное неравенство считают за благо и гарант правового общества. Какой маразм! И эти люди писали и пишут учебники для наших университетов. Всякие рациональные очертания потеряло в годы перестройки и понятие <гласность>. Казавшиеся вполне разумными люди призывали к полному устранению цензуры, к сбрасыванию абсолютно всех покровов с отношений между людьми. Видимо, большинство образованных людей клюнуло тогда на примитивную приманку <свободных мнений> - прежде всего, очерняющих собственную страну и ее историческое прошлое. Трудно было удержаться в стороне от этого общего порыва. Поразительно другое - сколь большая часть интеллигенции задержалась в этом потоке, когда пора было увидеть, что вся эта <гласность> была приступом иррациональности, довольно-таки постыдном для образованного слоя. Многие плывут в этом потоке и до сих пор (но в искренность этих людей поверить уже невозможно - тут или политический интерес, или невозможность найти путь назад, все мосты сожжены). Как тяжело было смотреть, после того как прошло возбуждение первой волны перестройки, как умные и честные люди продолжают заглатывать пустые, дешевые идеи, требуют их все больше и больше, хватаются за газеты, не могут оторваться от телевизора - без всякого чувства меры. Им просто нет времени задуматься, сделать собственное умозаключение. Ницше писал о таком состоянии: <Легкое усвоение свободных мнений создает раздражение, подобное зуду; если отдаешься ему еще больше, то начинаешь тереть зудящие места, пока, наконец, не возникает открытая болящая рана>. Это и случилось с нами во время перестройки - и этому мы не сумели противопоставить рассудительность. Идеологи делали тогда заявления тоталитарные, лишенные всякого разумного смысла. Вот высказывание А.Н.Яковлева: <Иногда и у нас говорят о том, что невредно, дескать, было бы установить какие-то пределы гласности. Ясно, что когда заводят речь о таких пределах, значит, гласность кому-то мешает>. И почему же это надо принимать за довод в пользу беспредельной гласности? Ведь это просто глупость! Разве следует делать именно то, что людям мешает? Почему же не уважить людей, которые просят не мешать им жить? 1 Д.Лихачев. Я вспоминаю. М.: Прогресс. 1991. С. 228. 2 В сравнении с русскими буржуазными либералами начала ХХ века наши раскаявшиеся марксисты выглядят нелепо. Вспомним, как В.Селюнин излагал их символ веры: <Рынок есть свя-щен-ная и неприкосновенная частная собственность. Она, если угодно, самоцель, абсолютная общечеловеческая ценность>. Ну, В.Селюнин - газетчик. Но ведь в том же духе высказывался и А.Н.Яковлев, и куча других академиков и профессоров. 3 Ф.Ницше. Человеческое, слишком человеческое. Ст. 605. М.: Мысль. 1990. Т. 1. 4 А.Н.Яковлев. Перестройка и нравственность// Сов. культура. 1987. 21 июля. С.Кара-Мурза http://www.contr-tv.ru/article/polit...4-09-29/istoki --- GoldED+/W32 1.1.5 |